Форум » Балтика и Черное море » минная война на балтике » Ответить

минная война на балтике

eugene: Каково отношение участников форума к книге Богатырева и Ларинцева про потери флотов противника на Балтике в 1941 году? Каковы были упущенные возможности советского флота в минной войне? Почему немцам удалось набросать такое огромное количество мин в Финском заливе буквально под носом у советского флота?

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

Гайдукъ: eugene пишет: Ведь это было вполне реально вплоть до оставления Таллина. Зато сетевые заграждения ставили в полный рост. Да и против кого их ставить немецких минзагов или финских катеров. тут задача чужые тралить стояла важнее чем ставить свои.

asdik: Гайдукъ пишет: тут задача чужые тралить стояла важнее чем ставить свои Или бомбы возить.

Гайдукъ: asdik пишет: Или бомбы возить. Кстати а в чем прикол возить тральцами. Минная опасность (магнитные мины)? так в портах скопилось без дела около сотни бывших парусно-моторных шхун, и большенство их с деревяными корпусами. Чем не транспорт? недоверие прибалтийским экипажам?

Alexey RA: Гайдукъ пишет: Кстати а в чем прикол возить тральцами. Минная опасность (магнитные мины)? Корабль с приличной грузоподъёмностью ("при необходимости можно было принять на борт 10 45-мм противотанковых орудий с передками и до 600 человек с личным оружием и запасом продовольствия на 5 суток"), хорошей скоростью, не особо большими размерами и более-менее нормальным вооружением. Мало ли что по пути встретится - контактные мины (всякие там ЕМС с И-74, И-23, И-24) или авиация, или те же ТКА 1, 2 и 3 флотилий (от последних ПМШ вряд ли уйдёт )...

АВЩ: eugene Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей. СПРАВОЧНО: Для оценки результатов использования минного оружия в штабах флотов тех времен пользовались количественными и качественными показателями. В качестве количественных показателей принимали: а) количество боевых кораблей и транспортов, погибших или поврежденных от подрыва на минах; б) количество мин из числа поставленных, приходящихся на один погибший или поврежденный корабль (транспорт); в) общий расход мин, произведенный флотом за все время или за определенный период войны. Приведенные ранее три количественных показателя, как считалось, не давали полного представления о действенности минного оружия. Учитывался еще и качественный показатель, т.е. в какой степени задачи, для решения которых требовалось применение минного оружия, оказывали влияние на ведение боевых действий, отдельных операций, а также на ведение кампании, войны в целом на морском театре (театрах). Субъективизм, однако… Теперь статистика: КБФ, 1941год. А)сведения о количестве мин различных образцов, выставленных нкнк, плпл и авиацией «Корабельные мины» (т. е мины, выставляемые нкнк): Обр.1908г.,1908/39г. – 2981; Обр.1912г. –529; Обр.1926г. -6785; КБ -977; Р-1 -114; «рыбка» -79; ГБ -12; ГМ -367. Итого : 11844 «подлодочные мины» (т. е мины, выставляемые плпл): ПЛТ -40 «мотала»(б. прибалтийские и трофейные финские, пр. Швеция)-50 Итого -90 Авиационные мины (т. е мины, выставляемые авиацией): АМГ-1 - 57 МИРАБ -13 МАВ-1 -43 Итого 113 Всего мин в 1941г. –12047 Минные защитники: Обр.1926г. -2090 Итого -2090 Б)Количество мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами: Минзаги –6996(«Ока»-3157, «Урал»-2992, «Ристна»-417, «Сууропи»-430) Эсминцы-1607 Тральщики-1235 Сторожевые корабли-572 Сетевые заградители-350 Катера-374 (тка-197; ска-177) Плпл-90 («Лембит»-40; «Калев»-10, др.-40) Всп.суда-710 Самолеты-113 (в июне-31;июле-69; в августе-3; в октябре-6) Всего-12047 В)Распределение мин по классам заграждений Активные МЗМ –1984; Оборонительные, в т.ч. -позиционные – 8790 -противолодочные-684 -противодесантные-589 Итого -10063 Всего 12047. Не указаны типы и количество морских мин, использованных подразделениями КБФ и частями РККА при обороне вмб и пб КБФ с суши в качестве элементов управляемых минных полей, элементов инженерных заграждений и использованных для подрыва береговых, портовых и других сооружений при оставлении вмб (пб). Обращаю внимание на относительно малое количество выставленных минных защитников, что сильно снижало тральную устойчивость наших минных заграждений

Cyr: АВЩ пишет: Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей. В 1941 г. оборонительные заграждения свою задачу выполнили. Прорыва крупных немецких кораблей в не состоялось. Могут возразить, что немцы его и не планировли. Но мы этого не знали, потому обязаны были предусмотреть любую возможность. Уже то, что немцы свои планы не изменили оправдывает усилия на постановку оборонительных заграждений. Ув. АВС, есть ли данные по количеству мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами при постановке активных заграждений? В любом случае уоличество мин, испльзованных в 1941 . для эти челей сравнительно невелико. Рзультат тем не менее был - "Ильмаринен".

asdik: Cyr пишет: "Ильмаринен". некоторые утверждают, что на своих подорвался.

Scharnhorst: asdik пишет: некоторые утверждают, что на своих подорвался "Да, так думают некоторые - и ошибаются" (с) Е.Шварц "Убить дракона"

АВЩ: Cyr Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей. Это написал не я, а уважаемый.eugene (его пост выше моего), я просто "технически неудачно" процитировал, далее предложив "официальное мнение" тех времён на этот счёт, и высказав по этому поводу своё личное мнение... АВЩ пишет: Субъективизм, однако… Cyr пишет: есть ли данные по количеству мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами при постановке активных заграждений? Есть, но вывалю немного позже. Я Вам и пр. уважаемым форумчанам ещё "должен" две главы из БУМС-а. Что б уж до кучи (по БУМС)- главы были "изъяты" после выхода какого-то рук. док-а типа "НСШ". Я в субботу еду в СПБ на неделю в командировку, может быть узнаю в ВМА поточнее. Ответ в любом случае будет, будем надеяться - положительный.(Скажу по секрету,я -АВЩ, хотя АВС также есть на форуме) А с темой Вашего поста, уважаемый Cyr ,я согласен. А общая тема-"минная война на Балтике,41"- блин, конь не валялся...

eugene: Насчет отсутствия целей у финского побережья - это спорно. Финские минзаги- тоже цель. Кроме того, в финских портах базировалось большое число немецких кораблей разных типов. Турку был портом, в который приходили немецкие транспорты с военными грузами и шведские пароходы с железной рудой. Так что минная болкада Турку могла нанести большой вред финнам и немцам. Как я уже говорил, это сделать было вполне реально (во всяком случае, до оставления Таллина). Еще не могу понять, почему минные заграждения с подводных лодок ставились, в основном, около Либавы, а не в глубоком тылу противника (например, около Киля). Ведь активные постановки наиболее эффективны тогда, когда производятся в самом неожиданном и незащенном месте - то есть в тылу врага. Это же относится к постановкам с воздуха. Кстати, есть ли статтическая информация по активным постановкам советского флота - где и когда ставились и какими типами кораблей?

АВЩ: Справочно: (активные минные постановки плпл КБФ в 1941г.) 27.06.41 МЗМ №80А, у п.Мемель (20 мин. ПЛТ), интервал 60 м, углубление 3м.Ставила пл «Л-3».Мины поставлены отдельными несимметричными банками. 19.07.41 МЗМ №81А, у м. Брюстерорт (20 мин. ПЛТ), интервал 60 м, углубление 3м.Ставила пл «Л-3». Мины поставлены отдельными несимметричными банками. 13.08.41 МЗМ №82А, у м-ка. Ужава (10 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 3м.. Ставила пл «Калев». 17.08.41 МЗМ №83А, к весту от о.Борнхольм (20 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 3м.. Ставила пл «Лембит». 5.11.41 МЗМ №66, южн.часть пролива Бьёрке-Зунд (20 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 2,5м. Ставила пл «Лембит». По подводным лодкам на 1941г. ВСЁ…

АВЩ: Только к августу-сентябрю 1941г. разведке КБФ удалось достаточно точно определить морские коммуникационные линии противника в Финском заливе, однако уже с началом войны перед торпедными катерами КБФ была поставлена задача нарушить судоходство противника на линиях Ловиза — Кунда-лахт и Порвоо—Котка. Для выполнения задачи были созданы три группы торпедных катеров. Для действий первой группы отводился район бухты Кунда-лахт. Вторая группа должна была действовать в районе Кальбодагрунд — банка Воронина и третья — в шхерах южнее Котка. В полном объёме осуществить план активных действий не удались, изношенность материальной части, плохая погода и малочисленность действующих групп торпедных катеров заставили изменить его (плана) содержание. Основной упор в борьбе на морских сообщениях в Финском заливе был сделан на ночные минно-заградительные действия торпедных катеров. Путем проведения систематических выходов на постановку минных заграждений в шхерном районе Ловиза—о. Хаапсаари—Бьерке, на узлах морских путей в опушке шхер и на внутришхерных фарватерах противника предполагалось сковать его корабельные силы и обеспечить тем самым свободу пользования своими морскими путями в Финском заливе. Эти действия, были предприняты главным образом с оборонительными целями, но в связи с успешным выполнением плана минных постановок приобрели наступательный характер, так как значительное число минных банок (состоящих из мин двух-трех образцов) было поставлено на внутренних шхерных фарватерах противника. Мины ставились преимущественно торпедными катерами типа «Г-5» и только в ночное время, чем достигалась скрытность и, что считалось важным, (при задействованности ВВС КБФ на сухопутном направлении) не требовалось боевого обеспечения со стороны авиации. В ходе этих действий определился состав тактической группы катеров, предназначаемой для минных постановок. Группа в составе от двух до восьми тка (иногда вместе со ска), оборудованных для постановки мин, при навигационном и боевом обеспечении звена (как правило-3 ед.) катеров в торпедном варианте показала достаточно хорошую маневренность в темное время суток и могла глубоко проникать в воды противника. Торпедные катера могли принимать и ставить почти все типы отечественного производства, а именно мины образцов 1908 г., 1912 г., 1926 г. и типов «Рыбка», «РЯМ», «Мираб», а также магнитные мины типа «A-IV». Торпедные катера проводили минные постановки в водах противника, на его внутренних защищенных шхерами путях в районе от острова Бьерке до меридиана 26°00'. В этом и была основная ценность использования торпедных катеров для минно-заградительных действий в стесненном районе Балтийского морского театра, тем более, что большая скорость передвижения катеров-заградителей, относительно малое удаление мест постановки от своих баз, а также малая осадка катеров способствовали успеху минных постановок. Минные постановки торпедных катеров в 1941г., по выводам командования КБФ, «ограничили свободу действий противника, который после подрыва нескольких кораблей на поставленных нашими катерами минах был вынужден приступить к систематическому тралению своих шхерных фарватеров. Вызвав дополнительное напряжение тралящих сил противника, поставленные катерами мины, несомненно, оказали сдерживающее влияние на его действия против наших морских перевозок в Финском заливе». К этому можно добавить то, что в предвоенные годы задачи выполнения минных постановок перед бригадами тка не ставились и, соответственно, ими не отрабатывались, что привело к определённому «запаздыванию» в использовании ткатка для активных минных постановок в 1941г.

АВЩ: Справочно: (активные минные постановки ткатка КБФ в июле1941г.) 11.07.41 МЗМ №8, у о. Вийткори (10 мин. обр.1926г. 4мин обр.1912г. 2мин.защ. обр.1926г), интервал 280м, углубление соотв. 3м., 1,25м., 5/17м.Ставили 6 ска «МО» и 2 тка. 12.07.41 МЗМ №9, у о. Лавенсаари (10 мин. обр.1926г., 5мин.защ .обр.1926г), интервал 73м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 5 тка. 13.07.41 МЗМ №11, у башни Луппи (10 мин. обр.1926г., 5 мин.защ. обр.1926г), интервал 85м, углубление соотв. 2,5м., 5/17м. Ставили 6 ска «МО» и 2 тка. 13.07.41 МЗМ №12, у м-ка. Ванткери (10 мин. обр.1926г. 5мин.защ.обр.1926г), интервал 80м, углубление соотв. 2м., , 5/17м. Ставили 5 тка. 14.07.41 МЗМ №13, у Порккала Колбода (8 мин. обр.1926г), интервал 85м, углубление 2,5 м. Ставили 2 тка. 15.07.41 МЗМ №14, у башни Оренгрунд (16 мин. обр.1926г. 8 мин.защ. обр.1926г), интервал 80м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 8 тка. 20.07.41 МЗМ №17, Вейткари (10 мин. обр.1926г. 5 мин.защ. обр.1926г), интервал 85м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 5 тка. 22.07.41 МЗМ №18, о.Кальписаари (8 мин. обр.1926г. 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 72м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 тка. 23.07.41 МЗМ №20, у о.Ориегрунд (8 мин. обр.1926г. 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 72м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 тка 24.07.41 МЗМ №21, у б.Кокшер (8 мин. обр.1926г. 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 72м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 тка. 25.07.41 МЗМ №23, у Гласхельн (3 мин. обр.1926г., 3 мин. обр.1912г., 3 мин. РЯМ, 2 мин. МИРАБ, 2 мин.защ. обр.1926г), интервал 36 м, углубление соотв. 2м., 2м., 2м., -, 5/17м. Ставили 5 тка. 29.07.41 МЗМ №26, у о.Лойген-Лаундсвари (2 мин. обр.1926г., 8 мин. РЯМ, 2 мин. МИРАБ, 2 мин.защ. обр.1926г), интервал 72 м, углубление соотв. 2м., 1м., - , 6/18м. Ставили 4 тка. 29.07.41 МЗМ №28, у о.Лыесар (6 мин. обр.1926г., 4 мин. РЯМ, 2 мин.защ. обр.1926г), интервал 72 м, углубление соотв. 2м., 1м., 5/17м. Ставили 4 тка. Со временем, как только всё разберу и проверю, вывалю вплоть до координат МЗМ…

АВЩ: Долго думал-вставлять эту "карту" или нет. Одним словом, ей можно пользоваться для самого общего ознакомления с темой

АВЩ: Справочно: (активные минные постановки ВВС КБФ в 1941г.) 28.06.41г. МЗМ без №, у Котки (2 мин. МАВ-1., 2 мин. АМГ-1. 1 мин. МИРАБ.), углубление соотв.2,5м.и 3м.,-(донная) 28.06.41г. МЗМ без №, у Котки (2 мин. МАВ-1), углубление 3,5м. 28.06.41г. МЗМ без №, у Котки (1 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 28.06.41г. МЗМ без №, у о.Флисо (2 мин. МАВ-1), углубление 3,5м. 28.06.41г. МЗМ без №, у о.Флисо (3 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 28.06.41г. МЗМ без №, у о.Флисо (2 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 28.06.41г. МЗМ без №, у о.Флисо (2 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у Котки (2 мин. МАВ-1), углубление 3м. 29.06.41г. МЗМ без №, у Котки (2 мин. МАВ-1), углубление 3,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у Котки (3 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у Борго (3 мин. МАВ-1), углубление 3,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у о.Корпо (2 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у о.Корпо (2 мин. МАВ-1), углубление 3,5м. 29.06.41г. МЗМ без №, у о.Корпо (2 мин. МАВ-1), углубление 3м. 3.07.41г. МЗМ без №, у Котки (1 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 3.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (3 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 4.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (2 мин. МАВ-1), углубление 3м. 4.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (3 мин. МАВ-1), углубление 4м. 4.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (3 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 4.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (3 мин. АМГ-1), углубление 3м. 4.07.41г. МЗМ без №, у о.Эрэ (3 мин. АМГ-1), углубление 3м. 4.07.41г. МЗМ без №, у о.Эрэ (5 мин. АМГ-1), углубление 2,5м. 5.07.41г. МЗМ без №, у Турко (8 мин. АМГ-1), углубление 2.5-4,2м. 6.07.41г. МЗМ без №, у Котки (1 мин. АМГ-1), углубление 3м. 6.07.41г. МЗМ без №, у Турко (3 мин. АМГ-1), углубление 3м. 6.07.41г. МЗМ без №, у Турко (6 мин. АМГ-1), углубление 2,5-3м. 7.07.41г. МЗМ без №, у Борго (3 мин. АМГ-1), углубление 2,5м. 7.07.41г. МЗМ без №, Турко-Ханко (3 мин. АМГ-1), углубление 3м. 7.07.41г. МЗМ без №, Турко-Ханко (3 мин. АМГ-1), углубление 2,5м. 7.07.41г. МЗМ без №, Турко-Ханко (5 мин. АМГ-1), углубление 2,5-4,2м. 7.07.41г. МЗМ без №, Турко-Ханко (1 мин. МАВ-1), углубление 2,5м. 9.07.41г. МЗМ без №, у Котки (1 мин. АМГ-1), углубление 3м. 9.07.41г. МЗМ без №, у о.Корпо (3 мин. АМГ-1), углубление 2,5м. 9.07.41г. МЗМ без №, у о.Корпо (3 мин. АМГ-1), углубление 3м. 11.07.41г. МЗМ без №, у Хельсинки (3 мин. АМГ-1), углубление 2,5м. 19.07.41г. МЗМ без №, Ирбены (4 мин. МИРАБ), донные. 1.08.41г. МЗМ без №, у Котки (1 мин. МИРАБ.), донная. 5.10.41г. МЗМ без №, у Выборга (2 мин. АМГ-1.), углубление 2м. 7.10.41г. МЗМ без №, у Выборга (4 мин. МИРАБ.), донные. Разница в данных (напомню: по данным ВВС КБФ выставлено в июне-31;июле-69; в августе-3; в октябре-6 мин, всего-113мин)-это типичный «двойной счет войны». Самолёты, сбитые до выставления мин списывались «вместе с имуществом», сбитые после постановки, но без доклада о месте МЗМ,- мины считались ВЫСТАВЛЕННЫМИ, а минное заграждение- НЕ ПОСТАВЛЕННЫМ. По активным минным постановкам ВВС КБФ в 1941г. ПОКА ВСЁ…(координаты МЗМ - позже).

АВЩ: eugene пишет: почему минные заграждения с подводных лодок ставились, в основном, около Либавы, а не в глубоком тылу противника (например, около Киля). К началу нашей ВОВ Германия воевала почти 2 года, т.е. 1) ПМО вмбвмб и основных ФВК была отработана в полном объёме. 2) Наши плпл у вмбвмб и портов Германии ждали бы не только немецкие , но и британские (выставлялись с 10.1939г. по 03.1945г.)МЗМ 3) При высокой вероятности невыполнения задачи поставленные мины вряд ли даже затруднили судоходство (с учётом 1) и 2))

АВЩ: Вот это - деятельность бритов в НАШЕМ РАЙОНЕ послевоенного боевого траления, так сказать. живьём. На координаты особо не смотрите - это то что НАМ ДАЛИ англы , а JPS, ЕМНИП, у них тогда не было, да и точность выставления авиацией мин-сами понимаете...

АВЩ: С командировкой обломилось. Поэтому-продолжим... Справочно: (активные минные постановки ткатка КБФ в августе-сентябре1941г.) 2.08.41 МЗМ №29, у о.Хамихольмарана (8 мин. обр.1926г., 2 мин.защ. обр.1926г), интервал 72 м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 тка. 6.08.41 МЗМ №29, у б.Госарен (8 мин. обр.1926г., 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 72 м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 тка. 9.09.41 МЗМ №55, м.Виртанниеми-м.Кушенканиеми (6 мин. РЯМ., 8 мин. Рыбка), интервал 42 м, углубление соотв. 1м., 1м. Ставили 4 тка. 9.09.41 МЗМ №57, к северо-востоку от о.Равитса (8 мин. обр.1926г., 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 72 м, углубление соотв. 2м., 5/17м. Ставили 4 ска МО и 1тка. 10.09.41 МЗМ №56(должно было быть выставлено 9.09), к западу от о..Тупурансыари (6 мин. обр.1908г., 4 мин.защ. обр.1926г), интервал 45 м, углубление соотв. 1м., 6/18м. Ставили 3 тка. 10.09.41 МЗМ №58, к западу от о..Тупурансыари (6 мин. обр.1908г.,), интервал 63 м, углубление 2м. Ставили 2 тка. 10.09.41 МЗМ №59, к западу от о..Линйвамотала (3 мин. обр.1908г., 3 мин.защ. обр.1926г), интервал 60 м, углубление соотв. 2м,. 5/17м. Ставили 2 тка. 23.09.41 МЗМ №60, к западу от о..Тупурансыари (6 мин. обр.1908г.,), интервал 72 м, углубление 2м. Ставили 2 тка. 23.09.41 МЗМ №61, к востоку от м..Крюссерорт (6 мин. обр.1908г.,), интервал 75 м, углубление 2м. Ставили 2 тка. 23.09.41 МЗМ №62, к югу от м..Крюссерорт (6 мин. обр.1908г.,), интервал 75 м, углубление 2м. Ставили 2 тка. По торпедным катерам на 1941г. ВСЁ…

eugene: Не понимаю, почему активные минные заграждения ставили только торпедные катера и охотники. Если бы их ставили эсминцы, то потери вражеских флотов были бы гораздо больше. Так, например, во время "Нордвинда", выставь это минное поле эсминцы (и, селдовательно, оно насчитовало бы несколько десятков мин как минимум) мог бы подорваться не только Илмаринен, но и Вянемейнен или какой из немецких минзагов. Вспомним Хатцузе с Яшимой или Балтийский порт в 1916 году.

Alexey RA: eugene пишет: Не понимаю, почему активные минные заграждения ставили только торпедные катера и охотники. Патамучта маленькие... при постановках у берега и в шхерах размер имеет значение... eugene пишет: Если бы их ставили эсминцы, то потери вражеских флотов были бы гораздо больше. Скорее уж, потери собственных ЭМ были бы выше... Вы бы хоть на карту посмотрели, что ли... или Вам уроков СФВ мало ("Кирова" того же), чтобы через 2 года опять наступать на грабли, заходя ЭМ в зону огня невскрытой БО финнов с калибрами от 152 мм до 305 мм (про финские/немецкие мины и ТКА тоже не забудьте)... Да и смысла в таких заграждениях нет, ибо тот же "Ильмаринен" подорвался только в силу невскрытости минной постановки... а когда у тебя под боком деловито снуют ЭМ, так и тянет поинтересоваться - а что это они делают у твоего берега...

АВЩ: Планирование постановок минных заграждений КБФ в 1941г. В соответствии с руководящими документами того времени и задачами, поставленными флоту, планирование постановок минных заграждений производилось в централизованном порядке штабом КБФ. К началу войны в штабе флота имелись разработанные планы постановок минных заграждений. Часть из этих постановок вошла в составленные планы первой операции флота. В этом плане, как можно судить по выполненным первым минным постановкам, обстоятельно были разработаны планы оборонительных минных заграждений в виде морских (минно-артиллерийских) позиций для защиты ВМБ и при оборудовании рубежей. При расчетах и разработке оборонительных заграждений был в определённой (но не в полной мере) мере учтен опыт постановки аналогичных заграждений, выполненных в период первой мировой войны русским флотом в Балтийском и Черном морях. Планирование активных минных заграждений в предварительных планах не было так тщательно отработано, как оборонительных. Подтверждением этого может служить ограниченное использование мин в активных заграждениях с подводных лодок и надводных кораблей Балтийского флота в 1941 г.: подводные лодки поставили всего 90 мин, постановка мин со сторожевых кораблей и тральщиков у о-вов Эрэ и Утэ носила достаточно случайный характер, катера для минных постановок в мирное время не готовились, а потому могли приступить к минным постановкам только с середины июля. По предварительно (до начала войны) разработанным планам выполнялись минные постановки в июне и июле 1941 г., т. е. в самом начале войны. В первые военные месяцы мины ставились прежде всего для защиты ВМБ, портов, побережья и флангов сухопутной армии от возможных ударов с моря. На выполнение самых больших оборонительных (позиционных) минных заграждений потребовалось: на Центральной позиции, у м. Ханко — о. Даго (незаконченной) — 8 суток. Запланированные сроки минных постановок не были выдержаны вследствие недостатка в кораблях-заградителях и необорудованных баз. Планы минных постановок на последующие месяцы составлялись заблаговременно, они корректировались и видоизменялись в соответствии со складывающейся обстановкой на театре. Так, минные постановки на Тыловой позиции (от о. Сескар до меридиана м. Шепелев) планировались уже во время войны в соответствии с обстановкой на Ленинградском стратегическом направлении. Активные минные постановки торпедных катеров у северного побережья Финского залива планировались также уже в ходе войны. (В дальнейшем планирование минных постановок на флотах производилось по годам и кампаниям. С флотов давались заявки снабжающим органам на доставку мин на данный год или период времени. Такими были минные постановки в Азовском море в 1942 и 1943 гг., а также постановки мин с катеров и самолетов в Балтийском море в 1943—1945 гг.) Не все постановки минных заграждений были выполнены в соответствии с предварительно разработанными планами. У Либавы постановки мин по плану не были выполнены в результате отсутствия запланированных для постановки кораблей и начавшихся боев за базу. В Ирбенском проливе вследствие необорудованной базы Усть-Двинск, недостатка топлива, трудностей с подачей мин на носители, ограниченных возможностей по времени из-за сложившейся обстановки, эск.миноносцы не смогли поставить всех минных заграждений, предусмотренных по плану. По предварительным расчетам эсминцы должны были ставить мины в Ирбенском проливе каждые сутки. Фактически же они смогли выполнить одну постановку в двое суток. При выполнении минных постановок в Балтийском море в июле-августе 1941 г. на короткий срок была нарушена централизация управления минно-заградительными действиями: планированием занимались параллельно два органа — штаб флота и штаб Северо-западного направления (через штаб минной обороны), вследствие чего случались недоразумения. В соответствии с планами минных заграждений разрабатывались и планы материально-технического обеспечения минным боезапасом. Накопление минного боезапаса и распределение его по базам производилось в зависимости от запланированной потребности в минах на данном театре. Для обеспечения первых минных постановок необходимый запас мин хранился в минных складах в базах флота. Для последующих постановок мины подавались на флот из тыловых и центральных складов. Для обеспечения отдельных постановок мины доставлялись во временные базы (на о. Лавенсаари и др.). (Во время войны часто производилась переброска мин из одной базы в другую.) Большое значение для выполнения минных постановок в заданные сроки имели подготовка и оборудование баз для подачи мин на корабли (стенки, пирсы, погрузочные устройства, подъездные пути, минные баржи, буксиры и пр.), а также организация снабжения кораблей топливом, артиллерийским боезапасом и другими видами снабжения и довольствия. Старые базы имели недостатки в оборудовании. В Кронштадте были ветхие подъездные пути. Новые западные базы — Таллин, Усть-Двинск, Либава были еще недостаточно оборудованы к массовой подаче минного оружия на носители. Временные базы на о. Лавенсаари и др. были также недостаточно оборудованы причалами и погрузочными средствами. Для выполнения постановок первых минных заграждений, в соответствии с разработанными планами, требующееся количество кораблей должно было быть заблаговременно распределено и закреплено за соответствующими базами и районами. Таким мероприятием должно быть обеспечено своевременное выполнение минных постановок. Для постановки мин у Балтийских островов и у Ханко кораблей выделено не было, и минные постановки в этих районах по большей части производились со вспомогательных судов, приспособленных для этих целей в соответствующих районах и базах. В первые дни войны в помощь личному составу складов (минных партий) при массовом приготовлении мин для постановки в оборонительных заграждениях командировались запальные команды с кораблей, не участвовавших в минных постановках. Районы для постановок активных заграждений распределялись и закреплялись за носителями — кораблями и самолетами. Для постановок мин с катеров выделялись определенные районы: на Балтийском театре — шхерный район у побережья Финляндии. Такое распределение кораблей для выполнения минных постановок по районам в целом себя оправдало.. Планирование постановок активных минных заграждений обычно увязывалось с общим планом использования кораблей в прибрежных районах противника с тем, чтобы в определенных районах могли действовать те или иные силы (надводные корабли, подводные лодки, авиация). Такие районы на ТВД предусматривались в первую очередь для действий подводных лодок. Планирование постановок оборонительных минных заграждений у своих баз согласовывалось с ПМО и ПЛО баз и плаванием кораблей по фарватерам военного времени. При планировании оборонительных заграждений в районе баз отводились акватории, прикрывавшиеся этими заграждениями, для проведения боевой подготовки кораблей в военное время. Для обеспечения точности постановки мин в заданном месте при предварительном планировании заграждения и оборудовании театра большое внимание уделялось навигационно-гидрографическому обеспечению. Оборудование районов гидрографическими средствами обеспечения производилось, как правило, заблаговременно, но в отдельных случаях – лишь непосредственно перед выполнением минных постановок.

АВЩ: Справочно: (активные минные постановки ст.катеров и др. сил КБФ в июле 1941г.) 1.07.41 МЗМ №5, о.Доморшер-о.Моргаланд (5 мин. Мотала), интервал 100 м, углубление 2,5м. Ставил буксир СК-8. 3.07.41 МЗМ №1, на подходе к Хельсинки (4 мин. обр.1926г.), интервал 60 м, углубление 3,5м. Ставили 2 ска МО. 3.07.41 МЗМ №2, на подходе к Хельсинки (6 мин. обр.1926г.), интервал 60 м, углубление 3,5м. Ставили 3 ска МО. 6.07.41 МЗМ №3, Порккала-Удд (4 мин. обр.1926г.), интервал 60 м, углубление 3м. Ставили 2 ска МО. 6.07.41 МЗМ №4, Порккала-Удд (4 мин. обр.1926г.), интервал 60 м, углубление 3м. Ставили 2 ска МО. 11.07.41 МЗМ №6, Эрэ (8 мин. обр.1926г.), интервал 75 м, углубление 2,5м. Ставили 4 ска МО. 11.07.41 МЗМ №7, Котка (12 мин. обр.1912г., 5 мин.защ. обр.1926г), интервал 40 м, углубление соотв. 2м,. 5/17м. Ставили 5 ска МО. 13.07.41 МЗМ №10, Порккала - Калбода (8 мин. обр.1926г.), интервал 75м, углубление 2.5м,. Ставили 4 ска МО. 19.07.41 МЗМ №15, Борго (8 мин. обр.1926г.), интервал 85м, углубление 2.5м,. Ставили 4 ска МО. 20.07.41 МЗМ №16, Борго (8 мин. обр.1926г.), интервал 85м, углубление 2.5м,. Ставили 4 ска МО. 22.07.41 МЗМ №19, о.Хаапасари (10 мин. обр.1926г.), интервал 90м, углубление 2.5м,. Ставили 6 ска МО. 25.07.41 МЗМ №22, б.Этолетто (10 мин. обр.1926г.), интервал 72м, углубление 2.5м,. Ставили 5 ска МО. 29.07.41 МЗМ №24, Грошерсбоден (8 мин. обр.1926г.), интервал 75м, углубление 2.5м,. Ставили 4 ска МО.

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в июне 1941г.) ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 23.06.41 МЗМ №1А, 3 ряда, Руусаара- Осмусаар (378 мин. обр.1908/39г., 366 мин. обр.1926г., 180 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 60м, 127м, углубление соотв.3м, 3м,6/18м. Ставили ЗМ «Марти»,ЗМ «Урал»,ЛД «Минск», «Ленинград», ЭМ «Маркс», «Артём», «Володарский». Минные защитники выставлены с веста на расстоянии ½-1,5 каб. 25.06.41 МЗМ №2А, 3 ряда, Руусаара- Осмусаар (290 мин. обр.1908/39г., 288 мин. обр.1926г., 192 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.63м, 60м, 90м, углубление соотв.3м, 3м,6/18м. Ставили ЗМ «Урал»,ЛД «Минск», «Ленинград», ЭМ «Маркс». 26.06.41 МЗМ №3А, 2 ряда, Руусаара- Осмусаар (345 мин. обр.1926г., 126 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.80м, 157м, углубление соотв.3,5м, 6/18м. Ставили ЗМ «Марти», ЭМ «Маркс», «Артём», «Володарский». Минные защитники выставлены с веста на расстоянии ½-1,5 каб. 27.06.41 МЗМ №4А, 1 ряд, Руусаара- Осмусаар (140 мин. обр.1908/39г., 244 мин. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 60м, углубление соотв.3м, 3м. Ставили ЗМ «Урал»,ЛД «Минск», «Ленинград». Минные защитники выставлены с веста на расстоянии ½-1,5 каб. Мины выставлены банками. 29.06.41 МЗМ №5А, 1 ряд, Руусаара- Осмусаар (380 мин. обр.1908/39г.), интервал 80/40м. углубление 2,4/4.0. Ставил ЗМ «Марти». 29.06.41 МЗМ №6А, 1 ряд, к норду от м. Тахкуна (92 мин. обр.1926г.), интервал 60м углубление 3м. Ставил ЗМ «Суроп». 30.06.41 МЗМ №7А, 1 ряд, Руусаара- Осмусаар (304 мин. обр.1908/39г.), интервал 80/40м. углубление 2,4/4,0. Ставил ЗМ «Марти». 28.06.41 МЗМ №8А, 1 ряд, залив Госенбуктен (100 мин. Моталла.), интервал 100-120м углубление 1м. Ставили ГС «Волна» с баржей Р-55. РИЖСКИЙ ЗАЛИВ, ИРБЕНСКИЙ ПРОХОД, ОСТРОВНОЙ РАЙОН( о-ваЭзель, Даго) 24.06.41 МЗМ №60А, 2 ряда, Ирбенский проход (120 мин. обр.1926г.), интервал 85м углубление 3м. Ставили ЭМ «Сторожевой», «Сильный». (150 мин. обр.1912г.) интервал 60м углубление 3м. Ставили ЭМ «Стойкий», «Сердитый». 26.06.41 МЗМ №61А, Ирбенский проход (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м углубление 3м. Ставил ЭМ«Сердитый», (150 мин. обр.1912г.) интервал 60м углубление 3м. Ставили ЭМ «Стойкий», «Энгельс», (40 мин.защ. обр.1926г) интервал 228м углубление 6/18м. Ставил БТЩ «Фугас». 29.06.41 МЗМ №62А, Ирбенский проход (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м углубление 2,5м. Ставил СКР «Снег», «Туча».

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в июле 1941г.) ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 2.07.41 МЗМ №9А, 1 ряд, к норду от Пакри (90 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 3м. Ставил ЗМ «Суроп». 2.07.41 МЗМ №10А, 2 ряда, к осту от меридиана Пихья-Ухти- о.Вайндло (100 мин. обр.1926г., 50 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.50м, 90м, углубление соотв.3,5м, 5/17м. Ставили ЭМ «Калинин», «Стерегущий», БТЩ«Бугель». 3.07.41 МЗМ №11А, 1 ряд, о. Нарген (231 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 3м. Ставили ЛД «Минск», «Ленинград», ЭМ «Гордый». 3.07.41 МЗМ №12А, 1 ряд, к норду от о.Нарген-Вульф (300 мин. обр. обр.1926г.), интервал 80м, углубление 3м. Ставил ЗМ «Марти». 5.07.41 МЗМ №13А, 1 ряд, к норду от Ристны (92 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 3м. Ставил ЗМ «Суроп». Мины выставлены банками по 4 на расстоянии 4 каб. банка от банки. 4.07.41 МЗМ №14А, 2 ряда, Родшер-Вайндло (330 мин. обр.1926г., 120 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 120м, углубление соотв.3м, 5/17м. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Калинин», СКР «Пурга». Минные защитники поставлены банками. 7.07.41 МЗМ №15А, 2 ряда, о.М.Тютерс-Маху (335 мин. обр.1926г., 120 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 90м, углубление соотв.3м, 5/17м. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Калинин», СКР «Циклон». Минные защитники выставлены банками, длина банки 5 каб. расстояние между банками 3-10 каб. 8.07.41 МЗМ №16А, 1 ряд, к осту от банки Георгия Победоносца (50 мин. Моталла.), интервал 30м, углубление 3 м. Ставили ГС «Волна» с баржей Р-55. 9.07.41 МЗМ №17А, 1 ряд, банки Сытина-Савина (199 мин. Моталла.), интервал 30-40м, углубление 3 м. Ставили ГС «Волна» с баржей Р-55. 11.07.41 МЗМ №18А, 1 ряд, к зюйду от Венгшера (80 мин. обр.1926г.), интервал 67м, углубление 3м. Ставил ЗМ «Суроп». 13.07.41 МЗМ №19А, 2 ряда, о.М.Тютерс-о.Б.Тютерс (325 мин. обр.1926г., 70 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 90м, углубление соотв.3м, 5/17м. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Калинин». 16.07.41 МЗМ №20А, 2 ряда, банки Агамемнон-Демонстейские (112 мин. обр.1926г., в 1 ряду, 101 мин. обр.1926г. во 2 ряду), интервал соотв.60м, 60м, углубление соотв.3м, 3м. Ставил ЗМ «Урал». 16.07.41 МЗМ №21А, 1 ряд, к зюйду от Бьёрке (172 мин. обр.1926г.), интервал 60м. углубление 3м. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Калинин». 22.07.41 МЗМ №22А, 2 ряда, банки Преображения Николия (60 мин. обр.1926г., 20 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.55м, 90м, углубление соотв.3м, 5/17м. Ставили ЗМ «Норд», «Инженер». №40. 23.07.41 МЗМ №23А, 2 ряда, к норду от о. Гогланд (100 мин. обр.1908/39г. в 1 ряду, 100 мин. обр. 1908/39г. во 2 ряду), интервал соотв.36м, 36м, углубление соотв.3м, 3м. Ставили СЗ «Вятка», СЗ «Онега». 29.07.41 МЗМ №24А, 2 ряда, к весту от о. Гогланд (110 мин. обр.1908/39г., 20 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.50м, 100м, углубление соотв.3м, 5/17м. Ставили ЗМ «Норд», «Дзержинский», «Менжинский», «Инженер». РИЖСКИЙ ЗАЛИВ, ИРБЕНСКИЙ ПРОХОД, ОСТРОВНОЙ РАЙОН( о-ваЭзель, Даго) 3.07.41 МЗМ №63А, Ирбенский проход, (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление соотв.2,5м-3м. Ставили ЭМ «Энгельс», СКР «Туча». 6.07.41 МЗМ №64А, Ирбенский проход, (70 мин. обр.1926г.), углубление 2,5м-3м. Ставил ЭМ «Сильный». Мины выставлены «каре». 6.07.41 МЗМ №65А, Ирбенский проход, (60 мин. обр.1926г.), углубление 2,5м-3м. Ставили ЭМ «Энгельс», СКР «Туча». Мины выставлены «каре». 21.07.41 МЗМ №66А, Ирбенский проход, (60 мин. КБ.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил ЭМ «Грозящий». 21.07.41 МЗМ №67А, Ирбенский проход, (30 мин. КБ.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил СКР «Буря». 23.07.41 МЗМ №68А, Ирбенский проход, (15 мин. КБ.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил ЗМ «Ристна». 27.07.41 МЗМ №69А, Ирбенский проход, (40 мин. КБ. 21 мин. обр.1926г), интервал соотв.60м, 60м, углубление соотв. 2,5м., 2,5м. Ставили СКР «Буря», БТЩ «Фугас». 27.07.41 МЗМ №70А, Ирбенский проход, (76 мин. КБ.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил ЗМ «Суроп». 18.07.41 МЗМ №71А, на подходе к Усть-Двинску, (30 мин. КБ.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил СКР «Снег»., 18.07.41 на подходе к Усть-Двинску, (30 мин. КБ.) Вследствие подрыва СКР «Туча» мины сброшены разоружённые. 2.07.41 МЗМ №72А, пролив Винре-Курк, (30 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил СКР «Туча». 6.07.41 МЗМ №73А, пролив Винре-Курк, (30 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставил СКР «Снег». 6.07.41 МЗМ №74А, бухта Тагалахт, (49 мин. Р.), интервал 60м, углубление 1-2м. Ставила баржа. 8.07.41 МЗМ №75А, бухта Тагалахт, (29 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 1,5м. Ставил БТЩ «Фугас». Как, надеюсь, теперь всем видно, крупные (лидеры эсминцев и эсминцы) нкнк и специализированные (минные и сетевые заградители, частично тральщики) нкнк были привлечены, прежде всего к постановке оборонительных минных заграждений Передовой, Центральной, фланговых и Тыловой минных (минно-артиллерийских) позиций. Планы постановки этих позиций были разработаны ещё до начала войны, утверждены в ГШ ВМФ и соответствовали как теории военного и военно-морского искусства того времени так и действовавшим руководящим документам (см. НМО, БУМС и др.), и, что важно, были обязательны (!) к исполнению. Поэтому и, в части касающейся, командование КБФ и планирующие органы штаба флота, и, что обиднее всего, экипажи и командиры кораблей оказались в чистом виде «заложниками ситуации» отсутствия многовариантности в развитии событий, не нашедшей своё отражение в Решении Командующего КБФ на первую операцию флота. «Механизм» под ником КБФ в июне-июле 1941г. сработал так, как был «запрограмирован» до войны, последствия ошибок планирования, боевой подготовки и ведения разведки (в т.ч. противоминной) мы расхлёбывали своей кровью и потерями кораблей. (Было и много нарушений элементарных требований к той или иной в-м. деятельности отдельных кораблей и тактических групп…Это тоже не следует забывать). Вывод: как управляем, так и живём (или умираем). Но… Использование кораблей с достаточно большой осадкой для постановки оборонительных минных заграждений (следовательно, их неиспользование для активных минных постановок) «альтернативно» уменьшило их потери на ЗАБЛАГОВРЕМЕННО выставленных оборонительных минных заграждениях в терр.водах Финляндии и Германии. НО (опять таки из-за хренового качества работы разведорганов флота) ЭТО - УЖЕ «ПОСЛЕЗНАНИЕ»… Вот что остаётся пока за пределами рассмотрения – разумная инициатива командира Лен.ВМБ. Поняв, что немцы и финны в оперативном отношении нас «переиграли», он вышел на Ком.КБФ с предложением о перебазировании части тщтщ (на период мобразвёртывания и боевого слаживания призываемых кораблей и экипажей) из Кронштадта в Таллин. Это, на мой взгляд дельное (хотя для Ком. Лен.ВМБ - рискованное), предложение было реализовано лишь частично: тщтщ Лен ВМБ участвовали в боевом тралении (прежде всего в своей зоне ответственности) фарватеров коммуникации Таллин-Кронштадт и в проводке кораблей и транспортов в т.ч. и по этому маршруту.

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в июне 1941г.). ДОПОЛНЕНИЕ. 22.06.41 МЗМ №84А, 1 ряд, порт Либава, (35 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». 22.06.41 МЗМ №85А, 1 ряд, порт Либава, (35 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». 22.06.41 МЗМ №86А, 1 ряд, порт Либава, (31 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». 22.06.41 МЗМ №87А, 1 ряд, порт Либава, (35 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». 22.06.41 МЗМ №88А, 1 ряд, порт Либава, (35 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». 22.06.41 МЗМ №89А, 1 ряд, порт Либава, (35 мин. обр.1912г.), интервал 50м, углубление 3,5м. Ставил БТЩ «Фугас». Почему сразу не пишу координаты, ограничиваясь районом постановки? Дело не столько в трудоёмкости набора цифр (хотя и это тоже) со старых формуляров (недавно появившийся у меня сканер их просто не берёт), сколько в том, что планировали ТАК, ставили СЯК, тралили ЭДАК (и мы, и они). Соответственно разница по документам имеет место быть. Сложнее с немецкими и финскими заграждениями. Прежде всего, из-за разных значений в размерениях эллипсоидов, используемых для координатной привязки. Поэтому - всему своё время. (А что, кто-то решил сделать карту минных постановок?) Тогда готовьте листы карт по месяцам войны, или штрихуйте всю Балтику (кроме, в части касаемой, Ботнического залива). Кстати, очень интересная тема – минирование своих (и международных/нейтральных) вод в годы ВМВ нейтральной Швецией. Может, что у кого есть?..

АВЩ: Справочно: (минные постановки сил КБФ в августе 1941г.). ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 3.08.41 МЗМ №25А, 1 ряд, о.Эре (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставили БТЩ «Кнехт», БТЩ-215. 5.08.41 МЗМ №26А, 1 ряд, о.Эре (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставили СКР «Циклон», СКР «Снег». 5.08.41 МЗМ №27, к северу от б. Васытина (8 мин. Моталла), интервал 30м, углубление 2,5м. Ставил буксир (№/название НЕРАЗБОРЧИВО). АКТИВНОЕ МЗМ (!!!) 8.08.41 МЗМ №27А, 1 ряд, к югк от о. Моргенланд (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2м. Ставили СКР «Буря», СКР «Снег». 23.08.41 МЗМ №28А, 1 ряд, Между банками Лавенсаарскне-Нагаева (80 мин. обр.1926г., 35 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 90м, углубление соотв.2м, 5/17м. Ставили ЗМ «Ристна», СКР «Буря», СКР «Снег», ТР «Минула». 23.08.41 МЗМ №35А-54А, банка.Таллинская, Б.Копли-Лахт, о.Аэгна, о.Лэгна, банка Литтегренд (33 мин. обр.1926г., 67 мин. обр.1908г., 12 мин Моталла), интервал соотв.60м, 60м, 60м., углубление соотв.2,5м, 2,5м, 2,5м,. Ставили СКР «Буря», СКР «Снег», СКР «Буря»,ТЩ «Вайндло». Мины поставлены банками, по 4-5 мин в банке. Ну и МЗМ, поставленные авиацией и катерами…(см. ранее) И вспомним, что творилось на СЗСН в августе 1941г... В перечень, повторюсь, не включены типы и количество морских мин использованных на сухопутном фронте (данных у меня нет). Также не включены мины, использованные для минирования акватории ГВМБ Таллин. Все географические названия приведены по формулярам минных заграждений. К этому времени, из-за смещения линии фронта на восток, часть оборонительных минных заграждений КБФ «стала» активными, которые, из-за относительно малого кол-ва минных защитников обладали малой тральной устойчивостью. Хотя, по понятным причинам, в активных МЗМ минных защитников было мало (или не было вовсе) и у противостоящей стороны.

Konstan: АВЩ пишет: Хотя, по понятным причинам, в активных МЗМ минных защитников было мало (или не было вовсе) и у противостоящей стороны. Не следует забывать о трубках КА, превосходно защищавших немецкие якорные мины от контактных тралов.

АВЩ: Konstan пишет: Не следует забывать о трубках КА... Согласен !!.. ,сейчас понемногу готовлю справочный материал по отечественным и зарубежным минам и минным защитникам, исп. на Балтике, думаю всем будет интересно. Konstan, было бы очень здорово если б Вы о ней (трубке КА) рассказали, пока вываливается материал об МЗМ... С уважением, АВЩ.

Konstan: В качестве индивидуальных противотральных приспособлений для якорных мин германский флот применял гофрированную трубку КА, надетую на верхнюю часть минрепа. Длина трубок КА зависела от типа мины. Для противолодочных типа UMB она составляла 18,3 м, для тяжелых противокорабельных типа ЕМС – 27,5 м. При попадании в трал и натяжении трубка начинала перемещаться по минрепу вверх и в конечном итоге замыкала механический взрыватель, размещенный в донной части мины. Происходил взрыв, уничтожавший трал. При встрече с выступающими частями на корпусе подлодки трубка пересучивалась и точно так же начинала смещаться вверх, как и при встрече с тралом. Кроме этого в качестве противотральных приспособлений использовались цепные минрепы различной длины. Резак трала заклинивался звеном цепи и, после обрыва троса, связывавшего цепной минреп и якорь мины, мина застревала в трале, делая его уборку опасной. Таким же образом получалось и с параванами (примеров в кампанию 1941 г. - масса). Тралящие части приходилось обрубать и тратить время на заводку новых тралов.

eugene: Почему на 3 немецких минзагах, подорвавшихся 9 июля, были такие маленькие потери в экипажах?

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в сентябре 1941г.). ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 1.09.41 МЗМ №29А, 1 ряд, Хайлода (30 мин. обр.1908/39г., 116 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 127м., углубление соотв.2м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Марти», ТЩ (?)«Коралл». 1.09.41 МЗМ №30А, 2 ряда, Халли-Нестор (250 мин. КБ.), интервал 60м., углубление 2,5м. Ставил ЛД «Ленинград». 8.09.41 МЗМ №31А, 2 ряда, Соммерс-Нарва (70 мин. обр.1926г., 110 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 90м., углубление соотв.2,5м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Стойкий».Ряд минных защитников выставлен с запада. 3.09.41 МЗМ №32А, 2 ряда, Нарва-банка Усердия (140 мин. обр.1926г., 80 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 90м., углубление соотв.2,5м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Сильный».Ряд минных защитников выставлен с норда. 3.09.41 МЗМ №33А, 3 ряда, банки Нагаева - Агамемнон (100 мин. обр.1908/39г., 25 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 145м., углубление соотв.2м, 5/17м,. Ставили ЗС «Онега», ТЩ «Инженер». 3.09.41 МЗМ №34А, 2 ряда, на подходе к Хайлоде (80 мин. обр.1908/39г., 40 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.45м, 90м., углубление соотв.2м, 12м,. Ставил ЛД «Ленинград». Ряд минных защитников выставлен с запада. 4.09.41 МЗМ №35А, 3 ряда, банка Средняя - о-в. Бьёрке (182 мин. КБ., 78 мин. обр.1926г., 80 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 60м, 120м., углубление соотв.2,5м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Урал», ЭМ «Сильный». Ряд минных защитников выставлен с запада. 4.09.41 МЗМ №36А, 2 ряда, к норду от банки Запал ( 60 мин. обр.1926г., 30 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.60м, 90м, углубление соотв.3м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Ристна», ТЩ «Микула». Ряд минных защитников выставлен с северо-запада. 4.09.41 МЗМ №37А, 1 ряд, к весту от банки Средняя ( 70 мин. обр.1926г.), интервал 71м углубление 2м,. Ставили БТЩ «Патрон», «Верп», «Фугас». 5.09.41 МЗМ №38А, 1 ряд, к югу от банки Гренова ( 70 мин. обр.1926г.), интервал 72м углубление 2м. Ставил ЗМ «Ристна». 3.09.41 МЗМ №39А, 3 ряда, о. Руонти-банка -Лиинаматала ( 90 мин. обр.1908/39г. 40 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.36м, 45м, углубление соотв.2,5м, 5/17м,. Ставили БТЩ «Патрон», «Верп», «Гафель». 3.09.41 МЗМ №40А, 1 ряд, к югу от о. Руонти (40 мин. обр.1908/39г), интервал 45м, углубление 2м. Ставил БТЩ «Фугас». 1.09.41 МЗМ №41А, 2 ряда, к норду от о. Пийсари (100 мин. обр.1908/39г., 30 мин.защ. обр.1926г.), интервал соотв.36м, 60м, углубление соотв.2м, 5/17м,. Ставили ЗМ «Ристна», ТЩ «Микула». Ряд минных защитников выставлен с норда. 10.09.41 МЗМ №42А, 3 ряда, Ротшер-Гогланд (380 мин обр. 1908/39г., 112 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.45м..90м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставил ЗМ «Марти»,ЭМ «Сметливый». Продолжение следует...

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в сентябре 1941г.). ПРОДОЛЖЕНИЕ 10.09.41 МЗМ №43А, 2 ряда, маяк Шепелевский- маяк Сейвиста (162 мин обр. 1926г., 108 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м..90м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставил ЗМ «Урал»,ЭМ «Грозящий». 10.09.41 МЗМ №44А, 2 ряда, маяк Шепелевский- маяк Сейвиста (93 мин обр. 1926г., 62 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м..90м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставил ЗМ «Урал»,БТЩ «Рым», «Гафель». 11.09.41 МЗМ №45А, 1 ряд, маяк Сейняста-банка Унарова ( 42 мин. обр.1926г.), интервал 60м углубление 2,5м,. Ставил ЗМ «Ристна». 12.09.41 МЗМ №46А, 2 ряда, к норду от мыса Калгания (180 мин обр. 1926г., 40 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м.,90м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставили ЗМ «Урал», БТЩ-215. 12.09.41 МЗМ №47А, 2 ряда, банка Самоед-Кургальсный риф (108 мин обр. 1926г., 60 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.54м..100м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставили ЭМ «Сметливый», «Грозящий»,БТЩ-217, «Гак». Ряд минных защитников выставлен с норда. 12.09.41 МЗМ №48А, 2 ряда, банка Запал-мыс Липунели (100 мин обр. 1926г., 30 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м..90м, углубление соотв.2,5м., 5/17м,. Ставили ЗМ «Ристна», ЗС«Вятка»,ТЩ»Микула». Ряд минных защитников выставлен с норд-веста. 9.09.41 МЗМ №49А, 3 ряда, к норд-весту от о. Гогланд (135мин обр. 1926г., 40 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.65м..110м, углубление соотв.3м., 5/17м,. Ставили БТЩ «Фугас», «Шпиль»,»Верп», БТЩ№№ 215,217,218. 14.9.41 МЗМ №50А, 2 ряда, банки Намси-Неугрунд (148мин обр. 1926г., 80 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.65м..110м, углубление соотв.3м., 5/17м,. Ставили ЭМ«Стойкий», «Сильный», БТЩ «Гак», БТЩ «Рым», БТЩ№217. 19.9.41 МЗМ №51А, 1 ряд, м.Лайвесто-траверз г.Валдай (114мин обр. 1926г.), интервал 60м., углубление 2,5м.. Ставил ЗМ«Урал». 19.9.41 МЗМ №52А, 1 ряд, м.Устинский- м. Проводник (60мин обр. 1926г.), интервал 63м., углубление 2,5м.. Ставили БТЩ «Шпиль», БТЩ «Верп». 20.9.41 МЗМ №53А, 1 ряд, к норду от о. Гогланд (30мин обр. 1926г.), интервал 60м., углубление 2м.. Ставил БТЩ «Фугас». 21.9.41 МЗМ №54А, 1 ряд, к норд-весту от о. Соммерс (30мин обр. 1926г.), интервал 75м., углубление 2м.. Ставил БТЩ -217. 24.9.41 МЗМ №55А, 2 ряда, банка Усердия-о.Торсаари (30мин обр. 1926г.), интервал 75м., углубление 2м.. Ставил БТЩ «Гафель». 24.9.41 МЗМ №56А, 1 ряд, меридиан мыса Серая Лошадь (100мин обр. 1926г.), интервал 60м., углубление 2,5м. Ставили БТЩ «Патрон», «Фугас», «Шпиль»,№218 25.9.41 МЗМ №57А, 1 ряд, к югу от о.Соммерс (180мин обр. 1926г.), интервал 30м., углубление 2,5м.. Ставили БТЩ «Гак», «Фугас», «Рым», «Гафель». «Шпиль»,№218. 26.9.41 МЗМ №58А, 1 ряд, банка Агамемнона-о.Грекова-о-ва Демонстейские (84мин КБ,186 мин обр.1908г.), интервал 63м., углубление 2,5м.. Ставил ЗМ «Марти». РИЖСКИЙ ЗАЛИВ, ИРБЕНСКИЙ ПРОХОД, ОСТРОВНОЙ РАЙОН( о-ваЭзель, Даго) 3.9.41 МЗМ №76А, подход к проливу Вынре-Курк (50мин обр. 1926г.), углубление 2м.. Ставила шхуна «Хелена». Мины выставлены «каре». 8.9.41 МЗМ №77А, о.Аллераху-мыс Иместунина (20мин обр. 1926г.), углубление 2м.. Ставила шхуна «Хелена». Мины выставлены «каре». 10.9.41 МЗМ №78А, о.Абруна-о.Нерью (12мин обр. 1926г.), углубление 2м.. Ставили 2 ска т. «КМ» и паром из трёх т. «А-3». Мины выставлены «каре».

АВЩ: Справочно: (оборонительные минные постановки сил КБФ в октябре 1941г.). ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 16.10.41 МЗМ №59А, к норд-осту от о. Соммерс (42мин обр. 1908г., 78мин т. «Р». 12 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.45м.. 45м..180м, углубление соотв.2м.,1,25м. 5/17м,. Ставили ска МО №201, №212,№210, БТЩ «Гак», БТЩ №215, БТЩ№217. Оборонительные МЗМ КБФ на Балтике в 1941г. - ВСЕ…

АВЩ: Заканчиваю с МЗМ финнов и немцев за 41-й год, но вываливать к Дню Победы, наверное, пошло... eugene пишет: Почему на 3 немецких минзагах, подорвавшихся 9 июля, были такие маленькие потери в экипажах? На этот вопрос ответ почти впрямую дан на соседней ветке. Мои дополнения: -на ЗМЗМ при подрыве степени готовности кораблей и экипажей были всяко ниже, чем на наших нкнк, преодолевающих МЗМ, тралящих мины, совершающих прорыв с Таллина и т.д. (т.е. часть экипажа-сменившаяся и отдыхающая смены были изначально "выведены" из области поражения. О том, что поисково-спасательное обеспечение у немцем было развито лучше я думаю писать не стоит, это 1)и так известно 2) тема отдельного серьёзного разговора... С уважением, АВЩ.

eugene: Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен? Получили ли их командиры какую нибудь награду? принципе, они вполне заслуживали Героя Советского союза. Нет ли об этом у кого информации?

АВЩ: eugene пишет: Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен? Ну неужели Вам самому неинтересно уточниться, где он наскочил на мину, сравнить этот район с районами постановок (см. ранее), узнать фамилии командиров на период постановки?.. Попробуйте-у Вас получится Если несрочно (или имеемых данных недостаточно)-подождите, когда вывалю и координаты МЗМ

eugene: Координаты гибели Илмаринена - 59 27'N 21 05'E.

АВЩ: eugene пишет: Координаты гибели "Ильмаринена" - 59 27'N 21 05'E. Т.е Финский залив, линия Руусаара- Осмусаар. Этим координатам соответствует МЗМ №1А, 3 ряда мин, Координаты: 59 26' 0N 20 57'8E. 59 31' 9N 20 53'2E. 59 38' 2N 20 52'2E. 59 26' 0N 22 56'3E. 59 32' 3N 22 53'0E. 59 33' 2N 22 53'0E. выставлено 23.06.41 (378 мин. обр.1908/39г., 366 мин. обр.1926г., 180 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 60м, 127м, углубление соотв.3м, 3м, 6/18м. Ставили ЗМ «Марти»,ЗМ «Урал»,ЛД «Минск», «Ленинград», ЭМ «Маркс», «Артём», «Володарский». Минные защитники выставлены с веста на расстоянии ½-1,5 каб. В дальнейшем минное заграждение МЗМ-1А нашими кораблями (катерами) не подновлялось...

АВЩ: И, вдогон, пара слов "об упущенных возможностях". Возможно было бы целесообразно, при приведении флота в БГ№2 предусмотреть постановку ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ минных заграждений (в виде противолодочных завес) на частных узлах коммуникаций и узлах ФВК, и постановку противодесантных заграждений у Моонзундского архипелага. И то и другое произвести в своих террводах, с подготовкой (передача-по команде) сообщений об опасных в минном отношении районах. Под это дело (продолжение послевоенного (войны с Финляндией) траления) начать контрольное и разведовательное траление по определённым Планом маршрутам (не обязательно совпадающим с ФВК военного времени). Ну и ,естественно, увеличить кол-во вылетов разведавиации КБФ, поставив задачу и на попутную минную разведку (предусмотрев истр. прикрытие, в т.ч. способом "дежурства на аэродроме"). Предусмотреть возможность (т.е. предварительно спланировать и подвезти мины на аэродромы и/или на ближайшие склады) постановки активных минных заграждений авиацией (в т.ч. распорядительным порядком).

Hai Chi: eugene пишет: Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен? Получили ли их командиры какую нибудь награду? принципе, они вполне заслуживали Героя Советского союза. Нет ли об этом у кого информации? Там сложное дело, поскольку, по одной из основных версий, "Ильмаринен" зацепил мину параваном при выходе со шхерного фарватера у Утё и тащил ее за собой, а при повороте подтянул к борту. Т.е. тогда выходит история схожая с подрывом ряда советских кораблей, и координаты заграждения и подрыва не совпадают. Поэтому претендентов там несколько - и постановка СКР, и ТКА с Ханко. Советую у М.Э. Морозова спросить.



полная версия страницы