Форум » Балтика и Черное море » Наши в Турции » Ответить

Наши в Турции

smax: Здравствуйте! В книжке про "новики" прочитал, что в январе 1943 один из черноморских "новиков" ходил к границе территориальных вод Турции встречать ТР "Ульянов". Первый рах встреча не состоялась, т.к. ТР не вышел из Трапезунда. Второй раз - встретились. А что, собственно, делал наш ТР в Турции - зачем ходил и вообще? Ходили ли другие наши ТР в Турцию и если "да", то насколько часто и, опять-таки, зачем? Спасибо. С уважением, Макс

Ответов - 12

Alexey RA: ЕМНИП, в одном из последних "Гангутов" была статья по торговому и транспортному флоту на ЧМ. Там, в том числе, описывались рейсы в Турцию и связанные с этим проблемы... Опять же, можно посмотреть на Милитере: Советское правительство добивалось возобновления торговли с Турцией. С ноября 1942 г. из турецкого порта Трабзон в Батуми стали поступать в небольших количествах шерсть, сырье валлонея, хозяйственное мыло, маслины, орехи, кожа и другие товары. На этой линии работали теплоходы и пароходы «Ульянов», «Пестель» и «Анатолий Серов». Хотя эта коммуникация и короткая, тем не менее рейсы были весьма рискованными. Приходилось учитывать выжидательную позицию Турции. Поначалу, чтобы избежать нежелательных инцидентов, суда следовали в турецкий порт невооруженными, сняв пушки и пулеметы. Примерно через год их снова вооружили, но орудия установили лишь на корме, поскольку по международным правилам того времени они считались оборонительным средством и не могли служить основанием для протеста со стороны властей нейтральной страны. Позже было восстановлено и носовое вооружение. Транспорты, ходившие в Трабзон, были лишены обычного конвоирования. Корабли охранения оставляли их в 20–25 милях от Трабзона. Суда оставались беззащитными до выхода на обратном пути из турецких территориальных вод. Первым в Трабзон прибыл теплоход «Ульянов» (капитан П. И. Степанов). В 1942–1943 гг. он совершил три таких рейса, а теплоход «Анатолий Серов» (капитан К. К. Третьяков) — четыре. В последний рейс в Турцию за импортом отправился в июне 1944 г. товаро-пассажирский пароход «Пестель» (капитан С. Н. Кушнаренко). Приняв на рейде Трабзона груз, обычно доставлявшийся с берега малыми судами — «фелюгами», транспорт вечером 18 июня снялся с якоря. На подходе к границе территориальных вод впередсмотрящие с бака и орудийные расчеты носовых орудий доложили на мостик о шуме моторов со стороны места встречи с кораблями охранения. Это строем фронта приближались сторожевые катера. Когда капитан по радио связался с командиром конвоя, вдруг раздался мощный взрыв: в борт «Пестеля» угодила торпеда, выстреленная вражеской подводной лодкой. Взрывная волна сбросила на спардек (средняя часть палубы) С. Н. Кушнаренко, его дублера Т. П. Рымкуса и других моряков, находившихся на мостике. Раненые капитан и дублер с трудом добрались до шлюпки и начали ее спускать на воду. Но в этот момент спардек залило водой. Пароход стремительно пошел ко дну, засосав в образовавшуюся воронку Кушиаренко и еще несколько человек. Сторожевые катера подобрали с воды всех оставшихся в живых. 18 членов экипажа «Пестеля» погибли. Так трагически закончились импортные перевозки из Турции. Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне.

smax: Alexey RA, спасибо. Советское правительство добивалось возобновления торговли с Турцией А зачем добивалось? Ну то есть вроде как в данном списке ничего такого жизненно необходимого вроде как нет (правда я не знаю что такое "сырье валлонея")

Hai Chi: smax пишет: А зачем добивалось? Ну то есть вроде как в данном списке ничего такого жизненно необходимого вроде как нет (правда я не знаю что такое "сырье валлонея") Из Турции в основном получали шерсть и кожу. Это вполне себе жизненно важные товары в войну. Кроме того, с 1943 г. Турция согласилась позволить транспортировать транзитом через свою территорию в СССР союзные поставки некоторых "невоенных материалов" - в первую очередь медикаментов. Сырье валлонея - это чашечки желудей произрастающего на Кавказе, в Греции и Малой Азии дуба, содержат высокую концентрацию дубильных веществ. Это очень ценное сырье для дубления кож.


Гайдукъ: Господа в рамках этой темы хочу разсмотреть еще один моментик правда больше касающейся Турции. Из многих документов известно что в 30-е годы на Черном море поцветала контробанда. основными конторобандистами в данном регеоне считались турки и греки. Известно что советские пограничники задерживали грецких контробандистов даже в казалось закрытом для них Азовском море. Тут получается пора задать первый вопрос: Греки на самом деле греки или так называли советских граждан по национальность -грек жителей причерноморья. Далее турки. Насколько же велик был розмах турецкой контробанды если они без страха вступали в перестрелки с таможенными и пограничными судами даже на Балтике. Доподленно известно что в 1932(могу ощибаться на 1-2 года) году в районе Клайпеды трех мачтовая турецкая парусно-моторная шхуна (название, флаг и экипаж - турки) вступила в перестрелку с СК "Презедентас Сметона". В результате перестрелки тяжело ранен капитан СК и 2 матроса. Если нужны подробности готов поделиться. Посему вопрос №2 - Во время ВОВ турецкая контробанда прекратилась или нет. Ваше мнение, факты.

Titanic: Гайдукъ пишет: Если нужны подробности готов поделиться Да. интересно! Турки нехило так размахнулись - аж на Балтике.

Олег: Гайдукъ пишет: турецкая парусно-моторная шхуна (название, флаг и экипаж - турки) вступила в перестрелку с СК "Презедентас Сметона". Продолжение славных традиций - в 17 веке они английские суда в Канале захватывали.

Cyr: Гайдукъ пишет: Греки на самом деле греки или так называли советских граждан по национальность -грек жителей причерноморья. Скорее всего это малоазийские греки, коих много в Турции.

Гайдукъ: Cyr пишет: Скорее всего это малоазийские греки, коих много в Турции. Все может быть. Каково Ваше мнение присутствовала ли контробанда в СССР во время ВОВ и коков ее розмах?

Рамзес: для Гайдука - по последнему вопросу пожалуй даже на турецкой границе все еще к концу 30 - х годов решили , погранотряды там плотно стояли (по границе 4 или 5 было + рейдовые группы) да и за такие действия в то время минимум 58 статья с учетом всех вытекающих , а в военное время так и вовсе по стенкам бы желающих деньгу срубить расставили - максимум что - то совсем мелкое меновое (на уровне к дальнему родственнику через горы в соседнюю державу на свадьбу сходить) , а так чтобы шхуны туда - сюда шныряли так возьми справочник Бережного по 28 - 45 гг , там примерно половина бывших Мошек до войны это погранкатера и они в отличии от литвина на вооружение пушки с пулеметами сразу имели + приказ на свободное применение в кармане да и местные аборигены все свои плавсредства в пограничье под учетом четким да по колхозам держали (ну разве кроме совсем уж гребных шлюпок) - в общем думаю если и были весьма какие - то редкие случаи (это чисто по периоду войны - что в начале 30 - х события имели место инфа попадалась) их участники и до сих пор не спешат моментом с исследователями поделиться (если конечно вообще имел место быть)

asdik: Читали Лавренёва "Таласса"? Начало 30-х, Крым, контрабандисты-греки... Понимаю, скажете беллетристика, но всё-же...

Ingvar: Гайдукъ пишет: Доподленно известно что в 1932(могу ощибаться на 1-2 года) году в районе Клайпеды трех мачтовая турецкая парусно-моторная шхуна (название, флаг и экипаж - турки) вступила в перестрелку с СК "Презедентас Сметона". В результате перестрелки тяжело ранен капитан СК и 2 матроса. Если нужны подробности готов поделиться. Если можно - был очень признателен. Во время ВОВ турецкая контробанда прекратилась или нет. Увы, не могу подтвердить фактами, но думаю, что скорее не только не прекратилась, а наоборот - усилилась. Каково Ваше мнение присутствовала ли контробанда в СССР во время ВОВ и коков ее розмах? ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Насчёт размаха - тут архивы КГБ копать надо!

маркушка: Да и без архива можно приблизительно сказать о размахе - у кого есть опубликованные данные о числе арестованных - там приводились сведения о числе арестов "за контрабанду" в отдельные 20-30 гг., интересные документы о борьбе с морской контрабандой были в советском пятитомнике документов о Пограничных войсках - соответственно наверное 2 или 3 том. Вряд ли контрабанда имела большой размах даже в тех местечках где сроду этим занимались. Но в масштабах по губернии от общего кол-ва преступлений могла занимать большое место, однако это никак не говорит о большом размахе. А моё мнение - в условиях войны она сократилась до минимума, если не была пресечена (или самоликвидировалась) вообще.



полная версия страницы