Форум » Балтика и Черное море » минная война на балтике » Ответить

минная война на балтике

eugene: Каково отношение участников форума к книге Богатырева и Ларинцева про потери флотов противника на Балтике в 1941 году? Каковы были упущенные возможности советского флота в минной войне? Почему немцам удалось набросать такое огромное количество мин в Финском заливе буквально под носом у советского флота?

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

АВЩ: Hai Chi пишет: по одной из основных версий, "Ильмаринен" зацепил мину параваном при выходе со шхерного фарватера у Утё и тащил ее за собой, а при повороте подтянул к борту. Т.е. тогда выходит история схожая с подрывом ряда советских кораблей, и координаты заграждения и подрыва не совпадают. И эта версия также имеет право на существование... Такой и была минная война.

АВЩ: Справочно: МЗМ поставленные финнами и немцами в июне 1941г. на Балтике Финский залив 20.06.41 г. Corbetha /27 S/08 -40; Spr/С-46, к норду от Пакри, интервал соотв.60 м.,80 м., углубление 2м, 12 м. Ставили финны. 20.06.41г. Apolda 5/- S/08 -30; Spr/С-40, к норду от Тахкуны, интервал соотв.50 м.,80 м углубление 2м, 12 м. Ставили финны. 21-22.06.41г. Apolda 1/87 (И-12), в 2 ряда, к норду от Тахкуны, 120 мин ЕМС, интервал167 м., углубление 3м, 143 мин. защ. Spr B интервал 91 м., углубление 10м. Ставили немцы. 21-22.06.41г. Apolda 2/28 (И-13), в 2 ряда, к норду от Тахкуны, 101 мин ЕМС, интервал167 м., углубление 3м, 123 мин. защ. Spr B и Spr/С интервал 91 м., углубление 10м. Ставили немцы. 21-22.06.41г. Apolda 3/29 (И-14), в 2 ряда, к норду от Тахкуны, 101 мин ЕМС, интервал167 м., углубление 3м, 122 мин. защ. Spr B и Spr/С интервал 91 м., углубление 10м. Ставили немцы. 21-22.06.41г. Apolda 4/30 (И-15), в 2 ряда, к норду от Тахкуны, 99 мин ЕМС, интервал167 м., углубление 3м, 122 мин. защ. Spr B и Spr/С интервал 91 м., углубление 10м. Ставили немцы. 21-22.06.41г. Apolda 6/31 (И-16), в 2 ряда, к норду от Тахкуны, 130 мин ЕМС, интервал 60 м., углубление 3м, 122 мин. защ. Spr B интервал 91 м., углубление 10м. Ставили немцы. 21-22.06.41г. Сorbetha /24 (И-17), в 2 ряда, к зюйду от Порккала-удд, 150 мин ЕМС, интервал 230 м., углубление 3м, 250 мин. защ. Spr B и Spr/С интервал 70 м., углубление 10м. Ставили немцы. 22.06.41г. Сorbetha /25 (И-57), к весту от Наргена, 160 мин ЕМС, интервал 30 м., углубление 3,5м, 270 мин. защ. Spr B и Spr/С, интервал 70 м., углубление 10м. Ставили немцы 22.06.41г. Сorbetha /26а (И-58), к норду от Пакри, 50 мин ЕМС, интервал 30 м., углубление 3м,. Ставили немцы 22.06.41г. Сorbetha /26b (И-59), к норду от Пакри, 130 мин. защ. Spr B интервал 70 м., углубление 10м. Ставили немцы. 22.06.41г. -/94 (И-73), к весту от Кронштадта, 16 мин BМ1 , донные, Ставили немцы 22.06.41г. -/F5 (И-75), к норду от Кунды, 20 мин S/30, интервал100 м., углубление 2м, Ставили финны. 23.06.41г. -/F3 (И-74), к норду от Мохни, 20 мин S/30, интервал100 м., углубление 2м, Ставили финны. 23.06.41г. Gotha -/32 (И-18), в 2 ряда, к норд-осту от Тахкуны, 12 мин ТМВ, донные. Ставили немцы. 24.06.41г. D1/35 (И-19), к норду от Тахкуны, 36 мин ТМВ, донные. Ставили немцы. 24.06.41г. -/F7 (И-77), к норд-осту от м.Родшер, 18 мин S/36, интервал100 м., углубление 3м, Ставили финны. 24.06.41г. -/F10 (И-78), к зюйд-весту от м.Родшер, 20 мин S/36, интервал100 м., углубление 3м, Ставили финны. 26.06.41г. Kalgrund (И-3), к норду от Верги, 20 мин S/30, интервал200-300 м., углубление 2м, Ставили финны. 26-27.06.41г.Kipinola /- (И-1), к норду от о.Осмуссаар, 100 мин S/40, интервал120 м., углубление 3,5м, 100мин.защ. интервал130 м., углубление 5/20м. Ставили финны. 26.06.41г. D2/36 (И-20), к норду от Моонзунда, 100 мин ЕМС, интервал 350 м., углубление 3,5м, 250 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 8м. Ставили немцы. 26.06.41г. -/F11 (И-79), к зюйду от м.Зайндло, 20 мин S/36, интервал100 м., углубление 3м, Ставили финны. 27.06.41г. Kuolemajavvi (И-2), к норд-осту от о.Осмуссаар, 200 мин S/40, интервал100 м., углубление 3,5м. Ставили финны. 28.06.41г. -/F6 (И-76), к норду от м.Тютерс, 17 мин S/36, интервал100 м., углубление 3м, Ставили финны. Рижский залив, Ирбенский пролив и островной район. 22.06.41г. -/17 (И-89), Ирбенский пролив, 12 мин ТМВ, интервал 370 м., донные, Ставили немцы. 22-23.06.41г. Soelasalmi (И-86), Соэлозунд, 12 мин ТМВ, интервал216 м., донные, Ставили немцы. 23.06.41г. -/34 (И-90), Ирбенский пролив, 18 мин ТМВ, интервал 300 м., донные, Ставили немцы. Балтийское море 16.06.41г. -/1 (И-101), у Пиллау, 63 мин UMA. Ставили и тралили немцы. 17.06.41г. -/2 (И-102), у Мемеля, 120 мин EMD. Ставили и тралили немцы. 17.06.41г. -/3 (И-103), у Мемеля, 36 мин UMA. Ставили и тралили немцы. 17.06.41г. -/4 (И-104), у Мемеля, 28 мин UMA. Ставили и тралили немцы. 19.06.41г. -/5 (И-105), Мемель- южн. часть о Эланд , 140 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 19.06.41г. -/6 (И-106), Мемель- южн. часть о Эланд , 110 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 19.06.41г. -/7 (И-107), Мемель- южн. часть о Эланд , 118 мин ЕМС, 600 мин. защ. Spr B Ставили и тралили немцы. 19.06.41г. -/8 (И-108), Мемель- южн. часть о Эланд , 140 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/9 (И-109), Мемель- южн. часть о Эланд , 110 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/11 (И-110), Мемель- южн. часть о Эланд , 140 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/13 (И-112), Мемель- южн. часть о Эланд , 118 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/14 (И-113), Мемель- южн. часть о Эланд , 132 мин ЕМС, 600 мин. защ. Spr B Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/15 (И-114), у Кольберга , 150 мин UMA. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/19 (И-116), у Виндавы , 24 мин ТМВ, донные. Ставили и тралили немцы. 20.06.41г. -/16 (И-115), у Кольберга, 300 мин UMA, донные. Ставили и тралили немцы. 21.06.41г. -/12 (И-111), Мемель- южн. часть о Эланд , 110 мин ЕМС. Ставили и тралили немцы. 22.06.41г. - /20-23 (И-117-120), у Либавы, 29 мин ТМВ, донные. Ставили немцы

АВЩ: Справочно: МЗМ поставленные финнами и немцами в июле 1941г. на Балтике Финский залив 1.07.41г. D3/37 (И-21), к норду от Тахкуны, 36 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 3,5м, Ставили немцы. 1.07.41г. D3/37а (И-22), к норду от Тахкуны, 50 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 8м. Ставили немцы. 2.07.41г. D5/38а (И-25), к норду от Тахкуны, 100 мин ЕМС, интервал 121 м., углубление 3м, Ставили немцы. 2.07.41г. D5/38b (И-26), к норду от м.Лохусалу, 50 мин. защ. Spr B интервал 242 м., углубление 8м. Ставили немцы. 5.07.41г. D4/39а (И-23), к норду от м.Лохусалу, 30 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 3м, Ставили немцы. 5.07.41г. D4/39b (И-24), к норду от м.Лохусалу, 40 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 10м. Ставили немцы. 9.07.41г. -/F 13 (И-80), к норду от Верги, 6 мин RMA, донные, Ставили финны. 9-10.07.41г. Р1/F-14 (И-56), к норду от Верги, 6 мин RMA, донные, Ставили финны. 11.07.41г. D6/42 (И-27), к норд-осту от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 3м, Ставили немцы. 11.07.41г. Lobiniemi/F-15 (И-55), к норду от Лобиниеми, 18 мин S/36, интервал 310 м., углубление 3м.Ставили финны. 13.07.41г. D7/43 (И-28), к норд-осту от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 3м, Ставили немцы. 20-21.07.41г. D8/44 (И-29), к норду от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 3м, 20 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 10м.Ставили немцы 20-21.07.41г. Muolaa (И-3), к норд-осту от Юминды, 20 мин S/40, интервал 100 м., углубление 3м., 15 мин.защ. S/Sp, интервал 100 м., углубление 3м.,Ставили финны. 21.07.41г. -/ F 16 (И-81), к норду от о.Мохни, 85 мин S/40, интервал 50 м., углубление 3м. Ставили финны. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

АВЩ: Рижский залив, Ирбенский пролив и островной район (Даго, Эзель) 5.07.41г. Irbensalmi/18 (И-85), Ирбенский пролив, 12 мин ТМВ, интервал 62,5 м., донные, Ставили предположительно немцы. 5.07.41г. -/40 (И-91), Соэлозунд, 12 мин ТМВ, интервал 62,5 м., донные, Ставили немцы. 5.07.41г. -/41 (И-92), Соэлозунд, 12 мин ТМВ, интервал 62,5 м., донные, Ставили немцы. 31.07.41г. Ristna/45 (И-87), к зюйд-весту от Ристны, 12 мин ТМВ, интервал 370 м., донные, Ставили немцы. 31.07.41г. 49/46 (И-88), к норд-весту от Ристны, 12 мин ТМВ, интервал 370 м., донные, Ставили немцы. Балтийское море (южн.часть) МЗМ немцами в июле 1941г. не выставлялись. На июль 1941г. ВСЁ… В перечне не указаны оборонительные МЗМ, выставленные финнами в своих территориальных водах 1)в период «зимней войны», 2)выставленные и наращенные до начала «войны-продолжения» и 3) в период Великой Отечественной войны СССР, но попавшие в «финские списки» и вытраленные финскими минно-тральными силами во время войны и после капитуляции Финляндии (полные данные по ним – в архивах Финляндии).

АВЩ: Справочно: МЗМ, поставленные финнами и немцами в августе 1941г. на Балтике Финский залив 2.08.41г. Osmussari/-, (И-5), к осту от о.Осмуссаар, 18 мин S/36, интервал 370 м., углубление 3м. Ставили финны. 8.08.41г. -/47 (И-60), к норду от Юминды, 168 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 3м. 40 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 10м.Ставили немцы. 10.08.41г. -/48 (И-61), к норду от Юминды, 39 мин. защ. Spr B интервал 50 м., углубление 10м.Ставили немцы. 10.08.41г. Aurapaa/-, (И-6), к норду от Юминда, 201 мин S/36, интервал 50 м., углубление 3м. Ставили финны. 11.08.41г. Vuokii/F-19, (И-7), к норду от Юминда, 195 мин S/40, интервал 50 м., углубление 3м. Ставили финны. 12.08.41г. -/56 (И-62), к норду от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 3м. Ставили немцы. 13.08.41г. Perkjavvi/-, (И-8), к норду от Юминда, 200 мин S/08, интервал 50 м., углубление 3м. Ставили финны. 15.08.41г. F21a/-, (И-9), к норд-весту от Юминда, 100 мин. защ. Spr B интервал 140 м., углубление 3м. Ставили финны. 15.08.41г. D13/58 (И-30), к норд-весту от Юминды, 48 мин ЕМС, интервал 135 м., углубление 3м. Ставили немцы. 15.08.41г. D14/59 (И-31), к норд-весту от Юминды, 47 мин ЕМС, интервал 135 м., углубление 3м, Ставили немцы. 15.08.41г. D15/60 (И-32), к норд-весту от Юминды, 40 мин. защ. Spr B интервал 235 м., углубление 5-12м. Ставили немцы. 15.08.41г. D16/61 (И-33), к норд-весту от Юминды, 80 мин. защ. Spr B интервал 235 м., углубление 5-12м. Ставили немцы. 15.08.41г. -/F-21a (И-82), к норд-весту от Юминды, 80 мин M12., углубление 1м. Ставили немцы и финны. 15-16.08.41г. D17/62 (И-34), к норд-весту от Юминды, 80 мин ЕМС, интервал 150 м., углубление 10м. Ставили немцы. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

АВЩ: Финский залив (продолжение) 19.08.41г. D18/63 (И-35), к норду от Юминды, 36 мин ЕМС, интервал 200 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 19.08.41г. D19/64 (И-36), к норду от Юминды, 18 мин. защ. Spr B , интервал 400 м., углубление 10м. Ставили немцы. 19.08.41г. D20/65 (И-37), к норду от Юминды, 36 мин. защ. Spr B , интервал 200 м., углубление 10м. Ставили немцы. 20.08.41г. D21/66 (И-38), к норд-весту от Юминды, 100 мин ЕМС, интервал 123 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 20.08.41г. Heliseva/-, (И-10), к норд-весту от Юминда, 100 мин. M/12 интервал 80 м., углубление 1,2м. Ставили финны. 21.08.41г. D23/67 (И-39), к норд-весту от Юминды, 123 мин. защ. Spr B , интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы. 22.08.41г. D22/68 (И-40), к норд-весту от Юминды, 36 мин ЕМС, интервал 113 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 24.08.41г. -/69 (И-63), к норду от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 25.08.41г. -/70 (И-64), к норду от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 25.08.41г. -/73 (И-65), к норду от Ристны, 30 мин ТМВ, донные. Ставили немцы 25.08.41г. D45/71 (И-53), к норду от Ристны, 85 мин ЕМС, интервал 113 м., углубление 3м. Ставили немцы. 26.08.41г. -/77 (И-66), к норду от Юминды, 24 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 26.08.41г. -/78 (И-67), к норду от Юминды, 20 мин. защ. Spr B , интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы. 26.08.41г. D26/74 (И-41), к норд-осту от Юминды, 80 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы 26.08.41г. D27/75 (И-42), к норд-осту от Юминды, 102 мин ЕМС, интервал 115-175 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 26.08.41г. D28/76 (И-43), к норд-осту от Юминды, 80 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы. 28.08.41г. -/F-23 (И-83), к зюйду от Колбодагрунда, 24 мин M12., углубление 1м. Ставили немцы и финны. 29.08.41г. -/79(И-68), к норд-осту от Юминды, 30 мин ЕМС, интервал 75 м., углубление 1,5м. 50 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы. 30.08.41г. -/80 (И-69), к норд-осту от Юминды, 36 мин ЕМС, интервал 75 м., углубление 1,5м., 40 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы. 31.08.41г. -/81 (И-70), к норд-осту от Юминды, 36 мин ЕМС, интервал 75 м., углубление 1,5м., 40 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы. 31.08.41г. -/82 (И-71), к норд-осту от Юминды, 36 мин ЕМС, интервал 75 м., углубление 1,5м., 40 мин. защ. Spr B , интервал 84м., углубление 10м. Ставили немцы. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

АВЩ: Рижский залив, Ирбенский пролив и островной район (Даго, Эзель) 10.08.41г. -/49 (И-93), Ирбенский пролив, 22 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы. 10.08.41г. -/50 (И-94), Ирбенский пролив, 25 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы. 10.08.41г. -/51 (И-95), Ирбенский пролив, 25 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы 10.08.41г. -/52 (И-96), Ирбенский пролив, 25 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы 10.08.41г. -/53 (И-97), Ирбенский пролив, 25 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы 11.08.41г. -/55 (И-99), к осту от Абрука, 24 мин ТМВ, донные. Ставили немцы 12.08.41г. -/54 (И-98), Ирбенский пролив, 28 мин ЕМС, углубление 1 м., Ставили немцы 13.08.41г. -/57 (И-100), у южн. части пр. Каре-Курк, 18 мин ТМВ, донные. Ставили немцы. Балтийское море (южн.часть) МЗМ немцами в августе 1941г. не выставлялись. На август 1941г. ВСЁ… В перечне, повторюсь, не указаны оборонительные МЗМ, выставленные финнами в своих территориальных водах 1)в период «зимней войны» и не вытраленные до начала «войны-продолжения», 2)выставленные и наращенные до начала «войны-продолжения» и 3) в период Великой Отечественной войны СССР, но попавшие в «финские списки» и вытраленные финскими минно-тральными силами во время войны и после капитуляции Финляндии (полные данные по ним – в архивах Финляндии).

АВЩ: Справочно: МЗМ, поставленные финнами и немцами в сентябре 1941г. на Балтике Финский залив 3.09.41г. D35/83 (И-44), к норд-весту от Юминды, 120 мин. защ. Spr B , интервал 83м., углубление 10м. Ставили немцы 8.09.41г. D36/84 (И-45), к норд-осту от Сескара, 48 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 1,5м., 40 мин. защ. Spr B , интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы. 10.09.41г. D39/87 (И-47), к осту от Гогланда, 48 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 1,5м., 40 мин. защ. Spr B , интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы. 17.09.41г. D39/87 (И-47), к норд-весту от Юминды, 136 мин ЕМС, интервал 110-115 м., углубление 1,5м. Ставили немцы 17.09.41г. D40/88 (И-48), к норд-весту от Юминды, 200 мин. защ. Spr B , интервал 80м., углубление 10м. Ставили немцы. 17.09.41г. -/86 (И-72), к норд-осту от Юминды, 66 мин ЕМС, интервал 110-115 м., углубление 1,5м. 40 мин. защ. Spr B, интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы. 21.09.41г. D41/89 (И-49), к норду от м. Калбодагрунд, 86 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 1,5м., 100 мин. защ. Spr B, интервал 120м., углубление 10м. Ставили немцы 22.09.41г. D42/90 (И-50), к осту от м. Калбодагрунд, 126 мин ЕМС, интервал 100 м., углубление 1,5м. Ставили немцы 22.09.41г. D43/91 (И-51), к осту от м. Калбодагрунд, 100 мин. защ. Spr B , интервал 115м., углубление 10м. Ставили немцы. 25.09.41г. D44/92 (И-52), к весту от м. Калбодагрунд, 86 мин ЕМС, интервал 110 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. Рижский залив, Ирбенский пролив и островной район (Даго, Эзель) МЗМ немцами в сентябре 1941г. не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ. Балтийское море (южн.часть) МЗМ немцами в сентябре 1941г. не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ. На сентябрь 1941г. ВСЁ… Справочно: МЗМ немцами в октябре 1941г. на Балтике не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ,финны занимались тралением наших и подновлением своих МЗМ.

АВЩ: Справочно: МЗМ, поставленные финнами и немцами в ноябре 1941г. на Балтике Финский залив 3.11.41г. D 46/93 (И-54), к норд-весту от Юминды, 150 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 1,5м. Ставили немцы. 14.11.41г. -/F30 (И-84), к норд-весту от Юминды, 140 мин ЕМС, интервал 50 м., углубление 1,5м. Ставили немцы и финны. По данным разведки КБФ, немцы занимались тралением наших и ряда своих МЗМ, финны занимались тралением наших и подновлением своих МЗМ. Рижский залив, Ирбенский пролив и островной район (Даго, Эзель) МЗМ немцами в ноябре 1941г. не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ. Балтийское море (южн.часть) МЗМ немцами в ноябре 1941г. не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ. На ноябрь 1941г. ВСЁ… Справочно: МЗМ немцами в декабре 1941г. на Балтике не выставлялись. По данным разведки КБФ немцы занимались тралением наших и своих МЗМ в Финском заливе, Рижском заливе, Ирбенском проливе, островном районе (Даго, Эзель) и в южной части Балтийского моря, финны занимались тралением наших и подновлением своих МЗМ в своей зоне ответственности. На 1941г. - ВСЁ… В перечнях МЗМ выставленных в 1941году, повторюсь ещё раз, не указаны оборонительные МЗМ, выставленные финнами в своих территориальных водах 1)в период «зимней войны» и не вытраленные до начала «войны-продолжения», 2)выставленные и наращенные до начала «войны-продолжения» и 3) выставленные и наращенные в период Великой Отечественной войны СССР, но попавшие в «финские списки» и вытраленные финскими минно-тральными силами во время войны, после капитуляции Финляндии и во время послевоенного боевого траления (полные данные по ним – в архивах Финляндии).

АВЩ: Справочно: отечественные мины для постановки с нкнк 1. Мины обр. 1926 г. применялись в наиболь¬шем количестве, что объясняется накоплением мин этого образца в предвоенный период. Использовались они преимущественно в обо¬ронительных заграждениях. Мины ставились против надводных кораблей. Вес заряда у мин 250 кг. Длина минрепа 130 м (диаметр 10,2 мм, что по мнению минных специалистов было недостаточно). Противотральных устройств мина не имела. Предохранительные устройства у мины были достаточно надежные. В середине 1943 г. мина была модернизирована и ставилась с противотральными самовзрывате¬лями. Назначение этих приспособлений перебивать взрывом мины тралящую часть параванного охранителя или трала. Вследствие того, что мина взрывалась на поверхности воды, а, следовательно, на большом удалении, в особенности от буксируемого трала, перебитие тралящей части не было гарантировано. После войны образец мины снят с вооружения флота. 2. Мины КБ использовались преимущественно в оборонительных заграждениях. Мина имела вес заряда 230 кг и длину минрепа 263 м (диаметром 10,2 мм). Мина была вооружена противопараванным прибором «Чайка». Она имела несомненные тактические преимущества по сравнению с миной обр. 1926 г. как в отношении противотральной стойкости, так и длины минрепа. Клапан потопления был принят на вооружение в 1941 г. Большинство мин было подано на флот в на¬чале войны без клапанов потопления, вследствие чего мины, сорван¬ные с минрепов, плавали на поверхности и представляли опас¬ность для плавания кораблей, особенно в ночное время. После войны эта мина была вооружена электроакустическим прибором «Краб», что превратило ее в якорную неконтактную аку¬стическую мину направленного действия. Модернизация мины в этом направлении дает возможность использовать ее с указанным прибором в условиях приливо-отливных течений и тем разрешает вопрос постановки якорных мин в указанных сложных гидрологи¬ческих условиях. Считалось, что вероятность встречи корабля с якорной неконтакт¬ной миной значительно выше, чем с контактной миной. Следова¬тельно, расход этих мин должен быть меньше, нежели контактных. 3. Мины обр. 1908/39 г. использовались по большей части про¬тив тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений, против кораблей не¬большого водоизмещения, против транспортов и самоходных барж. Катера различных подклассов ставили эти мины в активных загра¬ждениях. Мины были снабжены противопараванным прибором «Чайка». Они явились значительно модернизированным образцом мин обр. 1908 г., которые нельзя было использовать с прибором «Чайка», так как у них была недостаточная плавучесть. Вес заряда у мин обр. 1908/39 г. 115 кг, длина минрепа 110 м (при диаметре 10,2 мм). Такая длина минрепа считалась недостаточной для постановки этих мин у внешней кромки позиционного за¬граждения. Мины использовались не только против надводных кораблей, но и против подводных лодок; в последнем случае они ставились по измеренной глубине с углублением 24 и 40 м. Для автоматической постановки мин на заданное углубление требовались значительные глубины моря, при минной постановке до¬пускалась небольшая скорость хода корабля. 4. Мины АГ—антенные глубоководные являлись модернизированными минами КБ с антенным оборудованием. Мины этого образца ограниченно использовались в оборонительных противолодочных заграждениях на Черном и Балтийском морях, всего их было поставлено 192. Эти мины обладали достаточно высокими для своего времени тактико-техническими дан¬ными и тактическими свойствами. Однако их эффективность сильно снижалась в случае наличия на подводных лодках специальных покрытий. Мины имели вес заряда 230 кг, а длину минрепа 395 м. Длина верхней и нижней антенн 35 м. Длина антенн несколько велика и не соответствовала имеющемуся весу заряда на вывод из строя (на¬несение лодке тяжелого повреждения) при касании оконечностей антенн подводными лодками. 5. Мины Р-1 были предназначены для постановки на реках. (В 1941 г. было поставлено 22 мины Р-1 на р. Дунай). Мины Р-1 использовались по большей части в активных загра¬ждениях с торпедных катеров в Балтийском и Черном морях. Вес заряда мины 40 кг, длина минрепа в речном варианте 35 м при диаметре 4,8 мм и 21 м при диаметре 6,2 мм. После постановки этих мин на тонких минрепах в 1942 г. в Азов¬ском море выяснилось, что продолжительность боевой службы их оказалась низкой. В Балтийском и Черном морях эти мины стави¬лись на минрепе диаметром 10,2 мм, которого на вьюшке якоря размещалось 13,5 м. Прибора потопления мины не имели. 6. Мины ЯМ были созданы специально для использования в восточной части Финского залива и были предназначены для по¬становки против катеров. На вооружение флота мины были поданы в 1944 г., вследствие этого использовались во время войны ограниченно. Вес заряда у мин 20 кг, длина минрепа 53 м при диаметре - 5 мм. Ввиду малой длины минрепа они не являлись полноцен¬ными малыми минами. Противотральных устройств мины не имели.

АВЩ: 7. Мины обр. 1908, 1912, 1916 гг. и «Рыбка» являлись образ¬цами, оставшимися от Первой Мировой войны. Запас этих мин был использован в первые годы Великой Отечественной войны. Эти мины считались образцами устаревшими. Их тактико-технические данные, как считалось уже в 1941г. «не соответствовали требованиям современной войны». Однако использование их во время войны было признано целесо¬образным. Необходимо отметить положительное качество мины обр. 1916 г., которая имела длину минрепа 400 м и являлась для того времени самой глубоководной миной ВМФ СССР.

АВЩ: Справочно: отечественные мины для постановки с плпл («подлодочные мины», по терминологии ВМФ СССР 40-х г.г.) Мины ПЛТ были созданы и изготовлены в предвоенный период. Они были достаточно проверены постановкой в море в порядке боевой подготовки на флотах с подводных лодок типа Л. Мины ЭП начали изготовляться перед самым началом войны; их продолжали изготовлять и во время войны. В составе всех флотов состояли подводные заградители типа Л, а потому наибольшее количество мин плпл было поставлено именно этого образца. Запас мин ПЛТ, имевшийся к началу войны, не был полностью использован подводными лодками типа Л за период войны. Следующим образцом по количеству поставленных подводными лодками были мины ЭП. Мины ПЛТ имели вес заряда 230кг и длину минрепа 130 м (диаметром 10,2 мм). (Мины имели достаточно надежные предохранители. При постановке мин с ПЛ Л-3 на Балтийском театре имел место такой случай: одна из мин вышла из трубы, но якорь задержался в трубе, в результате чего мина тянулась на минрепе за подводной лодкой в течение получаса, пока якорь не освободился. Предохранители мины обеспечили безопасность лодки: мина не взорвалась за ее кормой.) Вследствие удлиненной формы корпуса и установки на заданное углубление путем всплытия с грунта, мина не могла быть использована в условиях приливо-отливных течений свыше одного узла и на глубинах больше 100 м. К выявившимся во время войны недостаткам следует отнести: недостаточную длину минрепа и отсутствие противотральных устройств. Время прихода мины в опасное (боевое) положение от 5 до 15 мин считалось большим, что затрудняло использование их в маневренных заграждениях. Однако следует отметить, что эти мины предназначались и использовались для постановки в активных заграждениях у побережья противника.

АВЩ: Мины ПЛТ-Г были созданы путем переделки основного образца мины ПЛТ. Увеличение длины минрепа с 130 до 260м (диаметром 6,2 мм) расширило возможности их использования. Однако следует отметить, что толщина минрепа в 6,2 мм считалась безусловно недостаточна для использования этих мин в тяжелых гидрологических и гидрометеорологических условиях. Эта мина обладала и другими недостатками, присущими мине типа ПЛТ. Мины ЭП имеют вес заряда 300 кг и длину минрепа 150 м(диаметром 10,2 мм). На начало войны мины явились новым образцом, не проверенным постановкой в ходе предвоенной боевой подготовки. Мины были достаточно надежны и безопасны для обращения и при постановке. Это был первый образец гальваноударной мины на подводной лодке. Ранее опасались применять с подводных лодок гальваноударные мины. Во время войны мины использовались в сложных гидрологических условиях и свое назначение оправдали. Они имели противотральное устройство в виде противопараванного прибора «Чайка»-ЭП, которое, однако, широкого распространения не получило. Причиной этого явления, повидимому, была дискредитация прибора «Чайка» при постановке мин КБ во время войны с финнами в 1939—1940 гг. Время прихода мины в боевое положение находилось в пределах 3 до 5 мин, что являлось вполне приемлемым для использования этих мин в маневренных заграждениях. Основные недостатки мин: малая длина минрепа, ограничено использование в условиях приливо-отливных течений. Мины ЭП-Г представляли собой мины ЭП с увеличенной длиной минрепа до 400 м (диаметром 8,5 мм). По способу установки на заданное углубление мины автоматические, всплывающие с определенного расстояния от поверхности моря (120 + 10 м) после прихода якоря на грунт. Использование этих мин в условиях приливо-отливных течений было ограничено. Мины ПЛТ-2 имели вес заряда 300 кг. Плавающие автоматически на заданном углублении от 3 до 9 м с точностью +1 м, Срок их плавания в пределах от 3 до 9 суток. Фактически на основании проверочных испытаний продолжительность их плавания ограничивалась меньшим сроком вследствие коррозии системы воздуха и водораспределения, что ограничивало нахождение их в подводной лодке. Эти мины давали широкие возможности их использования в активных и маневренных заграждениях, так как были безъякорные, а следовательно, не зависящие от глубины моря в районе их применения.

АВЩ: Справочно: отечественные мины для постановки авиацией ВМФ Авиационные мины использовались главным образом в активных заграждениях. Применялись мины двух типов: якорные и донные. Использование якорных мин расширило возможности применения авиационных мин и позволило их выносить дальше от побережья. Донные мины ставились на глубинах до 50 м, якорные же мины могли выноситься мористее — на глубины до 140 м. Якорные мины АМГ-1 применялись в течение четырех лет вой¬ны, их было поставлено 21,6% от общего числа авиационных мин. К концу войны получили более широкое использование донные неконтактные мины АМД. Эти мины применялись с конца 1943 г. Краткая тактическая оценка отдельных образцов авиационных мин такова. 1. Мины МАВ-1 представляли якорные мины обр. 1912 г., переделанные для сбрасывания с самолетов на парашютах. Длина минрепа у них была 90 м, вес заряда 100 кг. Производство этих мин промышленностью было прекращено в 1936 г. К началу войны на флотах был небольшой запас этих мин, который и был использован в 1941 г. в Балтийском море у баз противника. Развитие конструкций самолетов, а также создание якорных беспарашютных мин «показали, что решение о прекращении производства этих мин, сложных по парашютной системе было правильным». 2. Мины АМГ-1 явились первыми беспарашютными якорными минами. Беспарашютность значительно повышала их тактические свойства. Было больше возможностей производить постановку этих мин скрытно от противника. Было невозможно отличить их в полете от авиационных бомб. Мины имели вес заряда 250 кг и длину минрепа 140 м (диаметром 8,5 мм). Конструкция мин допускала их постановку в битый лед и даже прямо на лед. Мины пробивали лед толщиной до 70 см и правильно устанавливались на заданное углубление, не демаскируя поставленного заграждения. Переделанные под плавающие, эти мины использовались в 1944 г. самолетами Балтийского флота для разрушения плотины Свирь-ГРЭС-3. Недостатками этих мин были: отсутствие противотральных устройств и относительно малая высота сбрасывания с самолетов - 600 м. В связи с развитием новых конструкций самолетов, эти мины не могли под них подвешиваться и после войны были сняты с вооружения.

АВЩ: 3. Мины АМД-500 — парашютные, донные, неконтактные, индукционные — имели вес заряда 300 кг. Они могли использоваться на глубинах до 30 м. Взрыватели этих мин обладали наибольшей чувствительностью по сравнению с взрывателями аналогичных мин периода минувшей войны. Мины были защищены от взрыва соседних мин и от траления взрывами контрмин (глубинных бомб) с интервалами между взрывами 40 и более секунд. Мины взрывались преимущественно под серединой и кормой корабля , так как затяжка взрыва от получения первого импульса была около 5,5 сек. Они имели повышенную противотральную стойкость вследствие наличия прибора срочности до 10 суток и прибора кратности, допускающего до 12 холостых срабатываний. Мины допускали сбрасывание с самолета па скоростях полета до 300 км/час. Мины АМД-1000 имели вес заряда 700 кг, обладали теми же тактико-техническими данными (кроме заряда), что и мины АМД-500. 4. Мины МИРАБ в первом варианте предназначались для постановки на реках. Вес заряда - 64 кг. Во время войны они использовались на малых глубинах па морях и реках с самолетов и кораблей. В начале войны некоторое количество этих мин подверглось модернизации: вес заряда у них был увеличен до 240 кг, и они были приспособлены для парашютного сбрасывания с самолетов. В 1941 г. МИРАБ-У (утяжеленная) была принята па вооружение. Авиационные неконтактные мины использовались не только с самолетов, но и с кораблей. Использование мин АМД-1000 с самолетов было ограниченным.

АВЩ: Противотральная защита осуществлялась "как для внешней, так и для индивидуальной защиты мин и минных заграждений". Для внешней защиты мин и минных заграждений использовались два образца минных защитников. 1. Минный защитник обр. 1926 г. — четырехкратного действия— предназначен для защиты якорных мин от вытраливания, использовался на глубинах моря до 128 м, максимальное углубление магазина защитника 46 м. Минный защитник являлся противотральным средством против неглубоководных тралов. Положительной стороной его является многократность действия. С появлением минного защитника потребовалось создавать глубоководные тралы. Так, немцами во время войны был создан параванный трал с глубиной хода 50 м. Недостатками этого защитника были: малая длина минрепа, недостаточное углубление магазина от поверхности воды, малая защитная зона — около 12 м. С развитием мин с длиной минрепа до 400 м потребовалось создавать глубоководный минный защитник. Глубоководный минный защитник мог использоваться на глубинах моря до 395 м плюс углубление магазина. Магазин может устанавливаться на углубление от 56 до 100 м. На буйрепе было подвешено три патрона, расстояние нижнего патрона от буйка 27 м. Следовательно, глубоководный защитник предназначался для защиты минного заграждения от вытраливания глубоководными тралами. Этот защитник был также многократного (трехкратного) действия. Разработка глубоководного защитника была начата в 1934 г. К началу войны конструкция защитника считалась отработанной. На вооружение флота защитник был принят в 1942 г. Использовался он во время войны весьма ограниченно Ограниченное его использование не дает достаточных оснований для объективной оценки надежности действия. Защитник имел защитную зону 50 м, а потому мог быть вытрален глубоководными тралами; число патронов на буйрепе было недостаточно. В качестве и н д и в и д у а л ь н о й з а щ и т ы якорных мин от вытраливания применялись: а) противопараванный прибор «Чайка» — на минах, устанавливающихся на заданное углубление с поверхности, т. е. штерто-грузовых. б) специальное устройство — на минах, устанавливающихся на заданное углубление всплытием с грунта.

АВЩ: 1. Противопараванный прибор «Чайка» был предназначен перебивать тралящую часть параванного охранителя и присоединять мину к оставшейся тралящей части, вследствие чего мина подводится к борту корабля и от удара о корпус корабля взрывается. Сравнивая прибор «Чайка» с другими противопараванными и противотральными приборами и устройствами, следует отметить его преимущество перед другими устройствами, которые взрывали или подсекали мину на расстоянии, прибор же «Чайка» подводил мину к борту корабля, так что по своей идее этот прибор считался наиболее передовым и наиболее современным.в системе защиты мин. Этот прибор под названием «Чайка-1» применялся Северным флотом в войне с финнами в 1939—1940 гг., при этом было установлено, что он преждевременно срабатывал на волне. В 1940 г. на Северном флоте были произведены испытания этого прибора, затем такие же испытания были проведены на Черноморском и Балтийском флотах. Циркуляром Минно-торпедного управления № 016 от 22 июня 1941 г. были введены ограничения в использовании приборов «Чайка-1», но вследствие запоздалых указаний на флоты, постановки мин КБ с этими приборами были уже произведены. После доработки прибор под названием «Чайка-Э.П» был установлен на мину ЭП. С этим прибором на Северном флоте было поставлено 10 мин ЭП с подводных лодок типа К в 1943 г. Считалось, что действие прибора «Чайка-ЭП» было проверено при боевой постановке мин недостаточно. 2. Приспособления, вставляемые в ударно-механические приборы, для взрыва мин при их всплытии на поверхность воды. Эти приспособления назывались «приборами самовзрывания». Применение этих приспособлений для самовзрывания мин на поверхности воды были разработаны и начали применяться на Балтийском и Черноморском флотах со второй половины 1942 г. в минах ПЛТ, ставившихся с подводных лодок типа Л. Переделка ударно-механических приборов производилась силами мастерских минных складов флотов. На Балтийском флоте в 1943 и 1944 гг. с такими приспособле¬ниями для самовзрывания ставились торпедными катерами мины обр. 1926 г. в шхерном районе восточной части Финского залива. Назначение этих приспособлений самовзрывания было перебивать взрывом мины тралящую часть параванного охранителя или трала. Вследствие того, что мина взрывалась на поверхности воды, а следовательно, на большом удалении, в особенности от буксируемого трала, перебивание тралящей части нельзя было гарантировать. Донные неконтактные мины в качестве индивидуальной противотральной защиты имели приборы срочности и кратности. Производя о б щ у ю тактическую оценку мин, ис¬пользовавшихся на ТВД, можно отметить следующее. 1. Отечественные мины по своим тактико-техническим данным в основном удовлетворяли потребностям флота и решали задачи, которые им ставились. 2. На вооружении флота состояли мины для всех носителей (корабельные, «подлодочные» и авиационные). 3. На вооружении флота состояли мины для борьбы с кораблями, подводными лодками и катерами противника различных классов. 4. Минные защитники были многократного действия. Защитная зона у них была недостаточной, в особенности у обр. 1926 г., патронов на буйрепе было мало. Защитники могли вытраливаться глубоководными тралами. 5. Вес заряда считался достаточным для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника, действовавшими во время войны на наших театрах. 6. Длины минрепов не всегда удовлетворяли потребностям флота. Длины минрепов были недостаточны для использования мин на Северном, Черноморском и Тихоокеанском театрах. На Черном море в районе Феолента и южнее позиционные минные заграждения были поставлены близко к берегу из-за отсутствия глубоководных мин. На Северном театре в начале войны потребовались глубоководные мины для постановки с подводных лодок. 7. Основным недостатком якорных мин было почти полное отсутствие у них индивидуальных противотральных устройств. Прибор «Чайка», хотя и был проверен на надежное действие в 1942 г.при испытаниях, однако, должной боевой проверки во время войны не прошел. Приспособления на ударно-механических приборах у мин обр. 1926 г. и ПЛТ, взрывающие мины при всплытии их на поверхность, не разрешали вопроса перебития тралящих частей тралов и охранителей, так как взрывы мин происходили на значительном расстоянии от трала или охранителя. 9. Продолжительность боевой службы якорных мин считалась недостаточной. 10. Все якорные мины при всплытии на поверхность воды после обрыва минрепов не давали гарантии в потоплении или безопасном их состоянии, а потому всякая сорванная с якоря мина считалась опасной. Это обстоятельство делало опасным плавание кораблей в ночное время от плавающих на поверхности мин. 11. На малых глубинах в Балтийском, Черном и Азовском морях невозможно было использовать мины, так как они не были приспособлены для постановки на таких глубинах. На местах силами мастерских минных складов приходилось переоборудовать мины для постановки на малых глубинах.

eugene: Если в интернете или литературе какие нибудь подробности, касающиеся гибели на мине заградителя " Кенигин Луизе? Каковы были ТТХ этого минзага? Сколько на нем было ранено людей? Насчет убитых назывались цифры в 77 и 40 людей. Какая из них верная?

АВЩ: Вместо анонса: На этой неделе- фотографии и ТТД немецких и финских мин, исп. в минной войне на Балтике. Источники информации "Минное оружие противника" Разведотдел штаба КБФ, экземпляр №271 оперативного отдела штаба КБФ. Гриф "секретно" снят на основании приказа ВМС МО СССР № 0335 от 17.11.1954г. С уважением, АВЩ

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ: К вопросу о гибели броненосца береговой обороны «Илмаринен» ВМС Финляндии. Подрыв на одиночной мине -1926г., 1908/39г. составляющих основу МЗМ №1А и, тем более, на одиночной мине типов «Р», «КБ», «Мираб», «РЯМ» , выставленных легкими силами КБФ не вёл к гарантированной гибели корабля такого класса. Возможно, имела место ситуация детонации ближайшей мины (в заграждении и/или в параване) после первичного подрыва. Окончательный ответ может дать только изучение повреждений на месте. С уважением, АВЩ

АВЩ:

АВЩ:

АВЩ:



полная версия страницы