Форум » История кораблестроения и вооружений - ЗАКРЫТО » Самонаводящиеся торпеды » Ответить

Самонаводящиеся торпеды

ХейЕрдал: Не совсем понятны причины неудачного применения принципиально нового типа морского оружия – самонаводящихся торпед. Казалась бы, они должны были, если не совершить «революцию» в морских боях, то хотя бы иметь бОльшую эффективность, чем традиционные торпеды и глубинные бомбы. Но вот совершенно удручающая статистика: 1. Противолодочная торпеда Мк 24 FIDO В течение ВМВ было произведено 4000 торпед, из них более 200 применено авиацией США, Англии и Канады против ПЛ. Несмотря на то, что американский ВМС продолжает заявлять о многочисленных потоплениях-повреждениях немецких и японских ПЛ (55 или даже 75(?) ПЛ) , уважаемый поручик Бруммель на этом форуме доказательно приводил современные данные о потоплении FIDO только 11 немецких ПЛ в 1943г, одной (!) ПЛ – в 1944г и одной – в 1945. Также сомнительны сведения о потоплении самонаводящейся торпедой хотя бы одной японской ПЛ (I-52)? 2. Торпеды Mk 27 Mod 0 (CUTIE) и Mk 28. В течение ВМВ было произведено 1100 торпед Mk 27, из них более 100 применено ПЛ ВМС США против японских эскортных кораблей. По американским данным, 33 из них попали, потопив 24 корабля и повредив 9 (торпеды Mk 28 появились в самом конце войны, из 14 выстреленных попали 4). 3. Торпеды Т-4 Falke и Т-5 Zaunköning (Gnat) Из более чем 640 выстреленных немецкими ПЛ торпед Т-5 попали всего 58. Из 30 Т-4 - одно попадание. 4. После войны эта невеселая для самонаводящихся торпед статистика продолжилась (одно попадание из порядка 15 боевых торпедных выстрелов/сбросов в 1965-1982гг). Правильна ли приведенная мною статистика? И в чем причина низкой эффективности самонаводящихся торпед? Плохая подготовка л/с или несоответствие техники поставленным задачам? Может быть, причина в чем-нибудь другом?

Ответов - 15

Андрей Рожков: А может недоведённость конструкции?

NMD: Андрей Рожков пишет: А может недоведённость конструкции? А какая могла быть недоведённость в 1982г.? Единственная версия -- таки руки.sys, голова.sys...

поручик Бруммель: ХейЕрдал пишет: 3. Торпеды Т-4 Falke и Т-5 Zaunköning (Gnat) Из более чем 640 выстреленных немецкими ПЛ торпед Т-5 попали всего 58. Из 30 Т-4 - одно попадание. Поделитесь источником, пожалуйста. Откуда такая статистика?


ХейЕрдал: поручик Бруммель пишет: Поделитесь источником, пожалуйста. Откуда такая статистика? Из появляющихся в сети "общепринятых" данных, например, М. Морозов "Германские подводные лодки VII серии": "... По послевоенной статистике, использовав до конца войны около 640 торпед Т5 и Т11 немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей советского ВМФ), что составило всего 9% из общего числа выпущенных — значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой войны."

поручик Бруммель: ХейЕрдал Угу, спасибо. Посмотрим, поспрашиваем.

Hai Chi: ХейЕрдал пишет: После войны эта невеселая для самонаводящихся торпед статистика продолжилась (одно попадание из порядка 15 боевых торпедных выстрелов/сбросов в 1965-1982гг). На самом деле случаев применения самонаводящихся торпед после 1945 г. было больше - только при Фолклендах англичане, если правильно помню, израсходовали 24 торпеды Мк 46 (из них, правда, только 2 или 3 торпеды были использованы по реальным целям - "Santa Fe" и "San Luis", а остальные по "призракам"). ПЛ "San Luis" израсходовала одну самонаводящуюся торпеду Мк 37 и две управляемые по проводам SST-4 (одна из которых отработала как самонаводящаяся, видимо); ПЛ "Hangor" - три торпеды (видимо, типа E15), добившись единственного попадания. В остальных случаях использования торпед ПЛ после 1945 г, применялись, судя по всему, прямоидущие торпеды. Причины низкой эффективности самонаводящихся торпед очевидны - прежде всего недостаточная эффективность и низкая избирательная способность как ГАС обнаружения и целеуказания, так и самих СН торпед. В обоих случаях имеет место сильная зависимость от гидрологических условий. Следствие - огромное количество естественных помех и ложных контактов, что вообще является бичом современной акустики. Справедливости ради, оба района, в которых имело место боевое применение самонаводящихся торпед (Аравийское море и Южная Атлантика) считаются весьма сложными с точки зрения гидрологии и ее влиянгия на функционирование акустики.

ХейЕрдал: Hai Chi пишет: На самом деле случаев применения самонаводящихся торпед после 1945 г. было больше - только при Фолклендах англичане, если правильно помню, израсходовали 24 торпеды Мк 46 (из них, правда, только 2 или 3 торпеды были использованы по реальным целям - "Santa Fe" и "San Luis", а остальные по "призракам"). ПЛ "San Luis" израсходовала одну самонаводящуюся торпеду Мк 37 и две управляемые по проводам SST-4 (одна из которых отработала как самонаводящаяся, видимо); ПЛ "Hangor" - три торпеды (видимо, типа E15), добившись единственного попадания. В остальных случаях использования торпед ПЛ после 1945 г, применялись, судя по всему, прямоидущие торпеды. Возможно, самонаводящиеся торпеды использовались и в других случаях: - неизвестно какими торпедами стреляла египетская ПЛ пр.613 по израильскому танкеру Samson в 1973 г. и были ли еще какие-либо стрельбы ПЛ ВМС Египта; - вроде бы вертолет Sea King ВМС Аргентины сбросил торпеду Мк 46 по английской АПЛ; - есть сведения, что ВМС Великобритании сбрасывали торпеды «Стингрей» (по ложным контактам); - ходят упорные слухи, что АПЛ Conqueror первоначально атаковала крейсер «Генерал Бельграно» новыми торпедами Мк 24 «Тайгерфиш», но не добилась ни одного попадания; - в 1971 году пакистанская СМПЛ SX 404 вроде бы пыталась стрелять торпедами Мк 44; - ? По поводу SST-4, ИМХО, при стрельбе телеуправляемой торпедой необходимо всегда говорить о самонаведении. Так как ССН торпеды является неотъемлемой частью СТУ.

Hai Chi: ХейЕрдал пишет: неизвестно какими торпедами стреляла египетская ПЛ пр.613 по израильскому танкеру Samson в 1973 г. Ну наверняка чем-нибудь вроде 53-51 или 53-56В. Сильно вряд ли там были самонаводящиеся. ХейЕрдал пишет: и были ли еще какие-либо стрельбы ПЛ ВМС Египта; По известным данным - не было. ХейЕрдал пишет: вроде бы вертолет Sea King ВМС Аргентины сбросил торпеду Мк 46 по английской АПЛ; Это нуждается в потверждении. ПоХейЕрдал пишет: есть сведения, что ВМС Великобритании сбрасывали торпеды «Стингрей» (по ложным контактам); Где и когда?? ХейЕрдал пишет: ходят упорные слухи, что АПЛ Conqueror первоначально атаковала крейсер «Генерал Бельграно» новыми торпедами Мк 24 «Тайгерфиш», но не добилась ни одного попадания; Фигня это. ХейЕрдал пишет: в 1971 году пакистанская СМПЛ SX 404 вроде бы пыталась стрелять торпедами Мк 44; Ссылки на это восходят к одному индийскому источнику и это сильно сомнительно.

Hai Chi: ХейЕрдал пишет: По поводу SST-4, ИМХО, при стрельбе телеуправляемой торпедой необходимо всегда говорить о самонаведении. Так как ССН торпеды является неотъемлемой частью СТУ. Ну, поскольку связь с обеими торпедами была потеряна после пуска, то говорить о штатном их отрабатывании не приходится. Просто известно, что одна из торпед угодила в акустический охранитель - видимо, так сказать, действительно "самонаведясь"

Nomat: ХейЕрдал пишет: Также сомнительны сведения о потоплении самонаводящейся торпедой хотя бы одной японской ПЛ (I-52)? Японских ПЛ Mk.24 потоплены как минимум две - посмотрите на сайте Объединенного флота

ХейЕрдал: Hai Chi пишет: Где и когда?? Встречалось в некоторых источниках, что, когда после повреждения «Шеффилда» англичане стали атаковать «обнаруженную ПЛ», использовались и новейшие торпеды Stingray. И что для борьбы с надводными кораблями и разведывательными самолетами англичане вооружили самолеты "Нимрод" ракетами "Гарпун", "Мартел", "Сайдуиндер" и торпедами "Стингрей". Похоже, что это домыслы. В 1982 г. торпеды находилисьна конечной стадии разработки и испытаний. По данным Forecast International, первые Stingray начали поступать в эксплуатацию в ВМС и ВВС в 1983г.

Hai Chi: ХейЕрдал пишет: Встречалось в некоторых источниках, что, когда после повреждения «Шеффилда» англичане стали атаковать «обнаруженную ПЛ», использовались и новейшие торпеды Stingray. Вообще описание английской противолодочной возни вокруг "Sheffield" есть в моей статье про аргентинские ПЛ на "Альманахе", сами англичане всегда писали только об использовании в 1982 г исключительно Мк 46. Испытания "Sting Ray" были закончены в апреле 1982 г, поставки серийных торпед RN и RAF были начаты в сентябре 1983 г, фактически торпеда, по английским источникам, достигла стадии оперативной готовности в 1985 г. Торпеды "Sting Ray" опытной партии действительно получили в 1982 г самолеты "Nimrod" MR. Mk 2, базировавшиеся на о. Вознесения, но точно неясно, произошло ли это во время конфликта, или уже после него. В любом случае, "Nimrod" так и так торпед никаких в 1982 г не применяли. Ракеты AIM-9L и возможность несения ПКР AGM-84 получили во время конфликта 1982 г 16 самолетов "Nimrod" MR. Mk 2, однако фактически, по известным данным, AGM-84 поступили на их вооружение не ранее 1983 г. Что касается AS-37 Martel, то их вроде бы несли всего несколько машин "Nimrod" еще до 1982 г.

ХейЕрдал: Hai Chi пишет: Причины низкой эффективности самонаводящихся торпед очевидны - прежде всего недостаточная эффективность и низкая избирательная способность как ГАС обнаружения и целеуказания, так и самих СН торпед. В обоих случаях имеет место сильная зависимость от гидрологических условий. Следствие - огромное количество естественных помех и ложных контактов, что вообще является бичом современной акустики. Справедливости ради, оба района, в которых имело место боевое применение самонаводящихся торпед (Аравийское море и Южная Атлантика) считаются весьма сложными с точки зрения гидрологии и ее влиянгия на функционирование акустики. Так может, для противокорабельной торпеды самонаведение по кильватерному следу является лучшим вариантом? Приличная вероятность обнаружения цели («видимая» длина КС может превышать 2 000 м). Малое влияние гидрологии и волнения поверхности (до разумных баллов). Хорошая помехозащищенность, избирательность цели в ордере и т.д. Первых отечественных ССН по кильватерному следу вроде бы было две – акустическая и оптическая, какая из них лучше – не знаю. Например, они устанавливались на торпедах 53-61 и 53-61 МА.

Hai Chi: ХейЕрдал пишет: Так может, для противокорабельной торпеды самонаведение по кильватерному следу является лучшим вариантом? Поскольку никто торпеды с системой наведения по КС не применял, то ответить на вопрос об их реальной эффективности нет возможности ХейЕрдал пишет: Первых отечественных ССН по кильватерному следу вроде бы было две – акустическая и оптическая, какая из них лучше – не знаю. Насколько мне известно, на все отечественных торпедах с самонаведением по КС эта система акустическая. А оптическая применяется у нас во ВЗРЫВАТЕЛЯХ торпед с наведением по КС (в частности, типа 65-73 и 65-76).

ХейЕрдал: Hai Chi пишет: Поскольку никто торпеды с системой наведения по КС не применял, то ответить на вопрос об их реальной эффективности нет возможности Но есть же опыт стрельб на полигонах (конечно же, не на учениях флота, где часто была туфта) Доводилось наблюдать пару десятков наведений по КС. Причем, целями были самые разные корабли - от БПК до торпедолова (если на полигон сдуру выскакивал экскурсионный теплоходик - то торпеда наводилась и на него). Вероятность наведения и попадания была близка к 100%, чего никогда не было при наведении на ПЛ.



полная версия страницы