Форум » Тихий и Индийский океаны-ЗАКРЫТО » Уэлен потопил японскую лодку? » Ответить

Уэлен потопил японскую лодку?

маркушка: 16 мая 42 у берегов Австралии советский пароход Уэлен потопил артогнём японскую подлодку. Это несуществующая победа или недостоверный эпизод?

Ответов - 19

Cyr: Информация с www.combinedfleet.com 16 May 1942: 50 miles SE of Newcastle, New South Wales, Australia. The I-29 fires two torpedoes that miss the 5,135-ton Soviet freighter UELEN. The I-29 then shells the Russian ship, but fails to inflict any damage; three sailors are wounded. ПЛ командовал LtCdr Izu Juichi. Лодка естественно уцелела.

Ольга: http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/index.html Поединок «Уэлена» с подводной лодкой «Уэлен» Место постройки Англия Год постройки 1913 Скорость в узлах 11,0 Дейдвейт, тыс. тонн 9,0 Род двигателя паровая машина Род топлива твердое Вооружение 1 пушка, 1 крупнокалиберный пулемет, 2 ручных пулемета * * * Пароход «Уэлен» под командованием капитана Н. Н. Малахова с полным грузом свинца и шерсти на борту следовал из Новой Зеландии в направлении австралийского порта Ньюкасл, где намечалось пополнить запасы угля и воды для продолжения рейса в иранский порт Бендер-Шахпур. Тасманово море в ночь на 16 мая 1942 года было спокойным и тихим. «Уэлен» шел противолодочными зигзагами, не неся никаких опознавательных огней. На судне строго следили за полной светомаскировкой. Пароход подошел к поворотной точке, где капитан Н. Н. Малахов должен был дать команду рулевому изменить курс на порт Ньюкасл. Последовала команда, и судно начало медленно катиться вправо, как вдруг раздался орудийный выстрел справа по курсу. Снаряд разорвался впереди мостика метрах в 10-12. Взрывной волной сбило с ног и ранило осколками снарядов капитана Н. Н. Малахова, третьего помощника капитана А. А. Аристова и вахтенного матроса Г. Б. Дурносвистова. Полетели стекла с правого крыла мостика, с ревом и свистом вырвался пар из разбитой носовой лебедочной магистрали. Зазвучали звонки громкого боя. Посты доложили о готовности. Но враг прекратил огонь, а густая темнота скрыла его. Капитан Н. Н. Малахов приказал начальнику радиостанции А. И. Рободзеенко передать в эфир радиограмму: «Широта 33 градуса 00 минут южная, долгота 152 градуса 20 минут восточная атакованы подводной лодкой». Вторая атака началась через 40 минут, когда с левого борта подводная лодка повторила обстрел. Орудийный расчет «Уэлена» немедленно открыл беглый огонь по вспышкам орудий подлодки. Враг ушел на погружение. Неизвестно, по каким причинам командир подводной лодки не мог торпедировать тихоходный торговый пароход, но только враг решился на третью атаку. По левому борту на расстоянии 100-150 метров всплыла подводная лодка. Она рассчитывала с близкого расстояния разделаться с пароходом. Даже в темной южной ночи ее силуэт был хорошо виден. Первая мысль капитана была пойти на таран, но расстояние до нее было небольшим, и Н. Н. Малахов понял, что «Уэлен» не успеет развернуться и будет поставлен борт под удар. Надо дать возможность орудийному расчету открыть огонь, а для этой цели необходимо отвернуть вправо. Артиллеристы «Уэлена» с нетерпением ждали этого момента. Первыми ударили крупнокалиберные пулеметы Павла Уткина и Ибрагима Симбирдеева. Бронебойные пули прошили среднюю часть и рубку подводной лодки. А когда она оказалась в зоне обстрела кормовой пушки, открыл огонь орудийный расчет. Но подводная лодка находилась очень близко от «Уэлена», и первый снаряд был пущен с перелетом. Наводчик кочегар М. С. Поносов снова навел орудие, для верности взял чуть ниже ватерлинии. Снаряд попал в кормовую часть и корпус лодки. Поединок закончился прямым попаданием снаряда в основание рубки. После сильного взрыва подводная лодка затонула. Вскоре из порта подошли морские охотники, но к этому времени, бой, продолжавшийся 1 час 52 минуты, уже закончился. «Уэлен» до утра пролежал в дрейфе под охраной двух кораблей-охотников и с прибытием лоцмана был заведен в порт. Сразу же на борт прибыли представители военно-морской службы порта. Они были встревожены появлением вражеской подводной лодки у берегов Австралии. Интересовались подробностями боя, поздравили экипаж с победой и выразили свое восхищение мужеством моряков. Англичан удивило, что на борту парохода не было специальной военной команды и что подводную лодку потопили моряки торгового флота. После ремонта «Уэлен» последовал в Сан-Франциско, куда прибыл через тридцать двое суток. На борт прибыл генеральный консул Советского Союза Я. М. Ломакин. Он поздравил экипаж с благополучным приходом, победой над вражеской подводной лодкой и награждением капитана Н. Н. Малахова орденом Ленина, первого помощника капитана С. С. Панина орденом Красной Звезды, а также других моряков с высокими государственными наградами. Пароход «Уэлен» еще много раз уходил в дальние рейсы за военными, техническими и продовольственными грузами.

Lut: Это довольно странно если учесть тот факт, что I-29 была потоплена летом 1944 американской ПЛ Sawfish Да и 16 мая 1942 года никаких боестолкновений японских ПЛ с каким либо противником не зафиксировано. Самые ближайшие потери японского подводного флота числятся следующим числом 17.06.1942, а именно I-164 и I-28, но обе потоплены американскими ПЛ.


Cyr: Lut пишет: Это довольно странно если учесть тот факт, что I-29 была потоплена летом 1944 американской ПЛ Sawfish Ничего странного если учесть тот факт, что I-29 не была потоплена Уэленом.

Б.Г.Мот: Cyr пишет: three sailors are wounded Вот из такого построения фразы и возникают вопросы (естественно, претензии к Combinedfleet, а не к ув. Cyr). Если это были three Japanese sailors (я именно так это понял: по логике, речь идет о лодке), то лодка, возможно, получила повреждения. Но вполне могли подразумеваться и three Russian sailors. Тогда, с одной стороны, это не противоречит отрывку, процитированному ув. Ольгой, но, с другой стороны, ничего говорит о возможных повреждениях японской лодки. Одно слово - и сиди, гадай, кто были эти трое...

iwanitch: Апальков пишет что: "I-29 вышла с Трука 17.05.42 г. в район западного побережья Австралии имея на борту карликовую подводную лодку "типа А".... 31.05.42. на подходе к порту Сиднея не смогла по техническим причинам выпустить свою карликовую лодку." Можно сделать выводы: - в момент атаки "Уэлена" на ней была карликовая лодка. - можно считать, что технические неполадки с карликовой лодкой возникли в связи с повреждениями полученными в бою с "Уэленом". - а капитан 3 ранга Идзу должен был сделать себе харакири так как он сорвал выполнение основной боевой задачи необдуманой атакой против советского парохода Вот только даты не совпадают согласно Апалькова 16.05. лодка была на Труке и грузила на борт миджет. А вот у Ю.Ровера (Роувера) атака 16.05.42 против "Уэлена" зафиксирована.

iwanitch: Нашёл ещё один источник информации - Морские битвы крупным планом №13 "Сверхмалые подводные лодки во ВМВ" переводчик-составитель А. Больных стр.32: ...группа состояла из несущих гидросамолёты лодок I-21, I-29, а также носителей сверхмалых лодок I-22, I-24, I-27, I-28. 11 мая последние четыре лодки были отозваны на Трук, там они приняли миджеты. Тем временем I-21, I-29 провели авиаразведку якорных стоянок на Фиджи в Н.Зеландии и восточного побережья австралии, чтобы найти где ремонтируются корабли союзников после боя в Коралловом море. 20 мая I-22, I-24, I-27 вышли в море и 29-го встретились с I-21, I-29 в 40 милях на SSO от Сиднея, во время разведполётов 20-23 мая там были обнаружены корабли союзников. Вывод: I-29 16.05.42 имела на борту самолёт и шла к Сиднею для ведения воздушной разведки порта.

iwanitch: Чем дальше в лес тем... Еще один источник "Самолёт и подводная лодка" В.А.Лесниченко А.Н.Гусев "Галея Принт" 2001 г. стр. 105: ...эээ короче всё как у Апалькова, что и не удивительно так как одно издательство. Пишут, что I-29 была с миджетом и несмогла его выпустить из за неисправности креплений, а авиаразведку Сиднея проводила 31.05. одна I-21.

iwanitch: Согласно Ю.Роверу атака была чисто артилерийская, никаких торпед, пароход получил повреждения.

Б.Г.Мот: Вот еще версия, правда, достаточно бредовая. Получала ли повреждения в этот день и в этом районе американская ПЛ ?

Lut: iwanitch пишет: Вот только даты не совпадают согласно Апалькова 16.05. лодка была на Труке и грузила на борт миджет. А вот у Ю.Ровера (Роувера) атака 16.05.42 против "Уэлена" зафиксирована. У того же Апалькова за 16 мая 1942 года числится только 1 ЧП, но связанное с лодкой I-28. С нее поступила радиограмма о выходе из строя дизеля, но там написано, что случилось это в тот же день, когда лодка вышла из Трука.

stilet: Кстати, вопрос по японским подлодкам. Я читал, что специализированных носителей миджетов у японцев к началу войны было всего 5 единиц (I-16, -18, -20, -22,-24). Все относятся к типу C1. Но во время атаки Сиднея в мае 1942 г. появляются еще 2 носителя I-27 и I-28 (последняя была потоплена янки вскре после Кораллового моря и в самой атаке Сиднея не участвовала). Обе лодкм относят к типу B1, которые по идее были авианесущими. Вопрос следующий: I-27 и I-28 строились по измененному проекту, или же их ангары переоборудовались под СМПЛ после вступления в строй? А может ангары лодок типа B1 были изначально приспособлены к транспортировке миджетов? Кто-нибудь в курсе?

Lut: stilet пишет: Вопрос следующий: I-27 и I-28 строились по измененному проекту, или же их ангары переоборудовались под СМПЛ после вступления в строй? А может ангары лодок типа B1 были изначально приспособлены к транспортировке миджетов? Кто-нибудь в курсе? Насколько можно судить по изображениям миджеты размещались на палубе на специальных подставках, обычно в корме. На некоторых лодках, например I-36 еще в носу и тогда ангар для ГСМ демонтировался либо на месте ангара размещалась дополнительная площадка под зенитные автоматы.

stilet: Спасибо, Lut, я нашел изображение лодки-носителя. Насчет ангара я действительно глупость сморозил. Но остается вопрос - крепления под СМПЛ изначально входили в состав оборудования лодок типа B1, или их устанавливали по мере необходимости?

Lut: Думаю изначально этого не предполагалось, так как в книжке "Сверхмалые подводные лодки во второй мировой войне" написано,что теже I 27 и I 28 к началу 1942 года прошли переоборудование для возможности транспортировки миджетов.

iwanitch: stilet Апальков пишет: "I-27, I-28 и I-29 с апреля 1942 г. карликовая ПЛ типа А." " ... он пришел в Куре где на верфи флота смонтировали оборудование для транспортировки карликовой лодки." устройство для крепления лодки устанавливалось на корме позади орудия.

stilet: Апальков - это "Боевые корабли японского флота. Подводные лодки. 10.1918 - 8.1945 гг"? Если да, то не подскажете ли, где этот справочник можно купить в СПб. Книга старая (1999), в Сети я ее найти не смог, на "Озоне" товар отсутствует...

Cyr: stilet пишет: Книга старая (1999), в Сети я ее найти не смог, на "Озоне" товар отсутствует... А оно Вам надо? Есть cjmbinedfleet.com. Он надежнее. Правда по-английски.

iwanitch: stilet На Бронарме есть вот ссылка http://www.bronarm.ru/forum//index.php?showtopic=7455&st=0



полная версия страницы