Форум » Атлантика и Баренцево море-ЗАКРЫТО » Эпизод к потоплению Тирпица - от А. Больных » Ответить

Эпизод к потоплению Тирпица - от А. Больных

Борис, Х-Мерлин: А. Больных прислал письмо: [quote] Готовлю книгу...(правка админа) И в ней натолкнулся на интересный эпизод, относящийся к морской войне, точнее к гибели "Тирпица". Если хотите, можете положить на форму в ВМВ - Атлантике. Генрих Эрлер По мере хода войны Герниг все чаще грозил своим летчикам военным трибуналом, но чаще всего эти угрозы были пустыми. Однако имелся один эксперт, которого судили и приговорили к смертной казни, которую потом заменили 3 годами тюрьмы с отбыванием после войны. Уроженец Бадена Эрлер сначала служил в зенитной артиллерии, но в 1940 году был напралвен в летную школу. После ее окончания в 1941 годе его переводят в отдельную истребительную группу на север, где он воевал против русских. В январе это подразделение становится II/JG 5 «Айсмеер» – часть только что сформированной эскадры, которая воюет и на Востоке, и на Западе, базируясь в Финляндии и Норвегии. Погода, особенно за Полярным кругом, была просто ужасной. Большую часть года светлое время суток совсем мало, метели сменяются ледяным туманом. Несмотря на это, счет Эрлера начинает расти. В августе 1942 года его назначают командиром 6/JG 5, а 21 октября после 42 побед он получает Рыцарский Крест. В июне 1943 года Эрлер становится командиром III/JG 5, 2 августа за 112 побед его награждают Дубовыми Листьями. В тот же день ту же награду и за тот же результат получает Теодор Вейссенбергер, командир 7/JG 5. В мае 1944 года Эрлера назначают командиром JG 5. К ноябрю его счет вырос уже до 204 побед на Востоке, и он представлен к Мечам. А потом произошла катастрофа. 12 ноября бомбардировщики Королевских ВВС ускользнули от немецких истребителей и потопили в Тромсё линкор «Тирпиц». Начались дикие вопли, и козлом отпущения сделали Эрлера, командовавшего JG 5. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что его истребители не могли ответить на вызовы по радио, и Эрлера признали виновным в неисполнении своих обязанностей. Ранее он летал на Bf-109, а теперь пересел на Ме-262, летая в составе штабного звена JG 7. Ирония судьбы заключается в том, что эскадрой командовал его бывший подчиненный и соперник Вейссенбергер. Первую победу на реактивном самолете Эрлер одержал 21 марта 1945 года над В-17. На следующий день он сбил еще один В-17, третий √ еще через 2 дня. 31 марта он схватился с истребителями сопровождения и повредил Р-51. Последний вылет Эрлер совершил 6 апреля и сбил еще 2 В-17, прежде чем сам стал жертвой истребителей сопровождения. Всего в ходе 400 вылетов он одержал 209 побед, в том числе 5 четырехмоторников на Ме-262. [/quote]

Ответов - 5

Hai Chi: Собственно, что здесь нового? А.Больных ранее не читал того же Зефирова?

Renown: Hai Chi пишет: А.Больных ранее не читал того же Зефирова? Я вот не читал..)) Поэтому было очень познавательно..))

Scharnhorst: Статья про Эрлера была в Авиамастере, но и из нее мне, например, не стало понятнее, в чем конкретно его обвиняли и почему англичане в том роковом налете не встретьили истребительного противодействия.


Hai Chi: Scharnhorst пишет: но и из нее мне, например, не стало понятнее, в чем конкретно его обвиняли и почему англичане в том роковом налете не встретьили истребительного противодействия. По классической версии - Эрлер, имевший к тому времени 199 побед, очень сильно хотел сбить юбилейный 200-й самолет, поэтому самолично первым вылетел навстречу английским бомберам, вместо того, чтобы руководить, как полагалось, с КП эскадры наведением истребителей. Обязанности офицера наведения он возложил на какого-то унтера, который с управлением поднятыми в воздух истребителями не справился. Защитники Эрлера утверждают, что предупреждение о налете в любом случае поступило на КП JG5 слишком поздно, что силам Эрлера бы все равно ничего не помогло, и что его просто сделали козлом отпущения гнусные моряки.

Борис, Х-Мерлин: нщё одно письмо Больных А.: Еще один провал Впрочем, что мы все о вещах скучных и грустных. Всякие там лошадиные силы, маслопроводы, цилиндры… Давайте о чем-нибудь веселом, например о военном трибунале. 12 ноября 1944 года британские бомбардировщики «Ланкастер» потопили немецкий линкор «Тирпиц», стоявший в Тромсё. Это был самый крупный и самый мощный линкор немецкого флота, создававший в течение всей войны серьезную угрозу союзным конвоям, шедшим в Архангельск и Мурманск. Моряки были взбешены тем, что Люфтваффе не только не защитили линкор, но и вообще не появились во время этого налета. Они потребовали крови. Ведь локальная неудача одной истребительной эскадры привела к кардинальному изменению стратегической обстановки на целом театре военных действий. Прикрывать линкор теоретически должна была истребительная эскадра JG 5 «Айсмеер», которая базировалась в Норвегии. Ею командовал один из лучших немецких асов майор Генрих Эрлер, кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями. Его вызывают в Берлин и отдают под суд военного трибунала, который признает Эрлера виновным в неисполнении служебных обязанностей и приговаривает к расстрелу, однако тут же смертный приговор заменяют 3 годами тюрьмы с отбытием наказания после окончания войны. Это был единственный пример, когда столь отличившийся летчик попал под трибунал. Все вроде бы ясно и понятно. Однако практически немедленно возникают различные нестыковки. Сначала говорят, что Эрлер к тому моменту имел на своем счету 199 самолетов и слишком хотел достичь заветной круглой цифры 200, а потому вместо руководства действиями эскадры сам поднялся в воздух. Но другие источники спокойно сообщают, что к этому злополучному дню Эрлер имел уже 204 победы, поэтому спешить ему было некуда и незачем. Дальше – больше. Иногда утверждают, что в Бардуфосс перебазировалась III/JG 5, которой и полагалось, вроде бы, прикрывать «Тирпиц». Но другие источники утверждают, что туда отправилась только часть эскадрилий группы, штаб базировался в Северной Норвегии, но в совершенно другом месте – в Альте. Вроде как, 12 ноября Эрлер прибыл в инспекцией на аэродром Бардуфосс и лично попытался погнаться за британскими бомбардировщиками. Но обер-лейтенант Гайко, командир 9-й эскадрильи, которая действительно взлетела, пытаясь перехватить «Ланкастеры», в своих воспоминаниях ни словом не упоминает о присутствии Эрлера на аэродроме. Он говорит лишь о случайно оказавшемся там капитане Дёрре – командире III группы. Гайко утверждает, что штаб эскадры поставил перед эскадрильей задачу освоить недавно полученные истребители FW-190, а также прикрывать аэродром. О «Тирпице» не говорится ни слова. Более того, он впрямую обвиняет моряков в создании обстановки чрезмерной секретности. Мол, Тромсё был объявлен закрытой зоной, и доступ туда был строго запрещен. Поэтому ни о каком налаживании взаимодействия с флотом даже не могло быть и речи. Моряки настаивали, что радары обнаружили британские бомбардировщики еще до подхода к фиорду, после чего был отправлен вызов по радио. Но кому? Штаб JG 5 находился в Ставангере в Южной Норвегии, аэродром Бардуфосса, если верить Гайко, не имел вообще никакой связи с флотом. Тревога все-таки была объявлена, но в тот момент, когда «Ланкастеры» уже пролетели прямо над аэродромом. Однако, интересная деталь. Как же была поставлена служба наблюдения, если случилось такое? Впрочем, моряки тоже прохлопали – линкор не был прикрыт дымовыми завесами, и англичане могли целиться без помех. Гайко и Дёрр помчались на автомобиле на аэродром. Дёрр отправился на командный пост, а Гайко попытался поднять в воздух свою эскадрилью. В ней на тот момент насчитывалось 18 истребителей, и если бы они взлетели своевременно, то «Ланкастерам» пришлось бы очень плохо. Но «аэродром имел специфические особенности, из-за которых взлет эскадрильи происходил за 9 минут вместо 3 минут по наставлениям». В результате всех задержек и проволочек эскадрилья появилась над фиордом, «когда огромный корабль лежал килем кверху». В общем, история запутанная и непонятная. О какой определенности вообще может идти речь, если различные источники не в состоянии назвать точное количество побед Эрлера? Цифры колеблются от 205 до 209 самолетов. И как точно назывался пресловутый аэродром? Бардуфосс или все-таки Хердла? Кстати, удивляет и тот момент, что события имели место 12 ноября, а вызвали Эрлера в Берлин для суда только в феврале. Какая-то очень странная задержка в целых 2,5 месяца. Словом, вопросов гораздо больше, чем ответов. И все-таки, приходится сделать вывод, что Геринг, обвинивший Эрлера в стремлении увеличить личный счет в ущерб командованию эскадрой, был не так уж неправ. Может быть, не в приложении к событиям конкретного дня, а вообще. Действительно, в Германии нашлось много отличных снайперов и великолепных пилотажников, но вот хороших командиров среди них было гораздо меньше. Так что, наверное, безусловно виноватый Эрлер, не настолько виноват? Летал и стрелял он хорошо, а вот командовал не ахти. В том, что не была налажена связь с флотом, виноват все-таки не один флот… Не стоит назначать человека на должность, выходящую за пределы его возможностей.



полная версия страницы