Форум » Средиземное море-ЗАКРЫТО » 2-й бой в заливе Сирт » Ответить

2-й бой в заливе Сирт

Corsair: Была ли причиной неудачи итальянцев ошибка их адмирала при обходе конвоя ? Какой характер повреждений английских кораблей от огня итальянцев ?

Ответов - 17

Scharnhorst: Corsair пишет: Была ли причиной неудачи итальянцев ошибка их адмирала при обходе конвоя ? Одной из причин - несомненно, но не факт, что основной. При ином выборе курса не факт, что итальянские эсминцы выгребли бы против волны. Corsair пишет: Какой характер повреждений английских кораблей от огня итальянцев ? "Клеопатра" - одно попадание 152-мм с "Банде Нере" в мостик "Кингстон" - одно попадание 203-мм с "Гориции" "Юриалес" - близкий разрыв 380-мм с "Литторио" По другим данным, два эсминца получили попадания 380-мм снарядов - надо смотреть подробности...

Corsair: По монографиям Титушкина, Брагадину и Макинтайру, в КЛЕОПАТРУ - один 152-мм с БАНДЕ НЕРЕ с выводом из строя кормовых орудий ГК, в КИНГСТОН и ХЕЙВОК - по одному 381-мм, близкие разрывы у ЮРИАЛЕСА и ЛИДЖЕНА ( оба с ЛИТТОРИО ) - все это без указаний степени тяжести повреждений. ТРЕНТО и ГОРИЦИЯ стреляли безрезультатно. Не понятны причины , по которым совсем не кабинетный моряк Якино не предпринял обход противника тяжелыми кораблями, либо не поднял самолеты - разведчики для корректировки - немецкие самолеты в это время производили полеты.

САМ: Якино не был кабинетным моряком и мог бы совершить обход Вайена только с тяжелыми кораблями, а так же поднять в воздух самолеты для корректировки. Ни того, ни другого он не сделал. Согласно монографий Титушкина, а так же работ Брагадина и Маккинтайра, данные по эффективности стрельбы итальянцев следующие - КЛЕОПАТРА-один 152-мм снаряд (выведены из строя кормовые орудия ГК либо попадание в мостик), ХЕВОК и КИНГСТОН-по одному 381-мм снаряду (характер повреждений не указан, но самостоятельно дошли до Мальты, несмотря на шторм), ЮРИАЛЕС и ЛИДЖЕН-близкие разрывы 381-мм снарядов (характер повреждений не указан). ГОРИЦИЯ и ТРЕНТО стреляли безрезультатно, как и английские корабли. Последнее странно, т.к. условия для стрельбы у БАНДЕ НЕРЕ были хуже, чем у английских крейсеров, равных с ним водоизмещением.

ardent: попытка кролика обойти удава- инстинктивная боязнь английского флота даже при подавляющем превосходстве сил, ну и погода , конечно на море за владычицу морей

CAM: Если причина всех поражений итальянского флота - боязнь англичан, то для чего вообще им было выходить в море ? Если уж вышел, тем более при таком превосходстве сил - нужно уничтожать противника ! Мешает дымзавеса - обойди ее - английские корабли были бы перестреляны один за другим. Дневной бой без участия английских линкоров и авиации - это ли не шанс для итальянского адмирала отличиться ? Может у Якино были другие соображения ?

CAM: В различных источниках упоминается, что Вайен разделил своединение на 5 или 6 боевых групп. Есть ли у кого -нибудь информация по кораблям (по названиям), которые входили в эти группы ? И названия итальянских эсминцев - участников боя ? У Роскилла упоминаются 2 дивизиона эсминцев, бросавшихся в торпедные атаки на ЛИТТОРИО. 3 легких крейсера составляли, вероятно, отдельную группу. Какой был состав остальных групп и их задачи ?

Cyr: CAM пишет: Есть ли у кого -нибудь информация по кораблям (по названиям), которые входили в эти группы ? Есть. Во втором томе того же Роскилла. На карте. 1. Jervis, Kipling, Kelvin, Kingston 2. Dido, Penelope, Legion 3. Zulu, Hasty 4. Cleopatra, Euryalus 5. Sikh, Lively, Hero, Havock 6. Carlisle, Avon Vale Первые пять - ударные. Шестая прикрывает конвой дымозавесами. Далее уже с привлечением др. источников. Непосредственное охранение конвоя: Southwold, Beaufort, Dulverton, Hurworth, Eridge Penelope, Legion - подкрепления с Мальты Dido и Co - 15-я эскадра (Вайэн держал флаг на Dido) Ханты - 5-я флотилия (шли из Тобрука) J/K - 14-я (шли с Вайэном) Остальные - 22-я (шли с конвоем) Carlisle сам по себе (тоже с конвоем) Собственно сам конвой: Breconshire (9776 BRT), Clan Campbell (7255 BRT), Pampas (5415 BRT), Talabot (6798 BRT) Итальянцы 1. Якино Littorio Oriani, Ascari, Aviere, Geniere, Grecale, Scirocco 2. Парона Gorizia, Trento Bande Nere Alpino, Bersagliere, Fuciliere, Lanciere

CAM: Благодарю за ответ ! У меня Роскилл в электронной версии "Флаг Святого Георгия", и там схем нет. Есть еще несколько вопросов. По описанию боя в воспоминаниях Каннингхема, крейсера Вайена дважды поворачивали на восток, опасаясь обхода с этого направления итальянских крейсеров. Следовательно, англичане не видели перед собой всех кораблей протиника. Тогда в какой момент боя получила попадание с БАНДЕ НЕРЕ КЛЕОПАТРА ? Какая раскладка по времени торпедных атак английских кораблей ?

Cyr: CAM пишет: У меня Роскилл в электронной версии "Флаг Святого Георгия", и там схем нет. Надо искать воениздатовский трехтомник. Собственно текст оттуда: Рано утром 15 марта соединение адмирала Вайена обстреляло сооружения на острове Родос и на следующий день возвратилось в Александрию. 20 марта конвой в составе 4 судов в охранении крейсера «Карлейл» и 6 эсминцев вышел на Мальту. Вслед за конвоем проследовало соединение Вайена в составе 3 легких крейсеров и 4 эсминцев для его прикрытия. Кроме того, из Тобрука вышли 6 эсминцев. Позднее они присоединились к основным силам, а утром 22 марта к ним подошли 2 крейсера с Мальты (схема 7). К этому времени авиаразведка противника уже знала о движении конвоя, а наша подводная лодка донесла о выходе в 01.30 из Таранто крупных сил противника. По расчетам Вайена, встреча надводных сил сторон могла произойти в полдень 22 марта. Как оказалось, рано утром 22 марта из Таранто вышли линейный корабль и 4 эсминца, а из Мессины — 2 тяжелых крейсера и 1 легкий, а также 4 эсминца с задачей перехватить наш конвой. Адмирал Вайен решил во что бы то ни стало привести конвой на Мальту. Свое соединение Вайен разбил на шесть групп. По плану адмирала при приближении противника первые пять групп должны были занять позиции в стороне от конвоя, образуя ударный отряд. Шестой группе ставилась задача прикрывать конвой дымовыми завесами. В непосредственном охранении судов конвоя находилось 5 эсминцев. В 14.27 Вайен обнаружил противника и дал сигнал на развертывание, по которому ударный отряд пошел к северу навстречу соединению из тяжелых и легких крейсеров и эсминцев. Дул сильный ветер, сила и направление которого благоприятствовали постановке дымовых завес. Под прикрытием дымовой завесы конвой повернул на юго-запад и вскоре подвергся удару с воздуха (схема 8). Обнаружив крейсера противника, а не линейные корабли, как ожидалось, Вайен решил атаковать их двумя крейсерами. Однако противник отвернул, и последовавшая между сторонами короткая артиллерийская дуэль окончилась безрезультатно. Вайен, доложив командующему об отходе противника, ушел к конвою. Конвой тем временем, успешно отбив атаку с воздуха, продолжал идти по назначению. Однако вскоре к северо-востоку от конвоя, следовавшего под прикрытием соединения адмирала Вайена, появилось итальянское соединение, в составе которого находились линейный корабль «Литторио» и 3 крейсера. В промежутке 16.40 —19.00 стороны вели спорадические бои. Прикрываясь дымовыми завесами и искусно маневрируя, Вайен вел свои корабли по назначению. Однако противник обладал большим преимуществом в силах и скорости, и над конвоем нависла угроза. Чтобы задержать противника, нужно было атаковать его. В 17.38 дивизион эсминцев обнаружил противника на дистанции 80 кабельтовых. Эсминцы атаковали противника артиллерией и торпедами, пытаясь одновременно прикрыть дымовой завесой суда. И все же противник постепенно приближался к конвою. Около 18.00 английские крейсера, выйдя из-за дымовой завесы, с дистанции 64 кабельтовых открыли огонь по линейному кораблю. Одновременно «Клеопатра» выпустила торпеды, заставив противника отвернуть. Дымовая завеса, поставленная эсминцами в тот момент, когда дистанция до противника составляла всего 33 кабельтова, спасла положение. Как только противник отвернул от конвоя, Вайен вновь пошел на восток, чтобы не допустить к конвою итальянские крейсера. Однако обнаружить противника не удалось, и в 18.17 Вайен повернул к конвою. В 18.08 первый дивизион эсминцев иошел на сближение с противником и в 18.34 вышел на дистанцию 60 кабельтовых от «Литторио». Идя строем фронта 28-узловым ходом, эсминцы вели огонь носовыми орудиями по линейному кораблю. В 18.41, находясь под градом снарядов неточного огня противника, эсминцы развернулись и выстрелили 25 торпед. Ни одна из них цели не достигла, но эта атака заставила противника вновь отвернуть. Подошедшие в это время крейсера Вайена атаковали артиллерией и торпедами итальянские корабли. Между 18.30 и 18,40 крейсера Вайена вновь вели артиллерийскую дуэль с линейным кораблем и крейсерами противника. Дуэль эта прекратилась с окончанием атаки эсминцами первой группы итальянского соединения. В 18.55 пятая группа эсминцев пошла в торпедную атаку, однако противник скрылся за дымовой завесой. Только эсминец «Лайвли» сумел выстрелить торпеды, но и сам получил попадание 356-мм снаряда. И снова ни одна торпеда не попала в цель. Однако на сей раз противник отказался продолжать преследование конвоя и ушел на северо-запад. На этом бой закончился. И хотя английские корабли, израсходовав большое количество снарядов, не причинили сколько-нибудь существенных повреждений тяжело бронированным итальянским кораблям, они решили свою задачу — не дали противнику возможности атаковать конвой. Это был поистине классический пример того, как решительными и умелыми действиями более слабые по составу силы могут сорвать замысел противостоящего им более сильного противника. С наступлением темноты соединение Вайена взяло курс на Александрию. Поврежденные в бою два эсминца ушли на Мальту. К сожалению, бой задержал намеченный на утро 23 марта приход судов на Мальту, что дало немецким бомбардировщикам возможность атаковать их днем. К тому же корабли охранения не имели нужного количества боеприпасов. И тем не менее два судна в 09.30 вошли в гавань. Третье судно, получив попадание, вышло из строя, и его удалось отбуксировать в гавань на южной оконечности Мальты. Правда, два дня спустя, при очередной атаке с воздуха, судно погибло. Четвертое судно авиация потопила в 10.20 23 марта, когда оно находилось в 20 милях от Мальты. Получили попадания бомб и пришедшие в гавань Мальты два первых судна. Только пятая часть из доставлявшихся на 4 судах 26000 тонн грузов была благополучно выгружена на Мальте.

Cyr: Схема 8

CAM: Благодарю еще раз ! Слепив это описание боя с описанием в биографии Каннингхема и у Брагадина (там уточняется количество эсминцев в группе ЛИТТОРИО-их в бою участвовало всего три), получается довольно ясная картина. Непонятным остается, была ли попытка скоординировать действия флота с авиацией у итальянцев, ведь при наличии хотя бы самолетов-корректировщиков, не говоря уже о поддержке с воздуха, на поле боя, исход мог бы быть совершенно другой. Другой момент - повреждения и гибель итальянских кораблей при возвращении от шторма (поврежденных в бою среди них не было) и успешный переход к Мальте поврежденных английских кораблей - им шторм оказался нипочем !

Cyr: CAM пишет: Непонятным остается, была ли попытка скоординировать действия флота с авиацией у итальянцев Вряд ли. У них это никогда не получалось. CAM пишет: Другой момент - повреждения и гибель итальянских кораблей при возвращении от шторма Подробности сам бы хотел узнать. Помимо двух погибших ЭМ повреждения получил и "Банде Нере". Был потоплен, следуя на ремонт. Были ли еще повреждения, не знаю. На "Сирокко" погиб его командир, кавалер Золотой медали за доблесть - Франческо делль Анно. Командиру "Ланчиере" Констанцо Касана эту медаль дали посмертно.

САМ: По Брагадину, повреждения от шторма получили ТРЕНТО и ЛИТТОРИО. Как ни странно, "Ханты", которые во время боя шли против волны и были значительно меньшего водоизмещения, чем любой из итальянцев, не пострадали от стихии. И еще. Ни до этого боя, ни после, итальянцы не пытались противопоставить что-либо тактике англичан действовать из-за дымзавес даже при самом благоприятном соотношении сил (1-й бой у Сирта, бой у Пантеллерии), хотя сами пользовались этим приемом при любом случае.

Scharnhorst: Cyr пишет: Помимо двух погибших ЭМ повреждения получил и "Банде Нере". Досталось и "Тренто". В Orizzonte Mare говориться, что крейсер получил такие повреждения, что ему угрожала опасность перевернуться. Вот что интересно. Итальянцы пишут про жуткий шторм, но есть довольно известные фотографии, когда английские "дидошки" ставт дымовую завесу во время дневного боя - там волнение так себе. Правда, ночью шторм усилился...

CAM: Scharnhorst пишет: Вот что интересно. Итальянцы пишут про жуткий шторм, но есть довольно известные фотографии, когда английские "дидошки" ставт дымовую завесу во время дневного боя - там волнение так себе. Действительно, интересное замечание ! Особенно в свете этого : Cyr пишет: В 18.08 первый дивизион эсминцев иошел на сближение с противником и в 18.34 вышел на дистанцию 60 кабельтовых от «Литторио». Идя строем фронта 28-узловым ходом, эсминцы вели огонь носовыми орудиями по линейному кораблю. Вот так ! Итальянские корабли (по Брагадину) жестоко страдают от шторма (про эсминцы вообще ничего не слышно), а английские в это же время свободно маневрируют и еще и отстреливаются из щитовых артустановок ! И как это понимать ?

САМ: Сравнил тут информацию от различных английских и итальянских источников о повреждениях в ходе боя крейсера "Клеопатра". Часть утверждает, что попадание было в мостик, часть (в т.ч. Брагадин, который ссылается на британские отчеты, да еще и указывает время попадания - 16.44) - в кормовые башни с выводом их из строя. И где же истина?

BC:



полная версия страницы