Форум » Кают-кампания » Документы военных лет » Ответить

Документы военных лет

Scif: http://sirjones.livejournal.com/698901.html?mode=reply ТЕЛЕГРАММА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВПУ РКВМФ ВОЕННЫМ КОМИССАРАМ ЛИНКОРА «ПАРИЖСКАЯ КОММУНА» И КРЕЙСЕРА «КРАСНЫЙ КАВКАЗ» тов. КОЛОДКИНУ В. Г., ЩЕРБАКУ Г. И. № 321 Юсе 2 октября 1942 г. [more] Мне стало известно: 1. Тов. Колодкин в конце августа мес[яца] без разрешения сошел с ко¬ рабля и уехал в город, где в 2 часа ночи был задержан обходом в нетрезвом состоянии. При этом Колодкин грубо себя вел с краснофлотцами обхода. 10 сентября тов. Колодкин вновь самовольно сошел с корабля и отсутствовал длительное время. Тов. Семин мне сообщает, что Колодкин ослабил свою работу на корабле и реже стал общаться с краснофлотцами. 2. Тов. Щербак вместе с командиром тов. Гущиным самовольно выехали в г. Кобулети, где пьянствовали и в общественных местах появлялись в не¬- трезвом виде. Тов. Щербак потворствует пьянству и нередко сам принимает участие в выпивках. Обоих я вас хорошо знаю, знаю, что вы в свое время хорошо работали и вели себя. Знаю вас как способных политработников и по меньшей мере странно сейчас было слышать, что оба вы стали на неправильный путь, путь потери морального облика большевистского политработника. Как же вы можете вести борьбу с пьянством, если вы сами пьянствуете? Как же вы можете вести борьбу с самовольными отлучками, если вы их сами совершаете? Нам не нужны такие политработники, которые пьянствуют, нарушают дисциплину и потворствуют пьянству и распущенности. Пьянствующий, недисциплинированный и оторвавшийся от бойцов политработник — перестает быть душой и отцом краснофлотцев, их вожаком, их любимцем. Хочу быть уверенным, что вы оба, — тов. Колодкин и Щербак — незамедлительно исправитесь и загладите свою вину активной работой и безуп¬речным поведением. Тов. Расскину лично в ноябре мес [яце] проверить работу и поведение тов. Колодкина и Щербака и донести мне. Армейский комиссар 2 ранга РОГОВ ОЦВМА, ф. 243, д. 23624, л. 212. Заверенная копия. [/more] http://sirjones.livejournal.com/698676.html?#cutid1 ОБЗОР «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ЧФ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ОСАЖДЕННЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ» № 31203 4 августа 1942 г. Июнь — июль 1942 г. [more]К перевозке грузов с Кавказского побережья в г. Севастополь и к эвакуа¬ции раненых из осажденного Севастополя в июне—июле месяцах 1942 г. были привлечены подводные лодки Черноморского флота31. Для выполнения этих операций были использованы подводные лодки всех типов. Перевозка грузов на подводных лодках проводилась впервые, и опыта в этом деле не было никакого. Подлодки типа «М» и «А», выгрузив торпеды и часть артбоезапаса, брали груз в Новороссийске и следовали в Севастополь. Так, 14 июня подлодка «М-33» (командир лодки капитан-лейтенант Су¬ров) приняла на борт консервированный гороховый суп в банках, общим ве¬сом около 7 тонн. В весовом отношении количество груза соответствовало предварительным расчетам, но вместить в лодку груз легкий по весу и объемистый по габари¬там представляло большие затруднения, требовалось много места. Ящики с консервами укладывались, где только было возможно. Основное количество грузов было размещено во 2-м и 4-м отсеках. В первом рейсе под¬лодка оказалась настолько забитой грузами, что многие ответственные меха¬низмы не имели к себе доступа. Например, если бы при погружении вентиляция первого номера пневма¬тически не отработала, то вручную ее открыть было бы невозможно. Недо¬пустимость такой загрузки лодки была совершенно очевидной. В последую¬щих рейсах других подлодок этот недостаток не повторялся. Закончив погрузку, лодка 14 июня вышла в Севастополь. К берегам Крыма она подошла в районе Кикенеиза и в 50 кабельтовых от берега про¬извела погружение, пройдя в подводном положении до Траверза Балаклавы, где лодка всплыла. После всплытия лодка была обнаружена самолётами противника. За Ба¬лаклавой по лодке открыла огонь немецкая батарея. Когда снаряды стали накрывать лодку, ей пришлось уйти под воду и подводным ходом идти до Фиолента. 15 июня в 23 ч 30 мин лодка благополучно вошла в Камышевую бухту, в течение часа произвела разгрузку сразу на автомашины и через три часа вышли в Новороссийск. По пути три раза погружалась от самолетов против-ника. Подлодка «М-33» совершила два рейса. Для третьего рейса было погру¬жено в лодку 7 тонн боезапаса и 6 тонн бензина. Бензин был принят в 4-ю балластную цистерну. Лодка вышла из Новороссийска, но была возвра¬щена, ей было приказано откачать бензин. Не успев как следует очистить лодку от растекавшегося по всем трюмам бензина и от большого скопления бензиновых паров внутри лодки, она вышла на дифферентовку. До начала дифферентовки при окончании приема расчетной дифференто-вочной воды произошел взрыв паров бензина. Воспламенение произошло в центральном посту и распространилось по всем отсекам, кроме концевых. Люди, находившиеся внизу, особенно в центральном посту, получили сильные ожоги. Но, несмотря на это, они продолжали выполнять свои обя¬занности, и лодка ни на минуту не теряла управление. Из центрального поста люди вышли наверх с горящей на них одеждой, обгоревшими лицами и руками, на всех горела кожа тела, так как они до пояса были голые. Командир приказал бойцам прыгать в воду. Своему помощнику лейте¬нанту Рузову он приказал спуститься вниз и осмотреть, задраены ли пере¬борки. Внизу стоял черный дым и невыносимая жара. Дышать было нечем. Командир отделения мотористов Бувалко спустился во второй и четвертый отсеки для проверки, не горят ли мины. Командир БЧ-5 орденоносец инженер-лейтенант Сапегин в момент взры¬ва сильно обгорел, превозмогая боль, он без приказания командира обошел все отсеки, тщательно их обследовал и только после полного осмотра лодки поднялся наверх, доложил командиру, что очагов пожара в отсеках нет и тут же потерял сознание. После взрыва лодка подошла к стенке. Все пострадавшие были отправ¬лены в госпиталь. Выгрузив боезапас, личный состав приступил к очистке лодки, путем щелочения и промывки соляром цистерн, трюмов и магистралей. При взрыве от сильного давления сел металлический настил над батареей и замкнул в нескольких местах элементы батареи. Побиты электроприборы и манометры. 27 июня лодка пришла в Очемчири для ремонта. Личный состав подлодки вел себя исключительно мужественно и стойко. Не было ни одного случая трусости или малодушия. Все были готовы выполнить любое приказание командира. Другая подводная лодка «М-60» (командир лодки капитан-лейтенант Кудрявцев) в Новороссийске приняла на борт мины, противотанковые пат¬роны и мясные консервы, общим весом 7 тонн. Дополнительно в 4-ю цистер¬ну был принят бензин. Почти уже закончили приемку бензина, как во всех отсеках произошел взрыв паров бензина. Из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Из центрального поста выскочили наверх сильно обгоревшие люди. По приказу командира они бросились в воду. Командир отделения Власенко весь в огне (горела одежда и волосы) перед прыжком в воду крикнул командиру: «Закройте судовую вентиляцию, внизу горят мины». Секретарь парторганизации командир БЧ-5 воентехник 1 ранга Кохин, находившийся на верхней палубе, услышав, что внизу горят мины, бросился во второй отсек и вместе со старшиной группы электриков Глебовым вынесли наверх два ящика с горящими минами. Обследовав весь отсек и убедившись, что горящих мин больше нет, они вышли наверх. Следуя примеру секретаря парторганизации, все краснофлотцы и коман¬диры работали смело и отважно, пренебрегая личной опасностью. Лодка немедленно дала ход и отошла от танкера с бензином. Людей из воды приняли на другую, рядом стоящую подводную лодку. Более серьезные последствия произошли на подлодке «М-32» (командир лодки капитан-лейтенант Колтыпин). 21 июня, прогрузив мины и винтовочные патроны весом 8 тонн и приняв 6 тонн бензина, лодка вышла в Севастополь. Придя в Стрелецкую бухту, выгрузили боезапас и откачали бензин. Одна¬ко бензин обнаруживался в самых неожиданных местах по всей лодке. 23 июня при погружении для дифферентовки и заполнения 4-й баластной цистерны пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки (наружной вентиляции цистерна № 4 не имеет). В момент окончания дифферентовки произошел взрыв в центральном посту. Лодка была под водой. При взрыве люди получили ожоги лица и рук и, несмотря на это, вели себя исключительно смело и самоотверженно. Обгоревшие товарищи рвались исполнять служебные обязанности и помогали, как могли. Сложность обстановки усугублялась тем, что лодка не могла выйти из бухты в светлое время суток, так как сразу же попала бы под ураганный огонь батарей и самолетов противника. Штабом флота командиру лодки было отдано приказание выбрать удоб¬ное место и лечь на грунт до наступления темноты. С наступлением темноты всплыть и идти в Новороссийск. Лодка должна была пролежать на грунте 16 часов. Условия внутри лодки были чрезвычайно тяжелые, воздух в помещениях лодки насыщался парами бензина, но другого выхода не было. Командир лодки, найдя 35-метровую глубину у выхода из Стрелецкой бухты, лег на грунт. Кроме экипажа корабля на лодке находились: два корреспондента, два командира из гидрографического отдела флота, два раненых командира с фронта и две женщины, взятые из Севастополя. Командир лодки отдал приказание: «Всем лежать и лишних движений не делать». А сам до 10 часов проверял отсеки и беседовал с людьми. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали дуреть, терять сознание. В 12 часов секретарь парторганизации лодки тов. Сидоров разбудил ко¬мандира и сказал: «В лодке тяжело, надо что-то делать». Командир лодки проверил состояние людей и убедился, что в нормаль¬ном состоянии остались единицы. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: «Что это все значит». Большинство людей лежало в обморочном состоянии. Женщины уговаривали командира всплыть, а когда им обяснили, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть, и просили застрелить их. К 12 часам способность соображать и действовать сохранилась только у трех человек: командира лодки Колтыпина, старшины группы Пустовой-тенко и краснофлотца Сидорова. До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда командир почувствовал, что дальше не выдержать, он приказал Пустовой-тенко не спать, считая боевой задачей — во что бы то ни стало продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира. Несколько раз командир просы¬пался и напоминал Пустовойтенко о его задаче. Пустовойтенко продержался до 21 часа, стал будить командира, но по¬следний встать не мог. Взятый с берега, взамен обгоревшего механика Дьяконова, механик Мед¬ведев, будучи в ненормальном состоянии, несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и пытался открыть люки. За ним спокойно ходил краснофло¬тец Сидоров и за ноги оттаскивал его от люков. Медведеву все же удалось незаметно отдраить люк в 6-й отсек, но 35-метровое давление не дало люку открыться. Люк остался отдраенным, и это впоследствии сказалось. Пустовойтенко пытался разбудить механика Медведева, на руках пере¬нес его в центральный пост, чтобы с ним продуть лодку и всплыть, но этого сделать не удалось. Тогда Пустовойтенко решил перенести в центральный пост командира лодки, самому продуть балласт и, когда лодка всплывет, вынести командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он быстро очнется. Пустовойтенко продул среднюю. Лодка всплыла под рубку. Затем он от¬крыл люк, но от удара свежего воздуха тоже стал терять сознание. Чувствуя, что он теряет сознание, успел задраить люк и упал вниз. В таком состоянии лодка оставалась на протяжении двух часов. Через отдраенный люк в 6-й отсек стала поступать вода, заполнила трюм 6-го отсека и залила главный электромотор. Течением воды лодку отнесло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Когда Пустовойтенко пришел в себя, он открыл рубочный люк и вынес наверх командира лодки. Командир очнулся, но управлять лодкой долго не мог. Пустовойтенко за это время пустил судовую вентиляцию, задраил люк в 6-й отсек и откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил его на вахту к электростанции. Командир лодки приступил к управлению кораблем. Лодка стояла носом к берегу. Командир дал команду «задний ход», а электрик Кижаев, не придя еще в полное сознание, вместо «назад» дал ход «вперед». Командир спустился вниз и спросил Кижаева, почему он не дает хода назад. Кижаев на это ответил: «Наша лодка должна идти только вперед, на¬ зад нельзя: там фашисты». , Командир приказал Пустовойтенко стоять у станции и обеспечивать пра¬вильное исполнение команд Кижаевым, сознание которого еще не совсем прояснилось. От ударов о камни сломался вертикальный руль и мог перекладываться только влево. Батарея разрядилась. Сняться с камней не могли. Командир, будучи в полусознании, не находил правильного решения. В этот тяжелый для лодки момент краснофлотец Гузий сказал командиру: «Товарищ коман¬дир, а что если мы рванем дизелем». Командир сразу же принял этот простой и правильный совет. Пустовойтенко и моторист Щелкунов приготовили дизель и дали с места 600 оборотов. Лодка пошла по камням и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, лодка вышла из минного поля и взяла курс на Новороссийск. Зная, что по пути следования предстоят погружения, включили на за¬рядку батарею. От работы дизеля в лодке усилилась вентиляция и атмосфера несколько разрядилась, люди начали приходить в себя. 25 июня утром лодка прибыла в Новороссийск, ее промыли, прощелочили и 26 июня она вышла в Очемчири. Оценивать действия людей на этой лодке в обычном смысле нельзя, по¬скольку с течением обстоятельств почти весь личный состав был выведен из строя, кроме одного физически сильного старшины группы тов. Пусто¬войтенко. Тов. Пустовойтенко, краснофлотец Сидоров и командир подлодки Кал-тыпин сделали все для спасения корабля и всего личного состава. Выполняя воинский долг перед Родиной, люди этой героической лодки шли на любые лишения, шли на самопожертвования, но боевую задачу командования выполнили с честью. Последующие операции подлодок по перевозке грузов в Севастополь никаких происшествий не имели, хотя они также брали и бензин. Единственная крупная неприятность, которую пришлось испытать лично¬му составу — это действие паров бензина. После откачки бензина, при новой дифферентовке, учитывая опыт первых лодок, принимались возможные меры предосторожности, а именно: при за¬полнении балласта оставляли пустой среднюю цистерну и рубочный люк от¬крытым до тех пор, пока не заполнится водой четвертая цистерна и воздух вместе с газами оттуда не выйдет в центральный пост, а затем через люк наружу. Подлодка «М-118» (командир лодки старший лейтенант Савин) продела¬ли три рейса. Бойцы и командиры работали дни и ночи. Они сами грузили и выгружали боезапас, на переходе бдительно несли вахту и несмотря на большое напряжение сил, никаких жалоб на усталость не было. Обстановка в лодке была тяжелой. Пары бензина действовали настолько сильно, что люди теряли сознание, беспричинно смеялись и вели себя ненор¬мально. Боцман не мог держать лодку на заданной глубине, рулевой — на задан¬ном курсе. Лодку на переходах бомбили катера и авиация противника. Сброшено свыше 80 бомб. Особенно трудно было производить выгрузку, т. к. пристань непрерывно обстреливалась артогнем, работать приходилось все время под обстрелом. 2 июля вражеские самолеты бомбили Новороссийск. На месте стоянки лодок на воде горел соляр метровым слоем. Для выхода лодке пришлось разворачиваться в огне и проходить через огонь. Лодка этот маневр проде¬лала хорошо и вышла из огня без вреда для людей и лодки. Личный состав во время походов действовал хорошо. Образцово показали себя: командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Панов, штурман лейтенант Шушаков, мотористы Колосовский, Слюсарь, Ни-колаенко, радист Гончаров, главстаршина торпедист Барыкин, электрик Пил-гуй, боцман Денисов и рулевой Власов. Хорошо работали секретарь парторганизации Колосовский, который очень внимательно направлял работу коммунистов и добился хороших ре¬зультатов их работы. Колосовский проводил индивидуальную работу с теми товарищами, которым особенно нужна была помощь. Перед походом в Севастополь и по возвращении в Новороссийск военком 7-го дивизиона батальонный комиссар Никитин с личным составом проводил итоговые беседы. Подлодка «Л-4» (командир капитан 3-го ранга Поляков, военком ба¬тальонный комиссар Атран) совершили 3 рейса. Перевезено 230 тонн бое¬запаса и продовольствия в Севастополь. Из Севастополя вывезено 236 чело¬век. При переходах на лодку сброшено 84 глубинных бомбы. Переходы из Новороссийска в Севастополь и обратно совершались пол¬ными ходами. При погрузке в базе производилась зарядка батареи. Времени для переборки и ремонта механизмов не было. Имевшие место поломки механизмов личный состав быстро устранял, не останавливая дизелей, на ходу производил замену отдельных деталей. Особенно самоотверженно рабо¬тали мотористы Волков, Поляков и командир отделения Литвинов. Хорошо работали механизмы трюмной группы, которые обслуживались командиром отделения Леснюшиным и краснофлотцем Григорьевым. Штурман Быков обеспечивал точное кораблевождение. Несмотря на то, что створные огни не горели, лодка точно проходила 'фарватер. На последнем походе в результате бомбежки на подлодке вышел из строя гирокомпас. Штурман Быков, пользуясь магнитным компасом, точно привел лодку в Новороссийск, а затем в Поти. Подлодка «Л-24» (командир капитан 3-го ранга Апостолов, военком по¬литрук Мамутов) совершила 4 рейса, доставив в Севастополь 205 т боеза¬паса, 109 т продовольствия и 98 т бензина. Вывезено из Севастополя 75 чел. Все переходы лодки проходили при активном противодействии против¬ника. В одном из переходов на лодку было сброшено 297 авиабомб. Несмотря на это, личный состав работал хорошо, обеспечивая выполнение поставлен¬ной боевой задачи. Подлодка брала в среднем около 80 т груза. Краснофлотцы и командиры без отдыха работали на погрузке и выгрузке грузов. Время погрузки они довели до 6—8 часов, а выгрузку производили в 2,5 часа. Особо отличились на этой работе лейтенант Потемкин, старший лейте¬нант Кузнецов, лейтенант Петренко, начальник санслужбы Литвиненко. Из младших командиров и краснофлотцев образцово работали Глазунов, Литвич, Коваленко, Любимов, Зарубин, Ибраимов, Хабаров, Красев, Дятел, Карпов, Шорников. Своей безупречной работой они увлекали за собой остальной личный состав. Подлодка «Л-23» (командир капитан 3-го ранга Фартушный, военком батальонный комиссар Селезнев) совершила 6 рейсов. Перевезено свыше 600 т разного груза. Вывезено из Севастополя 229 чел. Лодка неоднократно подвергалась бомбардировке с воздуха, на нее было сброшено свыше 700 авиабомб. Только за один день 1 июля на лодку было сброшено 442 бомбы. Повреждений лодка не имела. Личный состав вел себя мужественно, работал безукоризненно. Особенно отличились товарищи Виноградов, Спайков, Горюнов, Бугайчук, Крисанов, Ковбаса, Плохой, Гуменюк, Пащупин, Шкуватов, Тарасов, Бондаревский и другие. Материальная часть работала безотказно. Командный состав хорошо организовал работу личного состава во время погрузок и выгрузок боезапаса и продовольствия, учил бойцов, как надо работать, чтобы отлично выполнить боевую задачу. Подлодка «Д-5» (командир старший лейтенант Трофимов, военком стар¬ший политрук Дубина) совершила 3 рейса. Перевезено свыше 120 т разных грузов. Вывезено из Севастополя 178 чел. Противник неоднократно бомбил лодку, сбросив на нее свыше 200 бомб. Личный состав работал исключитель¬но организованно и добросовестно. Особо отличились на работе тов. Оглобля, Бониловский, Решетняк, Брозель, Тертышников, Степанов, Рудой, Шулимов, Савенков, Лебедев и другие. Материальная часть работала без перебоев. По независящей от личного состава причине вышло рулевое управление, лодка потеряла управление на 1,5 часа в ночное время. Старшина Помазов и командир отделения Татарников, пренебрегая опас¬ностью для жизни, ликвидировали неисправность. 22 июня при всплытии на корме и на винтах обнаружили противолодоч¬ную сеть, которую обрубили и корму освободили, но одна линия вала не работала. Старшина Помазов и краснофлотец Сластин в эпроновских костю¬мах проработали под водой 2 часа и полностью освободили винт от противо¬лодочной сети. Образцово работали радисты Тертышников и Романчук. Подлодка «С-31» (командир капитан-лейтенант Белоруков, военком старший политрук Замятин) совершила 5 рейсов. Перевезено 224 т разных грузов и 45 т бензина. Вывезено из Севастополя 67 чел. Противник обстре¬ливал лодку из пулеметов и сбрасывал обломки рельс. Личный состав работал хорошо. Подлодка «Щ-205» (командир капитан 3 ранга Сухомлинов, военком политрук Захаров) совершила один рейс, перебросив в Севастополь 48 т гру¬за, а оттуда взял 51 чел. Противником на лодку сброшено более 40 авиабомб. В результате бомбардировки заклинило кормовые горизонтальные рули. Эта неисправность была быстро устранена. При погрузках и выгрузках хорошо работали товарищи Щукин, Корчев-ный, Голубничий, Сальников и другие. Из командного состава образцово работали помощник командира Мат¬веев, штурман Костромов и командир БЧ-5 Лукьянов. Подводная лодка «А-4» (командир капитан-лейтенант Трофимчук, воен¬ком политрук Рябиков) за три рейса перевезла свыше 30 т разного груза, из Севастополя вывезено 34 раненых бойцов. Лодка четыре раза подвергалась атакам самолетов противника. На тра¬верзе Херсонесского маяка торпедный катер противника выпустил по лодке 2 торпеды, которые прошли по носу. Лодка погрузилась. Катер сбросил на нее две глубинные бомбы. Переход происходил в штурмовых условиях. Личный состав лодки во время переходов заботливо ухаживал за ранеными товарищами, которые по прибытии в Новороссийск благодарили краснофлотцев за оказанное внимание и заботу. Подводная лодка «А-2» (командовали во время похода командир 6-го ди¬визиона капитан 3 ранга Гуз и военком политрук Чулочников) совершила один поход. Перевезено 15,5 т груза. 1 июля, подойдя к фарватеру, лодка подверглась сильной бомбежке ка¬теров и авиации противника. На лодку сброшено около 200 бомб. До 22 часов в фарватер лодка войти не могла. С наступлением темноты начали зарядку батареи. Заряжались всю ночь. Подлодке по радио было передано приказание штаба — «Груз выбросить в море и идти в Севастополь за людьми». Груз выбросили, вытаскивая ящики по 15 кг через один рубочный люк. Военком Чулочников разъяснил личному составу обстановку и новую за¬дачу, которую должен решить экипаж подводной лодки, призвал мужественно встретить трудности и опасность. Все краснофлотцы, понимая исключительную важность задачи, работали не покладая рук, не считаясь ни с чем. Вошли в фарватер, а затем в Херсонесскую бухту. На берегу шла стрельба, виднелись пожары. Подошли на 1,5—2 кабельтовых к берегу. Вскоре к лодке подошла шлюпка, в которой было 9 чел. гвардейцев зе¬нитного полка, ожидавших прихода ПЛ. Лодка вышла из бухты на фарватер, где она подверглась сильной бомбардировке. 5 июля лодка благополучно прибыла в Новороссийск, отлично выполнив боевую задачу. Подводная лодка «М-112» (командир старший лейтенант Хаханов) со¬вершила два рейса. Перевезено в Севастополь 20,5 т груза, вывезено 18 чел. бойцов, женщин и детей. На обратном пути, при выходе из Стрелецкой бухты, лодку атаковал са¬молет противника, который выпустил торпеду. Четыре часа подряд лодка находилась под бомбежкой авиации противника. Личный состав первый раз испытывал интенсивную бомбардировку, но вел себя мужественно и спокойно. Подводная лодка «Щ-209» (командир капитан-лейтенант Иванов, военком старший политрук Гришин) совершила два рейса в Севастополь. Перевезено 65 т разных грузов и вывезено из Севастополя 106 чел. Выполнение боевой задачи проходило в сложных условиях. Во время второго рейса лодка вошла в бухту под артиллерийским обстрелом и бом¬бежкой авиацией противника. На обратном пути в Новороссийск подлодка два дня подвергалась непрерывным бомбардировкам авиации и катеров про¬тивника. Личный состав лодки работал самоотверженно. Командный состав рабо¬тал образцово, он учил краснофлотцев показом и личным примером, как нужно выполнять боевую задачу. Лодка нуждалась в срочном и неотложном ремонте. Командиры и красно¬флотцы своим честным и добросовестным отношением к делу обеспечили безотказную работу механизмов. Особенно отличились на работе в походе ст. лейтенант Елисеев, ст. лей¬тенант Островский, ст. лейтенант Поползухин; они показали образцы сме¬лости, мужества и хладнокровия. Бдительно и- грамотно они несли вахту, умело организовывали работу личного состава. Командир БЧ-5 Лысенко хорошо руководил личным составом, проявлял заботу о подчиненных и обеспечил бесперебойную работу всех механизмов. Из младших командиров и краснофлотцев особенно отличились: тов. До-лоскалов, Костенко, Макаров, Сухоруков, Бойко, Кутяков, Худосов. Партийно-политическая работа Политработа во время этих операций была гибкой, конкретной и целе¬устремленной, отсутствовал шаблон и схематизм. Политработники оперативно и умело использовали обстановку и полити¬ческую работу не прекращали ни на одну минуту. Сложность плавания под непрерывным воздействием противника, огром¬ная загрузка работой личного состава на походе позволяли проводить только индивидуальные и групповые (2—3 чел.) беседы накоротке. Опираясь на партийный и комсомольский актив, военкомы сумели моби¬лизовать личный состав на отличную работу при погрузке выгрузке и бди¬тельное несение вахты на переходе морем. С этой целью разъяснялась обстановка на Черном море и положение в Севастополе. На переходе морем по радио принимались сводки Совинформбюро и че¬рез агитаторов доводились до всего личного состава. Агитаторы подлодки «Л-4» проводили читки материалов из газет и корот¬кие беседы по отсекам. Они разъясняли военно-политические итоги года Отечественной войны, прививали ненависть к фашистам. На подлодке «Л-24» за время операций проведены беседы о положении на фронтах, о договоре с Англией и о бережном хранении грузов, перевози¬мых для защитников Севастополя. На подлодке «Л-23» силами партийно-комсомольского актива и агитато¬ров проведено 19 бесед на темы: о первомайском приказе тов. Сталина, нота тов. Молотова, военно-политические итоги года войны, задачи личного соста¬ва в боевом походе. Во время стоянок в Новороссийске обстановка позволяла проводить по¬литинформации для всего личного состава. Военком подлодки «Л-4» тов. Атран проводил политинформации по таким вопросам: военно-политические итоги года Отечественной войны, итоги ра¬боты личного состава на переходе, положение в осажденном Севастополе. Военкомы лодок собирали отдельно коммунистов и комсомольцев для подведения итогов похода, показа особо отличившихся и вскрытия недостат¬ков в работе отдельных коммунистов и комсомольцев. На этих коротких совещаниях давались указания на очередной поход. После каждого похода выпускались боевые листки с показом хорошей работы лучших передовиков, а также с разбором недостатков, выявленных при выполнении боевого задания. Проведенная партийно-политическая работа мобилизовала личный состав и обеспечила успешное проведение операций. Обо всем этом мне сообщили начальники политотделов 2-й и 1-й бригад ПЛ Черноморского флота. Как видно из вышеизложенного, подводниками Черноморского флота проделана огромная работа по выполнению исключительно важной, ответ¬ственной боевой задачи^ Несмотря на исключительно большое физическое напряжение личного состава, непрерывные налеты вражеской авиации, крайне тяжелые условия в пути следования, влияния паров бензина и другие трудности — подводники-черноморцы с честью выполнили поставленную перед ними задачу по обес¬печению боезапасом, горючим и продовольствием осажденного врагом города Севастополя. Личный состав подлодок, сознавая настоятельную необходимость пере¬броски грузов в Севастополь, выжал из техники лодки все, что только она могла дать. Стойкость и мужество, отличное военное мастерство командиров и крас¬нофлотцев подводных лодок обеспечили успешное решение боевой задачи. Безпримерная стойкость, мужество и отвага были проявлены героическим старшиной группы тов. Пустовойтенко, проявившим изумительную физиче¬скую и моральную силу. С настоящим ознакомить командиров, комиссаров и начальников полит¬отделов соединений флота и весь начальствующий состав подводных лодок. Начальник Главного политуправления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ ОЦВМА, ф. 243, д. 23624, л. 166—174. Типографский оттиск. [/more]

Ответов - 4

Alexey RA: Второй документ уже давно в сети лежит... http://www.town.ural.ru/ship/docs/docglpu2.php3#z3 Хотя описание положения на М-32 действительно впечатляет... вроде бы сухой документ, а мороз по коже просто когда читаешь это. В 12 часов секретарь парторганизации лодки тов. Сидоров разбудил командира и сказал: <В лодке тяжело, надо что-то делать>. Командир лодки проверил состояние людей и убедился, что в нормальном состоянии остались единицы. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: <Что это все значит>. Большинство людей лежало в обморочном состоянии. Женщины уговаривали командира всплыть, а когда им обяснили, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть, и просили застрелить их. Вот по чему фильмы снимать надо - вместо всяких там "Первых после Бога", благо и герои есть - тот же терминатор Пустовойтенко (продул среднюю, открыл рубочный люк, вынес командира, пустил судовую вентиляцию, задраил люк в 6-й отсек и откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил его на вахту к электростанции), и посмеяться зритель может - при виде спокойных действий краснофлотца Сидорова. А по поводу пьянок на флоте есть замечательнейший обзор от 06.02.42 за подписью того же Начальника Главного политического управления РКВМФ армейского комиссара 2 ранга Рогова. Там, помнится, были приведены факты - как выпивали на флоте и чем это для участников заканчивалось... В конце ноября бывший зам. начальника политотдела тыла ЧФ полковой комиссар Куров, явившись на корабль в пьяном виде, начал издеваться и угрожать применением оружия к начклуба тыла, а затем потребовал от него найти младшего командира и немедленно доставить ему чемодан и патефон, вновь угрожая выпустить все пули пистолета в младшего командира. Куров с должности снят, в воинском звании снижен до батальонного комиссара и назначен политруком роты. 7 января 1942 г. вечером, после организованной в ресторане г. Батуми коллективной пьянки группы командиров, закончившейся дракой и поножевщиной из-за участвовавшей в попойке женщины - военфельдшера, был убит один из участников пьянки - старшина Максимов, содержатель полка морской пехоты. Ведется следствие. К каким последствиям приводит пьянство нагляднее всего видно на примере бывшего командира подлодки <Л-23> 1 БПЛ ЧФ капитана 2 ранга Шатского и бывшего военкома танкера <Передовик> ЧФ ст. политрука Комлева. Шатский в течение около пол [у] года систематически пьянствовал, в том числе на корабле и со своими подчиненными; неоднократно пьянки сопровождались дебошем, оскорблением и грубостью к подчиненным, вплоть до угрозы расстрела на месте за невыполнение нелепых и преступных его приказаний. Шатский неоднократно наказывался и предупреждался. В ответ на это у Шатского появились антикомиссарские настроения, и он неоднократно пытался дискредитировать своего комиссара в глазах подчиненных. 4 января 1942 г. вечером Шатский, напившись пьяным, пришел на лодку, учинил сборище личного состава и приказал младшему командиру Войтенко по случаю предстоящего похода лодки играть на баяне, пригрозив расстрелом на месте за отказ. К личному составу лодки приставал с поцелуями, а отказывающихся называл не уважающими и не любящими своего командира. Шатский исключен из рядов ВКП(б), отстранен от командования лодкой и отдан под суд военного трибунала. Комлев систематически пьянствовал с участием женщин, пьяным появлялся на корабле, дискредитировал себя в глазах подчиненных; никакой борьбы с пьянством и недисциплинированностью не вел. Видя, что командиры и комиссар пьянствуют, часть краснофлотцев тоже занялись пьянками, а вино брали из запасов корабля, взламывая замки кладовых. Комлев исключен из рядов ВКП(б) и отстранен от занимаемой должности. http://www.town.ural.ru/ship/docs/docglpu2.php3

Scif: Alexey RA пишет: Вот по чему фильмы снимать надо - вместо всяких там "Первых после Бога", благо и герои есть - тот же терминатор Пустовойтенко (продул среднюю, открыл рубочный люк, вынес командира, пустил судовую вентиляцию, задраил люк в 6-й отсек и откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил его на вахту к электростанции), и посмеяться зритель может - при виде спокойных действий краснофлотца Сидорова. про них раньше в книжках писали .. надо бы скататься на дачу - вроде книжка там лежала .. так сказать наглядное пособие.

Alexey RA: Scif пишет: про них раньше в книжках писали .. надо бы скататься на дачу - вроде книжка там лежала .. так сказать наглядное пособие. Про М-32 Соболев писал - "Держись, старшина" (1942): http://militera.lib.ru/prose/russian/sobolev3/21.html


Буйный: По Петрову (командир Щ-307) приказ был - он по пьяному делу хотел ПЛ в боевой поход самовольно вывести, а ему пришили попытку угона. Как то из общих случаев пьянок больше сочуствия вызывает.



полная версия страницы