Форум » Военно-морское соперничество 1918-1939 » Гибель и повреждения военных кораблей при столкновении с гражданскими судами. » Ответить

Гибель и повреждения военных кораблей при столкновении с гражданскими судами.

Гайдукъ: Некоторому кругу любителей морской истории известен данный факт: В ночь с 12 на 13 сентября 1936 года подводной лодкой "Щ-315" при столкновении была потоплена финская шхуна "Суоми". Обстоятельства инцидента были следующими. подводная лодка проводила в международных водах достроечные испытания дизелей и двигалась в надводном положении курсом 300 гр. при ветре 1-2 балла и отличной видимости. Шхуна следовала под парусами перпендикулярным курсом от главного фарватера к южному входу в пролив Бьорке-Зунд. По показаниям находившихся на мостике лодки шхуна следовала без огней и была обнаружена в секторе освещения топового огня лодки на дистанции несколько десятков метров. Рулевой пытался свернуть, но лодка ударила носом в кормовую часть шхуны и пробила борт. От удара мачты упали на палубу лодки, а корпус шхуны оказался надет на нос лодки. Кропус шхуны стал заполняться водой и лодка приобрела дифферент на нос и крен на правый борт. Семь человек, составлявшие экипаж шхуны, спрыгнули на палубу лодки, а краснофлотцы сумели, перерубив канаты, сбросить мачты в воду. Лодка дала задний ход и рывком освободила свой нос, после чего шхуна утонула на ровном киле. Имея повреждения, лодка вернулась в Ленинград, где финны были переданы консулу и отправлены на родину. В ноябре финляндское акционерное общество "Сеппянен и К" предъявило иск к заводу N 189 (Балтийский завод), который на тот момент был собственником лодки, но судебным решением от 23 декабря 1936 года виновной стороной были признаны финны, шедшие без огней. Из материалов судебного дела следует, что шхуна "Суоми" была построена в 1911 году, в 1920 куплена за 195 тыс. финских марок и была приписана к порту Койвисто (совр. Приморск). В момент гибели она следовала из Киля на родину. Известны ли другие случаи повреждений и гибели военных кораблей от столкновений с гражданскими судами

Ответов - 34

Kieler: В указанный временной период практически попадает Щ-424. 20.10.1939 на выходе из Кольского залива протаранена в левый борт траулером РТ-43. Затонула в течение 3 минут.

Гайдукъ: Kieler пишет: В указанный временной период практически попадает Щ-424. Что это безолаберность командиров "Щук" или слабая их подготовка. А может вина на гражданских?

Kieler: Гайдукъ пишет: А может вина на гражданских? Не помню, надо порыться в источниках, но командир лодки точно потом участвовал в войне в должности командира лодки же. Так что можно предположить, что виноват он был не очень...


Гайдукъ: Год действия говорит сам за себя. Тогда военным позволялось чуть больше, и на это же чуть "больше" закрывались глаза.

murzik: Берем в руки яндекс и видим: Щ-424 (ранее Щ-312.321), 20 октября 1939 года, Баренцево море, выход из Кольского залива. Лодка классах Щ («Щука») дизельная торпедная; разработчик — КБ под руководством Б. Малинина; командир — капитан третьего ранга Константин Шуйский. Командир Щ-424 перед выходом в море заболел, и ему на смену был направлен командир ремонтировавшейся Щ-401. При выходе из залива вахтенный заметил на расстоянии 35 кабельтовых (6,5 км) рыболовецкий траулер РТ-43. Лодка и траулер не смогли разойтись и столкнулись. Лодка получила пробоину в районе рубки. На борту началась паника. Команды офицеров, направленные на спасение корабля, не выполнялись. Через три минуты лодка затонула на глубине 250 м. Спаслись только моряки, находившиеся на мостике. Всего погиб 31 человек, спаслись 10. Командир ПЛ Константин Шуйский и капитан траулера А. Дружинин приговорены к расстрелу, политрук Кондаков — к де-сяти годам лагерей, лоцман В. Соколов—к шести годам. Старпому Алексею Малышеву, штурману Гаврилову, командиру БЧ-3 Синякоеу, торпедисту Вахтанову, командиру отделения штурманских электриков Рыбакову объявлены взыскания. Шуйскому расстрел заменили лагерями и отпустили во время ВОВ. Лодку было решено не поднимать.

murzik: И вот тут ещё (про Шуйского)... "...Дело в том, что в 1939 году за гибель «Щ-424» его приговорили к расстрелу. Но за Шуйского вступились офицеры-подводники: отправили письмо на имя Сталина. В нем изложили все произошедшее: лодка попала под таранный удар рыболовецкого сейнера, который возвращался с удачным уловом, поэтому его команда была навеселе. В результате сейнер так «лихо» маневрировал, что прижал лодку к берегу, а затем – в снежном заряде – и вообще протаранил. Тогда погиб практически весь экипаж «щуки». Спасли лишь семерых, в том числе командира. Шуйского приговорили к высшей мере, но за него вступились уже тогда именитые Иван Колышкин, Николай Козлов и другие. На свой страх, риск и удивление отстояли: расстрел Шуйскому заменили десятилетним заключением в лагере. А в 1941-м командиры североморского подплава вновь обратились уже к наркому обороны с ходатайством вернуть Шуйского на флот как опытного офицера-подводника. http://www.redstar.ru/2005/05/06_05/2_02.html Так, что и "первопричина" катастрофы традиционная для нас, и "оргвыводы" для того времени вполне "обычные"

murzik: Ну и разумеется самое подробное описание тут http://militera.lib.ru/memo/russian/kolyshkin_ia/index.html Раздел "Правый фланг великого фронта" в главе "Нашего полку прибыло" стр. 65 и далее...

Scif: murzik пишет: При выходе из залива вахтенный заметил на расстоянии 35 кабельтовых (6,5 км) рыболовецкий траулер РТ-43 СФ как Это ж как надо так лихо обоим .... или лодка не могла под воду уйти ...

Гайдукъ: Флотский офицер наверняка считал что траулер уступит, а рыбак посчитал себя крейсером ПЛО.

Alexey RA: Scif пишет: СФ как Это ж как надо так лихо обоим .... или лодка не могла под воду уйти ... На deepstorm'e описание сего проишествия ещё круче: "Навстречу ПЛ с моря двигался караван судов: рыболовецкий траулер РТ-43 «Рыбец», небольшой каботажный пароход «Ястреб» и еще пять промысловых судов. Головным шел «Рыбец». Верхняя вахта ПЛ заметила встречные суда в тот момент, когда расстояние между ПЛ и траулером составляло 35 кбт. Далее, в течение 10 минут по мере сближения ни военморы, ни рыбаки, ни лоцман В.И. Соколов, находившийся на мостике траулера, не следили за изменением пеленга и не предприняли никаких мер, чтобы предотвратить столкновение. Наконец, К.М. Шуйский решил разойтись с караваном левыми бортами. Практически одновременно с началом поворота ПЛ капитан траулера А.П. Дружинин отдал команду - «лево на борт!» На мостике траулера в этот момент помимо капитана находились еще лоцман, вахтенный помощник капитана и рулевой. За время поворота ПЛ (Шуйский отдал команду взять вправо 10 градусов) расстояние между ПЛ и траулером сократилось уже до кабельтова, и ситуация вышла из-под контроля. ПЛ получила удар форштевнем траулера между 37 и 38 шпангоутами (это район четвертого отсека). Таран пришелся в левый борт ПЛ под углом 80-100 градусов. Документы следствия свидетельствуют, что ПЛ и часть ее экипажа погубила главным образом паника. Она возникла в следующее же мгновение после удара, когда Шуйский отдал приказ продуть балласт. Приказ этот не выполнили. Более того, вахтенный трюмный, старшина-торпедист, командир отделения штурманских электриков и старшина-радист, находившиеся в центральном отсеке, вместо того чтобы задраить переборочную дверь, через которую вода из четвертого отсека поступала в центральный, самовольно покинули отсек, бросились на мостик. И опять же - не задраив на этот раз нижний рубочный люк. Очутившись наверху, никто из моряков даже не доложил командиру о пробоине! Вода рвалась внутрь лодки, и дифферент на корму стремительно нарастал. В акте следственной комиссии сказано буквально следующее: находившийся на мостике командный состав лодки даже не пытался принять меры к спасению личного состава и удержанию лодки на плаву. Вместо этого они возмущались действиями траулера и взывали о помощи вплоть до ухода ПЛ под воду, когда их смыло волной".

murzik: Грустно всё это. Про то что на траулере народ был в состоянии полного нестояния - это вроде уже не обсуждаемо Ну а на счёт лодки - вопрос - где была пробоина. Увы - склероз - не помню - может народ подскажет (источники?!) - какова была теоретичесткая непотопляемость ПЛ типа Щ в надводном положении - 1? - 2 ? отсека (каких? )... Тогда будет бол-мен ясно - в чем виноват командир ПЛ... З.Ы. 2 ув. Гайдук - с чего собсс-но всё и началось - а каков источник вашего первого поста. З.З.Ы. Тут вопрос такой - не нашел в Сети оригинала (текста) - только ссылки - Матиясевич "По морским дорогам" - там поминается таран ПЛ "Лембит" некоей немецкой ПЛ. В т. числе для сравнения вроде (ЕМНИмоя склеротическая П ) - приводится пр имер столкновения с "финской шхуной до войны" - типа лодка её поимела как нож - масло... Коллеги - м. быть у кого эта книга под рукой - поглядите как там точно написано...

Гайдукъ: murzik пишет: ув. Гайдук - с чего собсс-но всё и началось - а каков источник вашего первого поста. http://www.baltic-sunken-ships.ru/catalog.phtml?classid[RUS]=40&classid[EN]=1&mid=83&lng=RUS

Alexey RA: murzik пишет: Ну а на счёт лодки - вопрос - где была пробоина. Так я же писал: Alexey RA пишет: ПЛ получила удар форштевнем траулера между 37 и 38 шпангоутами (это район четвертого отсека). Таран пришелся в левый борт ПЛ под углом 80-100 градусов. Т.е., судя по схеме ПЛ Х серии с deеpstorm'а, удар пришёлся в аккурат по ЦП...

Vorob: Господа! Во всех случаях мирной жизни виновными являются не подводные лодки, т. к. ПЛ по определению имеет значительно хуже маневренность, чем надводное судно, что зафиксировано в МПСС всех времен и народов!

rotten: Vorob пишет: Некоторому кругу любителей морской истории известен данный факт: В ночь с 12 на 13 сентября 1936 года подводной лодкой "Щ-315" при столкновении была потоплена финская шхуна "Суоми". Обстоятельства инцидента были следующими. подводная лодка проводила в международных водах достроечные испытания дизелей и двигалась в надводном положении курсом 300 гр. при ветре 1-2 балла и отличной видимости. Шхуна следовала под парусами перпендикулярным курсом от главного фарватера к южному входу в пролив Бьорке-Зунд. По показаниям находившихся на мостике лодки шхуна следовала без огней и была обнаружена в секторе освещения топового огня лодки на дистанции несколько десятков метров. Рулевой пытался свернуть, но лодка ударила носом в кормовую часть шхуны и пробила борт. От удара мачты упали на палубу лодки, а корпус шхуны оказался надет на нос лодки. Кропус шхуны стал заполняться водой и лодка приобрела дифферент на нос и крен на правый борт. Семь человек, составлявшие экипаж шхуны, спрыгнули на палубу лодки, а краснофлотцы сумели, перерубив канаты, сбросить мачты в воду. Лодка дала задний ход и рывком освободила свой нос, после чего шхуна утонула на ровном киле. А можно поподробнее ою этом случае - если он имел место быть Щ-424 столкнулась на Севере А Щ-315, с 16.05.137 Щ-403 начала поход на Север 28.05.37 и вступилп в состав Сев.флота 19.06.1937

Гайдукъ: rotten насколько подробней. вроде все сказано.

rotten: Гайдукъ пишет: Некоторому кругу любителей морской истории известен данный факт: В ночь с 12 на 13 сентября 1936 года подводной лодкой "Щ-315" при столкновении была потоплена финская шхуна "Суоми". Источники этой информации меня интересовали, именно про Щ-315 (Щ-403)

Гайдукъ: Гайдукъ пишет: murzik пишет: цитата: ув. Гайдук - с чего собсс-но всё и началось - а каков источник вашего первого поста. http://www.baltic-sunken-ships.ru/catalog.phtml?classid[RUS]=40&classid[EN]=1&mid=83&lng=RUS В ветке был уже ответ на этот вопрос

rotten: ага, спасибо

murzik: ЕМНИП - а когда - в 60-е (?) годы советский танкер (?) забодал французский эсминец до напополам. Вроде одна половинка утонула, а другую французы отбуксировали и потом с горя использовали как мишень

Hai Chi: murzik пишет: ЕМНИП - а когда - в 60-е (?) годы советский танкер (?) забодал французский эсминец до напополам. Вроде одна половинка утонула, а другую французы отбуксировали и потом с горя использовали как мишень Не было такого. Был эпизод с учебным кораблём "Хасан", который 27.11.1985 при прохождении Босфора разрезал пополам турецкий ракетный катер Р325 "Melten" (типа "Jaguar").

Cyr: Atlantic 06/07/71: The French escort ship Surcouf and the Soviet tanker Busharov collide in the Mediterranean 60 miles south of Cartagena,Spain, at night, cutting the Surcouf in half and killing nine. The front half sinks, but the stern section istaken in tow by the French destroyer Tartu. Это гринписовские данные. На netmarine их подтверждают. Там название танкера - Général Boucharov.

Scif: ссылка Самым невезучим стал “Surcouf”. 26 марта 1960 года он столкнулся с грузовым судном "Leognan". К счастью, обошлось без жертв. Роковым стало столкновение с советским танкером недалеко от Картахены. Девять человек получили тяжелые ранения или пропали без вести. Поврежденный эсминец отбуксировали в Тулон, но ремонтировать не стали и списали.

Ревунов-Караулов: Еще случай, но более старый (1891) : пароход "Утопия", ища убежища в непогоду на гибраалтарском рейде, оказался в опасной близости с броненосцем Энсон. Капитан Мак-Кич не учел силу течения и ветра, вследствие чего Утопия навалилась на таран броненосца. Погибло 576 человек. Аналогичная участь постигла пароход "Персидский Монарх" (1900), налетевший на таран броненосца "Айова". Жертв, к счастью, не было.

Hai Chi: Да, посыпаю голову пеплом - про эпизод с "Surcouf" я забыл Кстати, этот танкер "Генерал Бочаров" в 1975 г. еще столкнулся с польским судном "Хутник".

KENING: В СВОЕ ВРЕМЯ ЧИТАЛ ГДЕТО ЧТО СУОМИ ОТСЛЕЖИВАЛ ЛОДКУ ПОЧЕМУ К ЭКИПАЖУ НЕБЫЛО ПРИТЕНЗИЙ

KENING: И ЕЩЕ НАЛОДКЕ БЫЛИ ВРОДЕБЫ НЕМЦИ

Гайдукъ: KENING пишет: И ЕЩЕ НАЛОДКЕ БЫЛИ ВРОДЕБЫ НЕМЦИ ага радар и пара глубинных бомб. а форштевень заранее напильником заточили чтоб поглебже рассечь корпус советской пл. но и наконец наводка шхуны осуществлялась с финского самолета розведчика прошедшего соответствующую подготовку в спецшколе АБВЕР.

Lut: Cyr пишет: Atlantic 06/07/71: The French escort ship Surcouf and the Soviet tanker Busharov collide in the Mediterranean 60 miles south of Cartagena,Spain, at night, cutting the Surcouf in half and killing nine. The front half sinks, but the stern section istaken in tow by the French destroyer Tartu. Это гринписовские данные. На netmarine их подтверждают. Там название танкера - Général Boucharov. Кстати о Сюркуфе, но не об этом, а о предыдущем - подводном крейсере Сюркуф, пропавшем в 1942. По одной из версий он стал жертвой столкновения с транспортом Thomson Lykes. В карьере Сюркуфа уже было столкновение в ноябре 1941 с американской ПЛ в ходе маневров с флотом США. Тогда все отделалось ремонтом в сухом доке.

Scharnhorst: Lut пишет: В карьере Сюркуфа уже было столкновение в ноябре 1941 с американской ПЛ в ходе маневров с флотом США. Это лапша... В ноябре 1941 г. "Сюркуф" находился на ремонте в Англии и находиться в море не мог, тем более у берегов Америки. Лодку только в сентябре передали ВМС Свободной Франции, на послеремонтные испытания она вышла лишь в середине декабря 1941 г., а переход через Атлантику совершила в январе или феврале 1942 г. Кстати, основной причиной гибели субмарины французские ревизионисты считают friendly fire - атаку американского противолодочного самолета, который либо не был извещен о переходе, либо в пылу азарта атаковал любую ПЛ в зоне патрулирования. "Дело ясное, что дело темное"...

Lut: Scharnhorst пишет: Это лапша... Странно. Гангут за №19 приводит совершенно иные факты биографии. В августе 1941 года лодка прибыла на американскую базу Портсмут. В декабре 1941 участвовал в захвате центра трансатлантической связи на островах Сен-Пьер и Микелон, подчинявшиеся правительству Вишы.

Scharnhorst: Мои данные - из статьи Клода Юана в русском переводе (точно не знаю - чьем, подозреваю, что ув. Д. Якимовича).

Lut: Scharnhorst пишет: Мои данные - из статьи Клода Юана в русском переводе (точно не знаю - чьем, подозреваю, что ув. Д. Якимовича). А с ней можно где-нибудь ознакомиться?

Scharnhorst: Пока нет, ибо вопрос о публикации решается.



полная версия страницы