Форум » Тихий и Индийский океаны-ЗАКРЫТО » ВВС ТОФ в Совгавани на август 1945 г. » Ответить

ВВС ТОФ в Совгавани на август 1945 г.

Владимир: Уважаемые знатоки ! Не могу найти достоверной информации о располагавшихся в Советской Гавани к началу войны с Японией частях ВВС ТОФ. Поделитесь, если не трудно.

Ответов - 20

Nomat: ВВС Северно-Тихоокеанской флотилии на 10.08.45 (всего/боеготовых) 15 сад 58 иап Мариинское 26/25 Як-9, 11/9 Як-9ю 59 иап Николаевск-на-Амуре 19/19 Як-9, 20/20 Як-9ю 117 мрап оз. Софийское 11/9 МБР-2, 15/15 PBN-1, 2/1 PBY-6A Отдельные части 41 иап Постовая 15/10 ЛаГГ-3, 47/16 Ла-7 42 иап Знаменское 20/19 Як-9, 10/9 ЛаГГ-3 48 мрап бух. Бяудэ 18/16 МБР-2, 7/7 PBN-1, 6/6 PBY-6A 55 ап пб Унаши, Знаменское 34/32 Пе-2, 1/1 СБ 37 оаэ Магадан 10/10 Р-39 2, 5 азв ВУ Де-Кастри, бух. Северная 4/4 МБР-2 56 шап Знаменское, Новороссия, Гроссевичи 51/48 Ил-2

Владимир: Спасибо большое.

Nomat: Владимир Кстати, Морозов пишет, что высадку десантов на Кунашир и Итуруп поддерживал 2-й отдельный легкобомбардировочный полк Морпогранохраны НКВД на МБР-2. Нет ли данных, что это за части и кому они подчинались - пограничным округам или объединеням Морпогранохраны на ТВД?


vvy: Простите за серость, но чем Як-9ю отличался от Як-9 и что такое PBN-1 и PBY-6A?

Nomat: vvy пишет: цитатано чем Як-9ю отличался от Як-9 Вариант Як-9Д (именно Д, а не ДД), с дальностью полёта 2000 км. Строился специально для ВВС ВМФ в 1944-1945. Я так понимаю, планировалось использование ПТБ от Р-40. Но чертежей этого самолёта я не видел. цитатаи что такое PBN-1 и PBY-6A? Разные варианты амфибийных "Каталин", то есть с колёсиками, могли выползать на сушу и сушить там перья.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаРазные варианты амфибийных "Каталин", то есть с колёсиками, могли выползать на сушу и сушить там перья. В данном случае это не совсем верно. Это истинные названия самолета, а "каталина" -это уже английское название. А как известно англичане их не производили, а только покупали.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаЭто истинные названия самолета, а "каталина" -это уже английское название Консолидэйтед официально присвоило это имя самолёту с 1941 года, так что в Союз шли уже полноправные "каталины". Впрочем, PBN действительно имел несколько другое имя - почти как мой ник, Nomad (кочевник)

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаЭто истинные названия самолета, а "каталина" -это уже английское название Консолидэйтед официально присвоило это имя самолёту с 1941 года, так что в Союз шли уже полноправные "каталины". Впрочем, PBN действительно имел несколько другое имя - почти как мой ник, Nomad (кочевник)

Владимир: To Nomat: спасибо. Эту работу Морозова можно где-то прочитать или это тот же вариант, что и с Балтикой. Меня интересуют действия ВВС ТОФ на юге Сахалина.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаКонсолидэйтед официально присвоило это имя самолёту с 1941 года Мне кажется, что ты ошибаешься. Consolidated появилось намного раньше. В 1935 году. PB meant "patrol bomber", and Y was the manufacturer letter assigned to Consolidated. Каталина это чисто английское название. так же как канадцы ее звали Кэнсо. мы же его тоже производили, но у нас этот самолет имел другое обозначение.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаКонсолидэйтед официально присвоило это имя самолёту с 1941 года Мне кажется, что ты ошибаешься. Consolidated появилось намного раньше. В 1935 году. PB meant "patrol bomber", and Y was the manufacturer letter assigned to Consolidated. Каталина это чисто английское название. так же как канадцы ее звали Кэнсо. мы же его тоже производили, но у нас этот самолет имел другое обозначение.

Nomat: Владимир Там немного, но довольно полно: Участие ВВС СТОФ в Сахалинской операции* развивалось по «корейскому» сценарию, хотя в меньших масштабах и с задержкой на 3-4 дня. Первой фазой стали начавшиеся 10 августа удары по портам Эсутору (ныне Углегорск), Торо (Шахтерск) и Усиро, которые находились на восточном берегу Татарского пролива на расстоянии 120 км от главной базы флотилии - Советской Гавани. В ударах приняли участие ЛаГГ-3 41-го ИАП (боевая нагрузка две ФАБ-50), в качестве ночных бомбардировщиков МБР-2 48-го МРАП (как правило несли по четыре ФАБ-100). С 12 августа к налетам привлекалась эскадрилья Ил-2 56-го ШАП. Незначительный поначалу темп ударов (8 вылетов днем 10-го и 6 - в ночь на 11) в дальнейшем значительно возрос (59 вылетов днем 12-го). Всего до того, как 14 августа погода ухудшилась штурмовики успели совершить 19, МБР - 14, ЛаГГ - 54 и истребители сопровождения 40 боевых вылетов. Кроме нескольких уничтоженных складов и построек отряд АСС констатировал потопление в Эсутору 700-тонной землечерпалки. * В высадке на островах Курильской гряды действия кораблей ТОФ обеспечивали самолеты 128-й смешанной авиадивизии 10-й воздушной армии (самолеты «Аэркобра» и В-25), а также 2-го отдельного морского легкобомбардировочного авиаполка НКВД (МБР-2).* Утром 16-го наши части начали высадку в Торо. Их активно поддерживали самолеты 41, 42 и 59-го ИАП и 56-го ШАП. Десантники в ходе двухдневных боев заняли город и близлежащий Эсутору. Авиация наносила удары по вражеским опорным пунктам и районам сосредоточения японских войск. Всего за 16-17 августа ВВС СТОФ произвели 174 боевых вылета для поддержки десанта, в т.ч. 12 МБР-2, 35 Ил-2, 8 разведчиков Пе-2, 86 Як-9 и 30 ЛаГГ-3. В отличие от сейсинской операции сухопутные части имели связь с авиационными штабами через передовых наводчиков, однако отсутствие опыта и недостаточная надежность самих средств связи стали причиной двух случаев, когда штурмовики нанесли удары по нашим же частям, к счастью с небольшими жертвами. Японские войска на Сахалине начали сдаваться с 19 августа. Здесь, как и в Корее использовать морские десанты для захвата ключевых пунктов на побережье оказалось куда удобнее, чем ждать подхода сухопутных войск. 20 августа город Маока (ныне Холмск) был захвачен нашим десантом. Со следующих суток (19 и 20 августа авиация почти не действовала из за тумана и размытия дождем полевых аэродромов) морских пехотинцев поддерживали Пе-2 55-го АП ПБ (перебазирован на аэродромы Знаменское и Постовая 18 августа) и истребители Як-9. Машины только этих типов могли преодолеть 250-км расстояние от Советской Гавани до порта. В течение 21-22 августа бомбардировщики совершили 55 вылетов и 62 истребители, причем последние зачастую использовались в качестве легких бомбардировщиков. Ударами с воздуха была разрушены станции Осака и Футомато, несколько дотов и огневых точек. Общие потери ВВС СТОФ за период 16-22 августа составили всего шесть самолетов, из которых лишь по одному «илу» и «яку» стали жертвами огня с земли. 23-го на сахалинский аэродром Коматоро перебазировались две эскадрильи «яков» 42-го ИАП и два звена штурмовиков, однако воевать им уже не пришлось - 25-го наш десант занял порт Отомари (Корсаков), а в 12 часов японцы окончательно прекратили сопротивление. В последующие дни начиная с 26 августа «Каталины» 117-го МРАП принимали участие в высадке посадочных десантов на пресловутые острова южной Курильской гряды - Итуруп и Шикотан. (с) Морозов М.Э. поручик Бруммель Секундочку. "Сonsolidated" - это название фирмы, разработавшей PBY. Каталина - название острова у атлантического побережья США, которое было в качестве местного ника дано этому импортному самолёту британцами в 1940 году. В 1941 фирма присвоила это имя самолёту как официальное. И Canso, и Nomad, и Black Cat - имена, которые давались разным вариантам PBY на разных ТВД и в разных странах, но официальными стали только Catalina для PBY и Nomad для PBN. Наши ГСТ и МП-7, построенные по чертежам Consolidated, "Каталинами" официально не назывались, но в обиходе именовались именно так. Те же машины, о которых идет речь, поставлены из США в 1943-44 годах именно под обозначениями Catalina и Nomad.

поручик Бруммель: Nomat Consolidated's model 28, designed by Isaac Laddon, was an all-metal flying boat, and distinguished itself clearly from its precursors by its monoplane configuration. The US Navy had given the prototype the designation P3Y, but then changed it to PBY because of the Calatina's ability to carry a significant bombload. PB meant "patrol bomber", and Y was the manufacturer letter assigned to Consolidated. For the first production model, the PBY-1, Consolidated received an order for 60 aircraft, in 1935. The first aircraft of this series entered service in 1937. They were followed by 40 PBY-2s, 66 PBY-3s, and 33 PBY-4s; the latter model introduced the large dorsal blisters that became so characteristic for the Catalina. But the first models built in really large numbers were the PBY-5 and the amphibious PBY-5A, ordered by the US Navy and the RAF by the hundreds. The name Catalina was given to the aircraft by the British, but later also adopted by the USN. It was called Canso by the RCAF. Consolidated had to struggle to meet all orders, not only for the PBY but also for the B-24 bomber. Hence more Catalina's were ordered from the Canadian factories of Boeing and Vickers. Aircraft built by Boeing were known as the PB2B, those built by the Naval Aircraft Factory as the PBN, and those built by Vickers in Canada as the PBV. Many PBYs and PBVs served in the USAAF, and there they were called OA-10. In 1941 the Naval Aircraft Factory, a USN-controlled design facility that had a long tradition in the development of flying boats, produced its own version. The PBN-1 Nomad had a new, sturdier wing, larger fuel tanks, a longer hull, and a taller tail surface. These changes were also incorporated in the PBY-6A and PB2B-2. Ни американцы, ни канадцы, ни наши не называли эти самолеты Каталинами. Только англичане.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаНи американцы, ни канадцы, ни наши не называли эти самолеты Каталинами. Только англичане. Называли и называют по сей день: The PBY was named Catalina by the British in Nov 1940, shortly after delivery of the first of many PBY that would eventually serve with the RAF. The Catalina was named for the resort island of the California coast, satisfying the RAF requirement that aircraft names be representative of the manufacturer. When the US officially decreed names for aircraft in 1941, many British designation for airplanes common to the two nations, including the Catalina for PBY, were adopted. (с) SSP #62 Моя ошибка по памяти была лишь в том, что сам остров с таким названием находится в Тихом, а не Атлантическом океане

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаНазывали и называют по сей день: Извини, но не называют. Ибо писать, что такую ту ПЛ потопила канадская Каталина, является большой ошибкой. Не веришь, возьми хотя бы Нистле. По американцам: Они их так не называли! Вот тебе отрывак из отчета о потоплении U-199. Если найдешь тут хоть одно упоминание о Каталтне, то я не прав. Бразильская Каталина идет тут как Brazilian PBY. "At 0840, a Brazilian Hudson was seen coming to scene from northeast. 74-P-7 drew sub's fire while he made approach to attack. Cutting it short, he crossed sub's bow from stbd, releasing two Mk 17 DC's in salvo from an altitude of 300' speed approximately 220. Drop was short, explosion observed 150' (angle 450) off bow of U/B. The spray reached U/B bow which had turned to stbd in a maneuver just prior to Hudson's attack, apparently sighting plane only as it started run and opened fire. This attack caused sub to describe half-circle to stbd before returning to straight course of 3400 T. The Hudson departed immediately, but at 0840 a Brazilian PBY was sighted 30 miles away. (Both Brazilian planes had been assigned coverage of sortie JT-3, then in progress from Rio harbor.) Again sub's fire was engaged, and PBY closing in, and firing guns attacked from the port quarter (target angle 2100) releasing 3 Mk 44 DC's spaced at 50' at 160 knots. The sub attempted to alter course between 3400 T and 600 T before this attack. Detonation as observed by 74-P-7's crew are as follows: nearest D/C swirl was tangent to port quarter of U/B. First two D/Cs short (see sketch)." я обратил внимание на это еще когда читал "Потоплены и забыты". Там автор описывая действия американских гидросамолетов на Филлипинах именует их как PBY

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаТам автор описывая действия американских гидросамолетов на Филлипинах именует их как PBY Ну и что? Американцы, которые выпустили львиную долю этих самолётов, их так называли официально. Если ты помнишь, у всех амовых машин были цифровые индексы и собственные имена. При этом в официальных документах везде фигурируют только индексы - подчеркиваю, везде. WDR, SWD, AR - только индексы. Ты не найдешь в официальных американских документах по тому же Мидуэю ни одного "уайлдкэта", "донтлесса" или "девастейтора" - только F4F, SBD и TBD, или VFs, VBs/VSs, VTs. Но это не значит, что у самолётов не было своих имен, что они не использовались, и что их упоминание является некорректным. Ну а в отношении "каталин" - Black Cats на Тихом океане - прямая производная от названия самолёта и эмблемы VP-44.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаНу и что? Это термин во основном созвучен нам, потому что мы привыкли к нему. Я же привел пример, навзвание американцами данного самолета в 1943 году. каталина более созвучна с англичанами, чем с американцами и кандцами.

Nomat: поручик Бруммель Да хорошо. Здесь зашел вопрос об этих самолётах в ВВС СТОФ - да, официально, скорее всего, существовали лишь официальные PBN и PBY, но аппараты вовсю именовались "каталинами", так же как Р-39 "аэрокобрами", а А-20 - "бостонами". Даже если это не писали в боевых документах, это, ИМХО, не основание считать, что данные названия не употреблялись вообще. Другой вопрос - англичане, там наименование самолёта было его основным официальным обозначением, без которого цифровой индекс ничего не значил. Но опять-таки, это частный случай - у японцев ситуация ещё более запутанная из-за союзных кличек и буквенно-цифровых индексов, которые самими японцами не использовались, однако и по сей день куда удобнее подходят для описания операций.

Владимир: Благодарю, Nomat. Меня интересовал случай атаки самолетами 56 ШАП нашего корабля. Как можно понять из Вашего текста, подобная информация есть и у Морозова.

Nomat: Владимир пишет: цитатаМеня интересовал случай атаки самолетами 56 ШАП нашего корабля Подробностей у него нет. Меня же в большей степени интересуют повреждения и гибель (КТ-152) наших кораблей и судов от ударов японской авиации (553 Ku и 104 HoKu) с Шумшу.



полная версия страницы