Форум » Тихий и Индийский океаны-ЗАКРЫТО » Пикирующий торпедоносец » Ответить

Пикирующий торпедоносец

Nomat: Когда я читал у Поолмара о том, что силы операции AL подверглись атаке В-26 с торпедами, при этом один из самолетов сбросил торпеду по "Рюйдзе" прицельно, но поздно - и она перелетела через корабль, шлепнувшись в воду с другой стороны, я думал - "ну вот, обычный американский рок-н-ролл на тему: ну они же армейцы, никогда с торпедами не летали, вот и не получилось, хотя и старались". А на деле было несколько круче. Дело в том, что только два экипажа 73-й эскадрильи, получившей торпеды из боекомплекта флотских PBY с тендера Casco, забили на приказ возвращаться из-за тумана и нашли-таки японцев - капитаны Тейлор и Торнборо. Оба самолета выбрали целью "Рюйдзе", но самолет Тейлора был сильно поврежден огнем ЗОС и истребителями БВП, был ранен штурман, и капитан от атаки отказался. Джордж Торнборо, дважды заходя по "классической" схеме, полученной от пилотов летающих лодок, оба раза обнаруживал, что атакуемый корабль развернут к нему носом (скорость В-26 так или иначе выше скорости "каталины", и хотя Торнборо был связан низкой скоростью входа торпеды в воду, это многое говорит как о расчете ГКП "Рюйдзе", с его-то обзором, так и о маневренных качествах корабля) - поэтому на третий раз, плюнув, решил атаковать корабль с пологого пикирования, используя торпеду как бомбу - просто тяжелую бомбу, с расчетом поразить надводный борт или палубу. Моряки говорили ему, что маховик взрывателя торпеды должен сделать определенное количество оборотов при движении в воде, дабы привести Мк.4 в боевое положение. Однако Торнборо начал длинное скоростное пикирование в расчете, что маховичок будет раскручен воздухом. Амер, что возьмешь? Смелый, но глупый Торпеда, есстессно, не взвелась, хотя прицелился он точно - ударившись о полетную палубу АВ, она скользнула по ней и вылетела за борт без разрыва. Разочарованный "морским" оружием Торнборо, сев в Колд Бэй, приказал загрузить самолет более привычными 227-кг бронебойками, и снова улетел в туман. Больше его никто не видел - по разным данным, позже нашли либо тело кого-то из членов экипажа, либо разрушенный самолет. Ваще, конечно, герой и новатор. Экипажи В-26 и здесь, у Алеут, и у Мидуэя подемонстрировали в общем совсем не американскую храбрость. И вот у меня вопрос - это может быть функцией того, что это все же не флотские части, а армейские? Подозрительно много неамериканского в поведении экипажей USAAC на Тихом океане....

Ответов - 18

Евгений Пинак: Nomat wrote: Экипажи В-26 и здесь, у Алеут, и у Мидуэя подемонстрировали в общем совсем не американскую храбрость. И вот у меня вопрос - это может быть функцией того, что это все же не флотские части, а армейские? Подозрительно много неамериканского в поведении экипажей USAAC на Тихом океане.... Тут проблема скорее в том, что воспринимаемый как аксиома тезис "пиндосы не вояки" на самом деле (впрочем, как и многие другие "общеизвестные факты") на самом деле верным не является. Да, американцы действительно старались "не посылать человека делать работу, которую мог сделать снаряд", но когда было надо, они демонстрировали бесстрашие, достойное глубочайшего уважения.

Андрей Рожков: Евгений Пинак wrote: Тут проблема скорее в том, что воспринимаемый как аксиома тезис "пиндосы не вояки" Джапы на него тоже надеялись, и результат....

Nomat: Евгений Пинак пишет: они демонстрировали бесстрашие, достойное глубочайшего уважения. Стратегически согласен, но... USAAC выделяются на этом фоне особенно сильно именно в тех случаях, когда им было больше не на кого положиться. Для меня так и осталось загадкой, кто из британцев и как (скорее всего, через RNZAF) поделился с 5th USAAF skip-bombing'ом, но произошло это значительно раньше марта 1943 и памятного конвойного боя в море Бисмарка - Кеннет МакКуллар сотоварищи водил в топмачтовые атаки свои В-17 еще осенью 1942. Я не представляю себе C-"крепость", с ее очень скромными фронтальными стрелковыми возможностями и огромными размерами, в роли топмачтовика, однако амеров это, похоже, волновало мало - МакКуллару возвращаться на наполовину выгоревшем самолета и двух моторах было очень привычно. И потом - я тут для себя выяснил, что вопреки распространенному мнению, удар по отходящему Мобильному соединению Озавы 20 июня 1944 года силами палубных авиагрупп, в котором "авенджеры" участвовали, за исключением эскадрильи "Belleau Wood", в роли левелов, именно так, по-левельному и наносился - это был типичный glide-bombing с плавным снижением с 2000 до 1000 футов высоты, но никак не скип, что и объяснило почти полное отсутствие результатов - основные повреждения японским кораблям нанесли SBD "Энтерпрайза" и "Лексингтона", толпа SB2C лишь слегка дополнила их, а TBF в общем по всем целям попали всего два или три раза. Мол, скип - это чисто армейский прикол, палубные эскадрильи USN начали применять его лишь в 1945 и очень робко - в отличие от двухмоторных армейцев (а также, правда, VPBs на "каталинах" и иногда морпеховских VMSB на тех же "авенджерах"), которые с середины 1943 морские цели по-другому, похоже, и не бомбили.


Евгений Пинак: Nomat wrote: USAAC выделяются на этом фоне особенно сильно именно в тех случаях, когда им было больше не на кого положиться. Ну дык "голь на выдумки хитра". Это "морячки" могли надеятся, что вражеские корабли добьют "те парни из торпедных эскадрилий", а у армейцев такой отмазки не было - вот и крутились, как умели.

iwanitch: Nomat Добрый день. Когда прочитал заголовок этой ветки то вспомнилось мне, что гдето в начале 90-х читал про Авенджеры кажется в "Крыльях родины" и там было написано как их использовали в качестве пикировщиков. И как на них папа Буш воевал, а при пикировании они в качестве воздушного тормоза выпускали шасси. Так чего то нигде я протакое использование торпедоносцев не читал, чушь или как? Евгений Пинак пишет: но когда было надо, они демонстрировали бесстрашие, достойное глубочайшего уважения. Читая "Путь бойца" К.Л. Ченнолта приходиш к выводу, что и храбрость проявляли, да и воевать могли в антисанитарных условиях Бирмы и Китая, без мороженного и тёплого сортира

Nomat: iwanitch пишет: И как на них папа Буш воевал, а при пикировании они в качестве воздушного тормоза выпускали шасси. Да, я помню этот выпуск КР, где-то конец 1992 года. На самом деле этот экстремизм с выпуском шасси и закрылок на пикировании, особенно крутом, весьма чреват потерей вместо скорости самого управления самолетом. Я не изучал боевое применение TBF детально (только чисто торпедное, но там и вправду мало интересного - Mk.13 очень здорова тянула весь процесс на уровень середины 30-х из-за своей скорости), но в общем и целом еще летом 1944 большинство экипажей палубных VT на "эссексах" были еще очень "зелеными", почти не участвовали в боях, и применять такие штуки массово никак не могли.

iwanitch: Nomat Возможно этим занимались эскадрильи морской пехоты?

Nomat: iwanitch пишет: Возможно этим занимались эскадрильи морской пехоты? Вряд ли. Их было очень немного. Возможно, пара морпеховских экипажей это дело и отработала (ну, взлетел же F4U с одной 908-кг и двумя 454-кг бомбами, да и вообще, после краткого знакомства с личностью Пеппи Бойнингтона удивительного уже вообще ничего нет), но не более того. Я же говорю - сразу после "Марианской охоты" TBF с бомбами использовали только доступное практически любому самолету и весьма примитивное пологое пикирование, glide-bombing. Может быть, это и имелось ввиду, хотя и не совсем понятно, зачем выпускались шасси.

MG: Никому не попадались отчеты по испытаниям японцами ЛАГГа ? ...Весной 1942 года один из советских ЛаГГ-3 8-й серии совершил вынужден-ную посадку на территории государства Мапчукно в районе Чиамуса. Самолет попал в руки японцев. Трофейный само-лет был вооружен 23-мм пушкой ВЯ-23 и нес стандартный камуфляж (верхние по-верхности - темно-зеленый и оливковый, нижние поверхности - светло-синий). 27 сентября 1942 года, после того как японцы отремонтировали истребитель, советский самолет был подвергнут серии испытательных полетов. Руководил ис-пытаниями майор Ямамото из Испытательного центра армейской авиации. Ис-пытания проходили на базе Мутанчанг на оккупированной территории Манчжу-рии. С трофейного самолета были сняты нижние створки люка колесной ниши. После ремонта, винт остался неокрашен-ным, за исключением кончиков лопастей, которые были покрыты красной краской. Красные звезды на фюзеляже и крыльях новые хозяева самолета зарисовали сво-им государственным символом - «восхо-дящим солнцем» (хиномару). Хиномару на фюзеляже имел белую окантовку, а знаки на крыле остались необведенными. Красные звезды на хвостовом оперении просто закрасили...

Nomat: iwanitch Знаете, W.T. Y'Blood дает весьма красочные картинки 45-50-градусных пикирований TBF "со всем, что можно было выпускать", при атаках немецких лодок в Атлантике глубинными бомбами. Один раз встречается 55-градусное пикирование. Видимо, авторы статьи в КР имели ввиду именно это. В общем, это пикирование, да. Но та ТТВД "авенджеры" этого, похоже, не делали. В ходе боя у Марианских островов, где они несли в основном бомбы (позжу - в основном торпеды), они этого не делали точно. Есть отчетливые упоминания о глайд-бомбинге и в книге про TBF "Рэйнджерской" эскадрильи VT-4 в ударе по Бодё - никакого пикирования. Так что, похоже, пикирующий "авенджер" - это самолет из VC, атакующий немецкую ПЛ, и, пожалуй, всё.

Nomat: iwanitch Ой-ой, я опять извиняюсь. Дж.Томас, описывая нападение VT-4 на Бодё, вот чего написал об ударе своего ведущего: Then, before it was our turn, I suddenly realized that Lt (jg) Trexler, my section leader, was wobbling his wings. He must have received a hand signal, which meant that our attack section was next. I had been watching a 800-ton tanker chugging down the shipping lanes just ahead of us. By the time Trex gave the signal to attack, we were almost directly over the ship--still at about 1500 feet. That meant more of a dive-bombing run than a glide-bombing run as planned. Trex turned his plane sharply into a dive. I had been lagging too far behind in formation, so I knew I would reach the ship just in time to get in Trex's bomb blast--remembering the 5-second delay fuse. Consequently, I rolled the plane violently to shortcut the distance down and pushed into the dive. As I rolled, my right wing blocked my view of Trex's plane. In the dive, I realized that he wasn't in front of me. I learned later that he had pulled out of the dive for two reasons: first, the fighter planes flying above didn't get the signal in time to strafe; second, the dive was too steep for a torpedo plane. Короче, америкоксы по простоте душевной, похоже, реально пытались пикировать на TBF. Нет ли деталей внутренней механизации бомбоотсеков? Были там устройства типа штанги (rack), типичной для пикировщиков? На имеемых у меня схемах ничего похожего нет...

iwanitch: Вот тут есть фото бомбового отсека, небыло там ничего похожего на толкатели-штанги пикировщиков и ни на одном чертеже или в описании ничего подобного не встречал.

Nomat: iwanitch Это отсек с установленными пилонами под торпеду. Я видел фото британских TBF, которые торпеды никогда не носили, там вот таких центральных сооружений нет. Но нет и выраженных штанг... В принципе, герой "Торча" Cdr Ruddy, который осенью 1943 руководил авиагруппой "Рэйнджера" и участвовал в "Лидере", написал, что оптимальный метод использования TBF с бомбами по надводной цели - 30-градусный глайд до уровня топов мачт, и потом сброс, т.е. glide, плавно переходящий в skip. Вероятно, глубинки Mk.47 (и прочие) в бомбоотсек самолетов из атлантических "композитов" вешались ближе к центру отсека, что позволяло им не биться при сбросе даже с 50-градусного пикирования о переднюю переборку этого отсека, и с довольно большой высоты - все же низкая и узкая лодка вряд ли такая цель, для которой из такого пикирования можно выходить на уровне ее "мачт" - там уже не из чего не выйдешь. Либо перед сбросом самолет задирал нос (для это SBD тоже стандартная процедура - обычное 70-градусное пикирование перед сбросом предусматривало резкое уменьшение угла).

iwanitch: Nomat Здесь статья про TBF видимо перевод in action, вот цитата: При атаке маневрирующего судна, тактика Эвенджеров состояла в сбросе "пачки" в которую входило до четырех бомб, с использованием интервалометра - прибора, который управлял величиной временного интервала между сбросом бомб. Пульт управления интервалометра был установлен в отсеке радиста и на нем радист вручную устанавливал скорость полета Эвенджера и требуемый интервал между сбросом бомб. Цель атаковалась в пикировании под углом от 30 до 45 градусов, до высоты 500 футов или ниже. Пилот сбрасывал бомбы на выходе из пике и благодаря интервалометру бомбы ложились в цель с интервалом от 60 до 75 футов, что практически гарантировало одно или большее количество попаданий в цель при сбросе "пачки" из четырех бомб. Эта тактика, доказала свою высокую эффективность и Эвенджеры заслужили репутацию очень меткого бомбардировочного самолета. ...Сброс бомб мог производиться во время пикирования, которое можно было выполнять как с открытыми, так и с закрытыми створками бомбоотсека. Nomat пишет: Либо перед сбросом самолет задирал нос (для это SBD тоже стандартная процедура - обычное 70-градусное пикирование перед сбросом предусматривало резкое уменьшение угла). Точно так действовали и пилоты 67-й эскадрильи (Р-400) ВВС "Кактуса": "В инструкции по боевому применению «Аэрокобры» было сказано, что во избежание попадания бомбы в винт самолёта сброс её нужно производить при угле пикирования не более 30 градусов. Но на практике, лётчики эскадрильи убедились, что если одновременно с нажатием кнопки сброса резко взять ручку управления на себя, то угол пикирования может быть до 70-ти градусов, что увеличивает точность попадания."

Nomat: iwanitch пишет: Эвенджеры заслужили репутацию очень меткого бомбардировочного самолета. Не сказал бы. 7-8 попаданий на полторы сотни сброшенных по кораблям Одзавы бомб - это не очень круто. Сброс бомб мог производиться во время пикирования, которое можно было выполнять как с открытыми, так и с закрытыми створками бомбоотсека Если понимать эту фразу буквально, то подразумевать можно такое... и "авенджер" реально был значительно круче всех остальных самолетов - сбрасывать бомбы из бомбоотсека во время пикирования при закрытых створках бомбоотсека - вот это действительно cooooooooool что если одновременно с нажатием кнопки сброса резко взять ручку управления на себя, то угол пикирования может быть до 70-ти градусов, что увеличивает точность попадания." SBD тренировались делать это на 70-75 градусах, но что интересно - размер цели при этом составлял 100 на 10 метров, скорость ее 30-35 узлов и радиус циркуляции - не более 150 метров. Это - крупный эсминец. Если учесть, что "донтлессы" были единственной реальной надеждой американских авианосников, то они реально рассчитывались не только на масштабные противоавианосные бои.

iwanitch: Nomat пишет: Если понимать эту фразу буквально Как всегда особенности перевода

Nomat: iwanitch Ну, придется верить Тиллману - он пишет, что USN предполагал для TBF/TBM с бомбами дословно glide bombing up to 50 deg. Так что официально это все же не просто русское "пикирование", а "пологое пикирование" - дословное dive bombing для самолета не предполагалось и не отрабатывалось, в первую очередь в связи с тем, что аэродинамичный и тяжелый самолет даже с выпущенными частями конструкции прилично разгонялся, и мощи R-2600 на малой высоте могло не хватить для вывода из пикирования. Прикольно, в чисто английском стиле, приведено высказывание насчет "барракуды" - я долго смеялся: "the Barracuda was a really good dive-bomber. Every time you reduced power, it went into a dive"

MG: MG пишет: Никому не попадались отчеты по испытаниям японцами ЛАГГа ? Извиняюсь, что не совсем по теме, нашел упоминание здесь Про Кi-61 ...Первые же полеты машины в начале 1942 г. показали, что конструкторам удалось соединить приемлемую маневренность с высокой скоростью (590 км/ч на высоте 6000 м). Отличной считалась и вертикальная маневренность истребителя. Учебные воздушные бои с импортным Bf 109E, трофейными P-40E и ЛаГГ-3, предсерийным Ki-44-I показали абсолютное превосходство "Ласточки". Лишь серийный Ki-43-I продемонстрировал преимущество в маневренном бою, хотя и уступал Ki-61 по другим показателям...



полная версия страницы