Форум » Военно-морское соперничество 1918-1939 » Советский экспорт 1921-1939 » Ответить

Советский экспорт 1921-1939

Kieler: Уважаемые коллеги! Есть вопросы по теме. 1) За какие коврижки передали туркам в 1921 два "гринпортовских" истребителя? 2) Испания: 4 ТКА типа Г-5. Входили ли они в состав советского ВМФ или изначально строились на экспорт? У Бережного сведений не нашел. 3) То же: где-то (возможно, у Кузнецова) встречал, что переданы были также несколько МО. Передали или только намеревались? Или вообще - утка? З.Ы. Может быть что упустил?

Ответов - 14

Scharnhorst: Kieler пишет: 1) За какие коврижки передали туркам в 1921 два "гринпортовских" истребителя? Мировая революция. Они же нам две канонерки передали. Kieler пишет: 2) Испания: 4 ТКА типа Г-5. Входили ли они в состав советского ВМФ или изначально строились на экспорт? Судя по всему - специально. В состав нашего флота не входили точно. Kieler пишет: 3) То же: где-то (возможно, у Кузнецова) встречал, что переданы были также несколько МО. Передали или только намеревались? Хотели вроде, не срослось. Это ув. Hai Chi лучше знает.

smax: Scharnhorst пишет: Мировая революция. Они же нам две канонерки передали. А просветите пожалуйста: 1. что за канонерки? 2. Зачем они нам сдались? 3. Что с ними потом стало?

Kieler: Scharnhorst пишет: Они же нам две канонерки передали. Так мы ж их вместе с истребителями и вернули... :) Scharnhorst пишет: Судя по всему - специально. В состав нашего флота не входили точно. Спасибо, понял!

Kieler: smax пишет: 1. что за канонерки? Французской постройки 1912-13, "Aydinreis" и "Prevesa". Летом 1920 подарены РСФСР правительством Кемаля Ататюрка. Переименованы в "Айдин-Рейс" (затем - "Заря Востока", КЛ №12) и "Превеза" ("Восставший", КЛ №13). С 27.10.1920 - в МСЧМ. 11.5.1921 исключены в связи с возвратом Турции. "Aydinreis" в 40-х гг. - числилась в качестве ГИСУ. smax пишет: 2. Зачем они нам сдались? Ататюрку нужна была поддержка против союзников... smax пишет: 3. Что с ними потом стало? Собственно, уже сказал...

Hai Chi: smax пишет: Зачем они нам сдались? Эти КЛ просто сбежали в Новороссийск от войск союзников ("Aydin Reis" 16.09.1920 из Самсуна, "Preveze" 30.09.1920 из Трабзона). По соглашению с кемалистами их для "сохранности" включили временно в состав флота РСФСР, оформив как "дарение". Возвращены кемалистам 16.05.1921. ТКА типа Г-5 испанцам были переданы новые, с завода №194, никаких других катеров не передавалось.

Kieler: Hai Chi Как всегда, исчерпывающе... :) Спасибо! Таким образом, эти 4 катера не входят в известное число 329 построенных катеров типа Г-5...

Scharnhorst: Kieler А сие не совсем верно... Цифра 329 взята явно из Бережного, только он привел ее не касательно ПОСТРОЕННЫХ, а касательно ВХОДИВШИХ В СОСТАВ ВМФ СССР. Число построенных будет 329+4...

Kieler: Scharnhorst Прошу прощения за въедливость, 329+4 - это без прототипа, т.е. собственно ГАНТ-5... А цифра - действительно из Бережного, но я ее ЕМНИП много где встречал... Вероятно, в самом деле неверно интерпретировал...

Scharnhorst: Kieler пишет: много где встречал... Вероятно, в самом деле неверно интерпретировал Так это не к Вам упрек. Помнится, была статья М.Маслова в М-Хобби 2-1996 - там даже раскладка построенных по годам была, причем он структурировал именно по построенным - так те же 329 единиц получились.

Hai Chi: Вообще, все это лишний раз показывает, что тема ТКА (и вообще катеров) в ВМФ СССР практически неисследована и представляет собой одно большое белое пятно. Думаю, что общее количество построенных катеров трудно установить без обращения к архивам заводов.

ОЛЕГ МУСОРИН: Добрый день! Что стало с Г-5 Испанского флота? Один погиб, а остальные? Еще, поподалась инфа что наши поставили испанцам вместе с 4 Г-5 14 катеров-охотников типа МО-2. Что известно про это?

Hai Chi: См. обсуждение на конкурирующей фирме: http://brummel.borda.ru/?1-5-0-00000009-000-0-0-1180199305

ОЛЕГ МУСОРИН: Спасибо, уже увидел.

Nico: В начале гражданской войны пополненние флота за счет реквизиций и конфискаций проводилась абсолютно бессистемно. Т.е. в порядке вещей было такое: группа анархистов человек пять или коммунистов или еще кого заявляются к бедному рыбаку и извещают, что его корыто конфисковано на благо революции и республики. Потом покатаются и где-то бросят. Я может утрирую, но не на столько серьезно. В общем, когда в 1937 г. республиканцы решили провести ревизию своего имущества, под их знаменами было что-то вроде 150-200 катеров, пришедших во флот разными путями. Что интересно, если по более крупным единицам в приказе приводится бышее гражданское наименование (это которые типа V), то по катерам было просто: присвоить такой-то номер. И ничего! Так что вопрос о соответствии военных номеров и гражданских наименований абсолютно открытый. Насколько я знаю, вопрос данный пытался исследовать перед смертью Эчегарай, но он его не завершил. Коэльо поступил мудрее, он его даже и поднимать не стал. Вроде, как будто и не было в составе флота катеров в гражданской войне. Примерно два десятка из всех этих катеров были повторно введны в строй в 1940-х, во время 2МВ. И здесь тоже путаница невообразимая. Достоверно можно восстанвить биографии лишь десятка. Остальные как будто возникили из вакуума. Т.е. например, при обследовании какой-нибудь Альмерии комиссия составляет акт, что там в полузатопленном состоянии находится какой-то катер. Дальше бюро по судоподъему осуществляет спасательные опреации. Никакой документации, естественно нет. Кстати, в добавление беспорядка, эти катера также получили литеры V в свое наименование. Так что когда встречаете инфу, что такой-то катер был мобилизован и получил, например, номер V12 сразу надо уточнить, когда он его получил: при республике или при Франко. В общем, затронута что называетс больная мозоль. Учитывая, что в составе флота служили, например, катера и суда из бывшего германского, английского, французского и прочих ВМС, вполне допускаю, что могло попасть что-то из состава российского флота. Но, однозначно, что не напрямую, т.е. перед этим они побывали в каких-то частных руках.



полная версия страницы