Форум » Атлантика и Баренцево море-ЗАКРЫТО » Победы советских ТКА на Севере » Ответить

Победы советских ТКА на Севере

igor: Как написал Renown, тема интересная? Мне казалось, что это уже всем известно, но на всякий случай, если кто пропустил: реальные победы советских катерников на севере. 6.10.41 норв. п/х Bjoernungen, 165 брт потоплен ТКА №12 24.04.44 ПЛ U-454, тяж. повреждена пятью БГБ с ТКА №13 и 14 22.12.43 м/с Maria, 250 брт потоплено ТКА №13 22.12.43 СКР V6115, NKi10 и ТЩ М274 потеряли 1 чел. убитыми и 10 ранеными в перестрелке с ТКА №12 и 201 29.04.44 БДБ F 295А имела одного раненого после обстрела с ТКА №211и 221 или 213, 215 и 220 6.05.44 норв. м/б Moder-2, 124 брт взят на абордаж и потоплен ТКА №215, 218 и 219 8.05.44 СКР V6107имел 5 раненых после перестрелки с ТКА №209 и 217 28.06.44 п/х Nerissa, 992 брт потоплен ТКА №239 и 241 15.07.44 норв. м/б Hugin, 124 брт потоплен ТКА №239 15.07.44 норв. м/б Storegga, 41 брт потоплен ТКА №12 или 13 15.07.44 норв. м/б Rossfjord тяж. поврежден ТКА №240, 242 и 243 15.7.44 МТЩ R-154 имел 1 раненого в бою с ТКА-239 19.08.44 СКР V 6102 потоплен ТКА №216 19.08.44 п/х Colmar, 3992 брт потоплен ТКА №204 19.08.44 СКР V 6104 имел 1 раненого после обстрела с ТКА№219 06.09.44 МТЩ R 304 погиб на минах, поставленных 2.09.44 ТКА №12, 114, 132, 210 и 211 06.09.44 МТЩ R 305 поврежден на минах, поставленных 2.09.44 ТКА №12, 114, 132, 210 и 211 14.09.44 ТЩ М 252 поврежден ТКА №211, 242, 243 (попадание неразорвавшейся торпедой). 25.09.44 СКР V 6101 потоплен ТКА №240 и 208, или 202, 222 и 242 вместе с Ил-2 (2 бомбы и 2 торпеды практически одновременно) 12.10.44 ТЩ M 303 потоплен ТКА №230, 238 или 241 21.10.44 ТЩ M 31 потоплен ТКА №237 или 244 21.10.44 МТЩ R 311поврежден попаданием неразорвавшейся торпеды с ТКА №237 или 244 Итого 12 потоплено (1 миной), 5 повреждено (1 миной). Перечислять же мнимые победы - рука устанет колотить. В принципе вопрос интересен, но нет времени разрабатывать.

Ответов - 19

Буйный: igor пишет: 28.06.44 п/х Nerissa, 992 брт потоплен ТКА №239 и 241 Не тот ли п/х на мели, по которому регулярно отстреливались советские ПЛ? igor пишет: (2 бомбы и 2 торпеды практически одновременно) Можно ли размерчики и прочие ТТХ этого СКРа - ведь от такой "порции" и крейсер потонуть может?

igor: Не тот. Тот - НАТАЛЬ. V 6101 Gauleiter Bohle: 540 брт, ок. 1290 т. 55,9*9,16*4,19 м. Не гигант, конечно, но примерно с эскортный миноносец. Так много получил не потому, что не тонул, а потому что очень быстро схлопотал. Попадания в середину корпуса, разломился и утонул в течение 5 сек.

Botik Petra Velikogo: Приветствую. Список хорош, но нуждается в дальнейшей доработке. В частности, нужно еще поизучать потерю "Антье Фрицен" - немцы никаких катеров не видели и все относят на счет мин. Где-то у меня есть конспект донесения 7-й фл. МТЩ о его гибели. Явно на минах ТКА получил повреждения R-305, подорвавшийся на мине при тралении в Варангер-фьорде 8.9.1944 (КТВ морского коменданта Киркенеса). Также не полон список потерь немцев в пулеметных боях с катерами. Так при попытке взять на абордаж ТКА-239 (15.7.1944) кто-то из "раумботов" получил повреждения от его огня. Ага, нашел, на R-154 1 раненый (приложение о бое 7-й флотилии МТЩ). Тот список, о котором мы оба знаем, как выяснилось, оказался неполон, по крайней мере по 1944 г. Кстати, надо бы указать, что М-252 14.9.1944 не просто поврежден, а получил попадание невзорвавшейся торпедой, затоплено 1-е котельное отделение. Вообщем будем работать, хотя эти уточнения принципиально картину не изменят.

Scharnhorst: У меня другие данные по номерам катеров, потопивших немецкие тральщики: М-31 21.10.1944 потоплен совет. ТКА ТК-215 у Хоннингсвога. М-303 11.10.1944 потоплен совет. ТКА ТК-205, ТК-219 в Варангер-фьорде. возникает вопрос - какие номера правильные?

Botik Petra Velikogo: Дык темно было :) Это надо изучать схемы маневрирования обеих сторон, вычислять точное расхождение по времени, чтобы примерно вычислить кто в кого попадал. По опыту знаю, что ориентироваться по заявленному типу цели можно лишь очень приближенно.

Буйный: igor пишет: Попадания в середину корпуса, разломился и утонул в течение 5 сек. Сё ясна - разорвало как хомячка от капли никотина! igor пишет: 19.08.44 СКР V 6102 потоплен ТКА №216 19.08.44 п/х Colmar, 3992 брт потоплен ТКА №204 19.08.44 СКР V 6104 имел 1 раненого после обстрела с ТКА№219 Не тот ли это бой, в котором участвовало 13 ТКА (рекорд?) и за ходом которого наш командир БТКА наблюдал с берегового КП в стиле персидского царя?

маркушка: igor пишет: V 6101 Gauleiter Bohle: 540 брт, ок. 1290 т. 55,9*9,16*4,19 м. Не гигант, конечно, но примерно с эскортный миноносец. Так много получил не потому, что не тонул, а потому что очень быстро схлопотал. Попадания в середину корпуса, разломился и утонул в течение 5 сек Известно ли о потерях экипажа?

Renown: Буйный пишет: Не тот ли это бой, в котором участвовало 13 ТКА (рекорд?) и за ходом которого наш командир БТКА наблюдал с берегового КП в стиле персидского царя? Тот самый

Renown: маркушка пишет: Известно ли о потерях экипажа? По донесению коменданта станции в Варангер-фьорде - спасли 3 человек. До отчета немецких командиров-свидетелей не добрался.

igor: 2 маркушка: конечно, потери известны. 27 пропало без вести (вкл. командира), 7 убито, 9 ранено. Спасено 23 чел.

igor: 2 Botik Petra Velikogo: Увы, с Antje Fritzen возможно и облажался. Пошел по легкому пути, сам не стал проверять по немецким записям. Очень ведь складно в Хронике написано про действия ТКА №15. Впрочем, так как отчетов за 09.43 у меня нет ни от 7 Р-флотилии, ни от Зееком. Киркенес, однозначный вывод все равно сделать трудно. В KSV Поляр время дается только на подрыв мины, а когда пароход утонул нету. Знать бы точное время погружения - можно будет делать однозначный вывод, участвовал ли ТКА №15 в смерти АФ. Пока же мне известно, что пароход горел сильно и тонул очень быстро, так что немцы отказались и от идеи буксировать его, и от идеи выбросить на мель. Дополнительных взырвов не было отмечено. Короче, весь вопрос - тонул ли он час, или же меньше? В любом случае, про АФ должно было выглядеть по крайней мере так: 21.09.43 п/х Antje Fritzen, 4330 брт тяжело поврежден подрывом на мине (КБ-3, поставлена 11.2-6.4.43 катерами МО?) и добит ТКА №15. Последнее тоже под вопросом. 2 Scharnhorst: по 21.10.44. Если взять схему боя из Хроники ВОВ на СФ, рис. 39, то там изображено, что ТКА №215 атаковал где-то в точке 70-28/31.01, по времени в 04.02 (02.00 ч по немецкому). ТКА №237 и 244 атаковали в точке 70.29/30.58-70.30/30.57 в 04.21 и 04.20. М31, как записано в КТВ 5 М-флотилии, получил торпеду в 04.20, через полминуты перевернулся на левый борт и пошел на дно в точке 70.31,8/30.55. Вот на основании всего этого я и приписал победу ТКА 237/244. Если же взять ордер немецкого конвоя и сравнить со схемой из Хроники, выходит - что победителем был ТКА №244, но лично я однозначно утверждать не берусь (он атаковал цель, бывшую впереди цели ТКА №237. М31 шел первым в правой "колонне" охранения, а шедший следом М251 увернулся от 2 торпед - но тут смущает, что торпеды М251 якобы шли со стороны моря, тогда как оба ТКА атаковали со стороны суши). По 11.10.44 Там все гораздо проще, потому что спорные группы ТКА атаковали с большим разрывом. Группа 230-238-240 атаковал в 00.26-00.28, группа 205-219 в 3.37-3.41. Имея время гибели М303 (22.28, немецкое, естественно) легко вычислить, кто именно виновен в гибели тральщика.

Scharnhorst: igor Спасибо за учточнение. Насчет М-303 полностью убедили - в новое издание справочника внесу Вашу версию.

igor: 2 Botik Petra Velikogo: по поводу R 305 поглядел сейчас доки, но там слегка странно выходит. Однозначно что траление закончилось в 10.30 и ни одной мины вытралено не было, а катера пошли в Киркенес без выставленных тралов. Подрыв мины случился в 11.59, во время этого перехода, но точка кажется дается неправильная, ибо у меня она на суше получается. Хотя, может, это я неправильно считаю - потому что в КТВ Адмирала Полярного побережья случай тоже описан и с теми же координатами. Интересно, что в Киркнесе отнесли подрыв на авиамину, а АП приписывает ее ТКА и делает вывод что из-за этих постановок не следует ждать десантов. Мины были выставлены 2.9.44 ТКА№ 12, 114, 132, 210 и 211, 8 штук типа КБ-3 (были еще 2 минные постановки до 8.9.44, но они юго-западнее, между Вадсё и Эккереем - хотя, если немцы в координатах наврали?). 2 Scharnhorst: А насчет М-31, значит, не убедил? По-моему так точно это не 215.

Botik Petra Velikogo: С АФ ситуация следующая: подрыв в 00.55, погружение в 02.27. Новых взрывов не отмечено. Советское время атаки 03.00 т.е. 02.00 по Берлину. К этому времени АФ уже почти затонул. Наиболее странным выглядит утверждение нашей стороны, что после атаки катера были обнаружены и обстреляны противником, хотя немцы присутствия катеров вообще не фиксировали. По-моему мнению, никаких попаданий в АФ не было, хотя чтобы окончательно разобраться желательно бы видеть немецкое донесение. Причины гибели АФ оно, как мне кажется, не изменит, но позволит определиться с тем, что же атаковали и от чего отбивались наши.

igor: А вот бонус: потери советских ТКА на севере 20.11.42 ТКА№11 столкнулся с МО-115 при выходе на минную постановку 19.11.42 и затонул на след. день. 23.12.42 поднят. 12.05.43 ТКА№21 утоплен самолетами. 6.10.43 ТКА№11 , стоя у плавбазы МАЯК, тяж. поврежден авиабомбами и списан. 22.12.43 ТКА№14 потоплен таранным ударом СКР V6115 и артиллерией с него же + V6108 09.04.44 ТКА№212 потоплен артиллерией ОПЛ UJ.1219, спасено 2 раненых 08.05.44 ТКА№217 потоплен в бою с СКР V-6107 09.05.44 ТКА№209 взорвался на переходе из Пумманки в г. Долгая, возможно, в результате боевых повреждений, полученных за день до того (нанесены СКР V-6108) 15.07.44 ТКА№239 тяж. поврежден в бою с ТЩ М-251, 252 и 35 (лишился хода). Позже взят на абордаж МТЩ R-202 и 154, но затонул. Взято в плен 7 чел. (=5). 19.08.44 ТКА№203 потоплен в бою с нем. конвоем - вероятно, артогнем СКР V-6104 09.09.44 ТКА№224 погиб на мине при перевозке войск 15.09.44 ТКА№13 потоплен в бою с СКР V-6101, 6105 и 6107 24.03.45 ТКА№214 штормом выброшен на камни и утонул. Итого 12 шт., из них 6 или 7 при выходах для атак конвоев. Писано по советским данным 50-х годов, уточнено по нем. документам.

маркушка: Игорь, Большое спасибо за информацию. Применительно к теме статьи - почему не упомянуты тка, повредившие немецкую ПЛ в 1942 году? Это ведь тоже "победа". А в 90-е грешили на них, что они вообще свою утопили.

Botik Petra Velikogo: Уважаемый Игорь, вроде я делился информацией по потерям сов. ВМФ. Список потерь ТКА содержит ошибки (например, ТКА-214 погиб 24 марта, нет гибели ТКА-13 15.9.1944) и не проведен по герм. данным (например, ТКА-212 погиб не в бою с конвоем, а в бою с герм. БО 12-й флотилии, осуществлявшими противокатерное патрулирование в Варангер-фьорде). Стоит ли выкладывать список, составленный только на основе данных 50-х годов?

igor: С ТКА-214 очепятка, не в ту строчку поглядел. С ТКА-13 тоже промах - скопировал строчку от ТКА-203, чтобы исправить, но проделать это с датой забыл. Это мне еще раз напоминание о вреде спешки. Щас поправлю. Что касается причин гибели, их я привел по советским данным 50-х годов и специально это оговрил. Естественно, надо у немцев проверять, но это времени больше займет. Я собирался позже уточнить.

igor: 2 маркушка: Спасибо за поправку, конечно, забыл этот случай. Щас добавлю вместо Антье Ф. Поправки Botik Petra Velikogo тоже учел, тоже спасибо.



полная версия страницы