Форум » Тихий и Индийский океаны-ЗАКРЫТО » Китайский флот » Ответить

Китайский флот

Scharnhorst: ОК, раз народ так хочет заняться справочником - валяйте. Давайте разбираться с китайцами. Поскольку их флот воевал в период с 1937 по 1945 год (внутренние разборки маоистов с чанкайшистами пока оставим за кадром), начнем с выяснения судьбы кораблей. Самые крупные - крейсера. На начало 1937 год в строю было 8 или 9 единиц: Тип «Ning Hai» - 2 ед. “Ning Hai” (вступ. 1932): 23.9.37 поврежден самолетами с японских авианосцев “Hosho” и “Ryujo” и затонул на мелководье на р.Янзцы у Цзянъиня, 5.12. или 13.12.37 (???) захвачен японской армией, включен в состав Императорского флота как “Yoshima”. “Ping Hai” (вступ. 1936) 22.9.37 поврежден самолетами с японских авианосцев “Hosho” и “Ryujo”, 25.9.37 притоплен на мелководье на р.Янзцы у Цзянъиня; 5.12. или 13.12.37 (???) захвачен японской армией, включен в состав Императорского флота как “Yasoshima» Тип “Jing Swei” - 2 ед. “Jing Swei” (вступ. 1911) 25.10.37 потоплен японской авиацией на р.Янцзы между Цзянъинем и Уху “Chao Ho” (вступ. 1912) 15.9.37 поврежден в бою с японской эскадрой (состав???) в заливе Кантона (Гуаньчжоу) и выбросился выбр. на берег, где 28.9.37 расстрелян артиллерией японских кораблей (каких???) Тип “Hai Chi” - 1 ед. “Hai Chi” (вступ. 1899) 11.8.37 затоплен на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера Тип “Hai Yung” - 3 ед. “Hai Chou” (вступ. 1898) “Hai Shen” (вступ. 1898) “Hai Yung” (вступ. 1898) По одной из версий, все три крейсера 11.8.37 затоплены на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера По другой версии, “Hai Chou” затоплен 15.9.37 в устье р. Сицзян после боя с японскими крейсерами и эсминцами (какими???) Тип “Hi Jing” (небронированный крейсер/учебный корабль) - 1 ед. “Tung Chi” (бывший “Hi Jing”)(вступ. 1897) 11.8.37 затоплен на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера Вот такие у меня данные - подозреваю, что неточные и неполные. Более того, не исключены ошибки и проблемы, связанные с транскрипциями (писать названия кириллицей, ИМХО, смысла не имеет, т.к. все равно надо привязываться к англоязычным справочникам). Разберемся с крейсерами - двинемся дальше.

Ответов - 76, стр: 1 2 All

Apollo: В поддержку темы Scharnhorstа. Тип «Ning Hai»(2ед) Водоизмещение стандартное 2526 тонн Скорость хода -22,5узл. Бронирование: Палуба-25мм Рубка-25мм Вооружение: 3*2-140мм орудий 6*1-76мм зенит. орудий(на «Ning Hai») или 6*1-88 мм зенит.орудий (на“Ping Hai” ) 2*2-533мм ТА 1 гидросамолет. Построены в Японии. Тип “Jing Swei”(2ед.) Водоизмещение 2750 тонн Скорость хода 22 узл. Бронирование: Палуба-19-76мм Рубка-76мм Вооружение: 2*1-152мм орудия 4*1-102мм орудия 4*1-76мм орудия (“Jing Swei”,“Chao Ho”) Построены в Великобритании. Тип “Hai Yung” (3ед) Водоизмещение 2950 тонн Скорость хода 19,5узл. Бронирование: Палуба-32-71мм Щиты орудий-51мм Вооружение: 3*1-152мм орудия 8*1-105мм орудий 6*1-47мм орудий 3*1-354мм ТА (“Hai Chou»,“Hai Shen”,«Hai Yung”) Построены в Германии. Тип “Hai Chi” (1ед). Водоизмещение 4370 тонн Скорость хода 24узл. Бронирование: Палуба-38-127мм Щиты орудий-54-152мм Рубка-152мм Вооружение: 2*1-203мм орудия 10*1-120мм орудий 12*1-47мм орудий 4*1-37м пушки 5*1-457ммТА Построен в Великобритании. Разоружен в 1930г. Тип “Hi Jing”(“Tung Chi”) Водоизмещение - 1900 тонн. С уважением...

Сакс: Ning Hai заложен «Harima Zosensho K.K.» в Хариме, Япония, спущен 11 октября 1931, ...., перевооружен, 19 сентября 1944 потоплен американской п/л южнее о. Хонсю. Ping Hai (Стр. № 645) заложен «Kianghan Dock Co.» в Шанхае 9 июля 1931, спущен 28 сентября 1935, ...., перевооружен, 25 ноября 1944 потоплен американской авиацией близ о. Лусон, в 1947 поднят СССР и передан Китаю, где использовался как плавпричал. Jing Swei заложен «Vickers Sons & Maxim Limited» в Барроу, спущен 14 июля 1911, .... Chao Ho заложен «Armstrong Whitworth» в Ньюкасл-он-Тайне, спущен 23 октября 1911, .... Hai Chi заложен «Armstrong Whitworth» в Ньюкасл-он-Тайне, спущен 24 января 1898, .... Hai Chou заложен «Vulcan-Werke AG» в Штеттине, спущен 11 декабря 1897, .... Hai Shen заложен «Vulcan-Werke AG» в Штеттине, спущен 12 февраля 1898, .... Hai Yung заложен «Vulcan-Werke AG» в Штеттине, спущен 15 сентября 1897, .... Tung Chi (до 1909 Hi Jing) заложен в Фучжоу, спущен в 1895, ...., с 1909 учебный корабль, ....

Олег: Apollo пишет: цитатаТип “Hai Yung” (3ед) Водоизмещение 2950 тонн Скорость хода 19,5узл. Бронирование: Палуба-32-71мм Щиты орудий-51мм Вооружение: 3*1-152мм орудия 3—150 мм/40. Apollo пишет: цитатаили 6*1-88 мм зенит.орудий (на“Ping Hai” ) Или 3х1-88 Apollo пишет: цитатаПостроены в Японии. «Проект этих кораблей разработан по заказу китайского правительства в Японии. Здесь же строился и голов-ной «Ning Hai». Постройка «Ping Hai» велась в Китае при техническом со-действии Японии, однако после ухудшения отношений между этими стра-нами в 1933 г. «островной сосед» перестал оказывать техническую помощь и достроить корабль удалось только после привлечения германских спе-циалистов, при этом проект был существенно переработан. Формально однотипные корабли имели ряд принципиальных различий — например «Ning Hai» имел трехвальную ЭУ, a «Ping Hai» двухвальную.»


Ристан: К сожалению у меня по Китаю лишь данные из МК - они Вам хорошо известны. У Шведе за 1937г. по Китаю пробел (даны лишь 2 фотки и 1 малокачественный чертеж Ning-Hai). Когда-то у меня были фотки крейсеров в затопленном состоянии до их поднятия Японцами. Если они уцелели на СиДи (после прошлогоднего форматирования винта) то обязательно на днях вышлю. С уважением...

Scharnhorst: Мужики, бросьте вы пока даты и ТТХ переписывать, тем более с ошибками - давайте с судьбами разберемся.

Scharnhorst: Сакс пишет: цитата25 ноября 1944 потоплен американской авиацией близ о. Лусон, в 1947 поднят СССР Это откуда? Странно мне, что СССР разрешили вести судоодъем в филиппинских водах... Apollo пишет: цитата6*1-88 мм зенит.орудий (на“Ping Hai” ) Судя по фотографиям, их было всего 3х1

Ристан: Итак - кому высылать фотки ????? С уважением...

поручик Бруммель: Scharnhorst пишет: цитатаМужики, бросьте вы пока даты и ТТХ переписывать, тем более с ошибками - давайте с судьбами разберемс Гы, вот прийдет Hi Chi , будут Вам истории и судьбы.

wi: Scharnhorst пишет: цитата23.9.37 поврежден самолетами с японских авианосцев “Hosho” и “Ryujo” и затонул на мелководье на р.Янзцы у Цзянъиня, 5.12. или 13.12.37 (???) захвачен японской армией, включен в состав Императорского флота как “Yoshima”. “Ping Hai” (вступ. 1936) 22.9.37 поврежден самолетами с японских авианосцев “Hosho” и “Ryujo”, 25.9.37 притоплен на мелководье на р.Янзцы у Цзянъиня; 5.12. или 13.12.37 (???) захвачен японской армией, включен в состав Императорского флота как “Yasoshima» Вообще-то атаки производились самолетами 12 и 13 кокутаев и 2 кокусентая (Кага).

Сакс: Извините Scharnhorst. Как-то не обратил внимание на о. Лусон, но видел как-то одну книгу по судоподъему так там было фото китайского крейсера поднятого в 1947 СССР, может кто разъяснит - кто это?

Kaiser_Wilhelm_II: А куда выкладывать фотки будем? уточнение - на крейсерах типа “Hai Yung” стояли 150-мм пушки («немцы» все-таки)

Scharnhorst: Ясно: как обычно, никто ничего не знает. Господа технари, скажите хотя бы по профилю: был ли на «Jing Swei» и «Chao Ho» броневой пояс? В справочнике Павлова он нарисован (Балакин, похоже, срисовал оттуда же), а в ТТХ нет.

Scharnhorst: Ждем Hai Chi Пока - китайский миноносный флот: Миноносцы типа «Fu Po» - 2 единицы «Chien Kang» (бывш. «Fu Po», Schichau, 1911-1912 - погиб 27.9.1937), «Tung An» (бывш. «Fei Yang», Schichau, 1911-1912 - затоплен 26.9.1937) 390 т; 59,9/60,4ch215;6,5ch215;1,8 м; 2 ПМ ВТР, 4 ПК Шихау, 6500 л.с.; 32 уз.; 80 т угля. Эк. 69 чел. 2ch215;1 - 76-мм, 4ch215;1 - 47-мм, 2ch215;1 - 450-мм ТА. «Chien Kang» 27.9.1937 потоплен самолетами 12-го и 13-го кокутаев и 2-го кокусентая с АВ «Kaga» на р. Янзцы у Цзянъиня;* впоследствии поднят японцами, отремонтирован и введен в состав японского флота как «Yamashemi»; слом 1939. «Tung An» 26.9.1937 затоплен в Циндао. * с учетом постинга ув. Wi выше... Миноносцы типа «Hu Peng» - 4 единицы «Hu Peng 7» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 1.10.1937), «Hu Ngo 8» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 8.10.1937), «Hu Ying 9» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 8.8.1937), «Hu Chen 10 » (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 3.10.1937) 97 т; 40,9/41,1ch215;4,9ch215;2,1 м; 1 ПМ ВТР, 2 ПК Шихау, 1200 л.с.; 23 уз.; 28 т угля. Эк. 32 чел. 1 - 47-мм, 1 - 37-мм, 3ch215;1 - 450-мм ТА (1 нос, 2 пов.). «Hu Peng 7» 1.10.1937 потоплен японской авиацией на р. Янцзы между Цзянъинем и Уху. «Hu Ngo 8» 8.10.1937 потоплен японской авиацией на р. Янцзы между Цзянъинем и Уху; впоследствии поднят японцами, отремонтирован и введен в состав японского флота как «Kawashemi»; погиб в 1940 в результате аварии. “Hu Ying 9” 8.8.1937 самолетами с АВ «Kaga» (???) на р. Янзцы в р-не Шанхая, впоследствии поднят и восстановлен. “Hu Chen 10” 3.10.1937 потоплен японской авиацией. Миноносцы типа «Chen Tse» - 2 единицы «Chen Tse 2» (Schichau, 1896 - затоплен 11.8.1937), «Su Tse 4» (Schichau, 1896 - затоплен 11.8.1937) 85/126 т; 43,9ch215;5,18ch215;2,4 м; 1 ПМ ВТР, 1 ПК Шихау, 700 л.с.; 18 уз. Эк. 38 чел. 2 - 37-мм, 3 - 450-мм ТА (1 нос, 2 пов.). Оба ММ 11.8.37 затоплены на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера.

Kaiser_Wilhelm_II: На «Jing Swei» и «Chao Ho» пояс таки прорисован, а вот на практически однотипном «Helle», изначально тоже предназначенного для китайского флота пояс не прорисован. Справочники МК по Первой мировой не говорят о том, что на всех трех крейсерах был пояс.

Ристан: Kaiser_Wilhelm_II пишет: цитатаа вот на практически однотипном «Helle», изначально тоже предназначенного для китайского флота пояс не прорисован. Покопаюсь у себя - сообщу... С уважением...

Kaiser_Wilhelm_II: Ристан Да и я поздно вечером (когда домой приду) тоже могу инфы добавить малость-)))

Ристан: Я как бы счас исподтишка тусуюсь... Вечером домой дойду - покопаюсь. У меня по греч. «Helle» что-то было.. Кстати... а кто записывает и систематизирует информацию отсюда??? Я так и не понял Вам фотки нужны или нет? С уважением...

Kaiser_Wilhelm_II: Фотки нужны, например, для того, чтобы выложить их тут же на форуме. Или же в некоем другом месте.

Ристан: А кому выслать??? Для Вашей темы они ох как не помешают...

Kaiser_Wilhelm_II: Ристан идею см. тут в моем последнем постинге. Высылать можно мне.

Ристан: Без проблем... Но только оставьте свой адрес... С уважением...

Kaiser_Wilhelm_II: Названия китайских крейсеров, в начале топика обозначенных как «Jing Swei» и «Chao Ho» репринтный Джейн по ПМВ дает как «Ying Jui» и «Chao Ho» соответственно. ТАм же на схеме бронирования показана поясная броня, но в описании указана только броневая палуба толщиной 38 мм и 76 мм (на скосах в том месте, где обозначен пояс). «Хелле» по Джейну также бронепалубный. мой адрес не дом, и не улица, мой адрес kaiser_wilhelm@mail.ru

Caleb: Kaiser_Wilhelm_II пишет: цитатаНазвания китайских крейсеров, в начале топика обозначенных как «Jing Swei» и «Chao Ho» репринтный Джейн по ПМВ дает как «Ying Jui» и «Chao Ho» соответственно. С названиями китайских кораблей вообще проблемы, так же, как и японских, впрочем. Можно встретить до десятка различных вариантов, как латиницей, так и кирилицей...

Олег: Kaiser_Wilhelm_II пишет: цитатаТАм же на схеме бронирования показана поясная броня, Зато её почему-то нет на схемах японских Яхаги. У кого-нибудь есть данные, как переводятся названия китайских крейсеров?

murzik: Для Сакс: Это - «Чунцин» (примерно так ) - быв. английская «Аурора». Передана ЧайникамКанШицким. От них экипаж ушел к красным, а за это чайники кораблик утопили самолетами. Впрочем здесь решили до этого периода не доходить. З.Ы. А книга - Чикер Н.П. «Служба особого назначения»

Hai Chi: Scharnhorst пишет: цитата“Jing Swei” “Jing Swei”, согласно книге Райта, был сперва поврежден палубными самолетами (с Kaga) 23 сентября 1937 г в тех же налетах, когда были забиты “Ning Hai” и “Ping Hai” , после чего крейсер ушел в Нанкин. Там с него были сняты орудия и установлены на берегу, а 24 октября “Jing Swei” был окончательно потоплен у Нанкина японскими палубными пикировщиками. О «Chao Ho» там пишется следующее - крейсер вместе с канлодкой «Hai Chow» (бывший шлюп HMS «Pentstemon»), канлодками «Hoi Fu», «Fu Yu» и «Kien Yu» и патрульным кораблем (бывшей яхтой) «Wu Feng» находился в Кантоне под прикрытием фортов Bocca Tigris. Силами командовал адмирал Chan Chak. 14.09.1937 японцы атаковали форты и стоящие корабли силами отряда из крейсера и трех эсминцев, но были отбиты огнем береговых орудий, в этом бою была серьезно повреждена «Hai Chow». Тогда японцы начали интенсивные атаки фортов и китайских кораблей авиацией («probably initially from the carriers Ryujo and Hosho») и постепенно все вышеуказанные корабли перетопили. 29.09.1937 был потоплен «Wu Feng», а 30.09.1937 - и крейсер «Chao Ho». Канлодка «Hai Chow» была потоплена 07.10.1937. Примерно тогда же самими китайцами в шести милях перед Вампоа в качестве блокшива для заграждения фарватера был затоплен и транспорт (бывший крейсер) Fu An. Обратите внимание, что в этом эпизоде с боем с японскими кораблями у Кантона речь идет именно о шлюпе «Hai Chow», а не о крейсере “Hai Chou”!! Так что понятно происхождение версии, что этот крейсер «затоплен 15.9.37 в устье р. Сицзян после боя с японскими крейсерами и эсминцами (какими???)». “Hai Chou” же, видимо, реально был затоплен со всем прочим китайским старьем на Янцзы. Крейсера «Ying Jui» и «Chao Ho» бортового пояса не имели.

Scharnhorst: Спасибо уважаемому Hai Chi за пояснения. Народ! Выдохлись или замечаний по миноносцам нет? Неужели правильно... Тогда пойдем дальше. Канонерские лодки – гидроавиатранспорты типа «Teh Sheng» «Teh Sheng» (1922) «Wei Sheng» (1922) 932 т; 62,6х9,5х2,4 м; 2 ПМ ВТР, 2 ПК, 3300 л.с.; 16 уз. Эк. 93 чел. 1х1 - 120-мм, 1х1 - 76-мм, 4 пул., 2 гидросамолета (по некоторым данным, самолетов никогда не несли). В августе 1937 г. обе КЛ проходили модернизацию на верфи «Дзяннань» в Шанхае; 11.8.1937 затоплены на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера. Канонерская лодка «Ming Sen» (1931) 460/600 т; 64х8,2х2 м; 2 ПМ, 2 ПК, 3600 л.с.; 18 уз. Эк. 115 чел. 1х1 - 120-мм, 1х1 - 102-мм, 2х1 - 76-мм, 2 - 47-мм. 3.10.1937 потоплена самолетами с АВ «Kaga» на мелководье на р. Янзцы между Цзянъинем и Уху; захвачена японской армией, поднята, отремонтирована и вошла в состав японского флота как «Hitonoze». Возвращена Китаю в 1946 г.; списана в 1949 г. По другим данным, повреждена 20.7.38 - есть подозрение, что эта КЛ перепутана с “Ming Chuan”. Канонерская лодка «Yat Sen» (1930/12.11.1930/1931) 1520/1650 т; 78,2/83,8х10,5х3,4 м; 2 ПМ, 3 ПК, 4000 л.с.; 16 уз; 280 т угля; 10 000 (10) миль. Эк. 160-173 чел. 1х1 - 152-мм, 1х1 - 140-мм, 4х1 - 76-мм/40, 2 - 47-мм, 4 пул. 23.9.1937 повреждена самолетами с АВ «Kaga» на р. Янзцы у Цзянъиня; 25.9.1937 потоплена японской авиацией в Нанкине. Впоследствии поднята японцами, отремонтирована и вошла в состав японского флота как «Atada». Перевооружена: 3 - 80-мм, 4 - 25-мм. 25.8.1946 возвращена Китаю под прежним названием; в 1949 г. ушла на Тайвань. Канонерская лодка «Jung Sui» (1929) 650 т; 68,5х9,1х1,8 м; 2 ПМ, 2 ПК, 4000 л.с.; 18,5 уз. Эк. 100-152 чел. 1х1 - 152-мм, 1х1 - 120-мм, 3х1 - 76-мм, 4 - 57-мм, 1 - 40-мм, 4 пул. 23.9.1937 повреждена самолетами с АВ «Kaga» на р. Янзцы у Цзянъиня; 25.10.1937 потоплена японской авиацией в Нанкине. После войны (???) поднята и отремонтирована; в 1949 г. затоплена; снова поднята и отремонтирована; окончательно списана в 1975 г. Канонерская лодка «Ming Chuan» (1929) 455/500 т; 61,8х7,9х1,8 м; 2 ПМ, 2 ПК, 2400 л.с.; 16,6 уз; 120/280 т угля. Эк. 115-146 чел. 1х1 - 120-мм, 1х1 - 102-мм, 1 - 76-мм, 2 - 57-мм, 1 - 47-мм, 4 пул. 23.9.1937 потоплена самолетами с АВ «Kaga» на мелководье на р. Янзцы между Цзянъинем и Уху. Впоследствии поднята и отбуксирована в Японию, в 1946 возвращена Китаю под прежним названием. Канонерская лодка «Hsien Ning» (16.8.1928) 418 т; 55х6,7х1,8 м; 2 ПМ, 2 ПК, 2500 л.с.; 17 уз. Эк. 50 чел. 1х1 - 120-мм, 1х1 - 102-мм, 3 - 57-мм, 5 пул. 1.7.1938 потоплена японской авиацией на р. Янзцы в р-не Ханькоу (Ухань). Впоследствии поднята и отбуксирована в Японию (?????), в 1946 возвращена Китаю под прежним названием. Все вышеперечисленные канонерки строились на верфи «Дзяннань» в Шинхае (там же, кстати, строилось штук шесть американских речных канонерок для китайских рек, в т.ч. небезызвестный «Panay») и, на мой скромный взгляд, являлись последовательным развитием одного типа. Отличительными особенностями всех был относительно низкобортный корпус с полубаком, малая осадка, позволявшая действовать в прибрежных водах и на крупных реках, похожий состав ГЭУ, схожее расположение вооружения, да и внешний вид в целом. ИМХО, самый китайский из всех китайских проектов! Табуретки в студию!

Iwanitch: Scharnhorst пишет: цитатав т.ч. небезызвестный «Panay») Теперь ясно почему его утопили

Сумрак: А канонерки Yung Chien и Yung Chi, построенные в Шанхае в 1914-1915?

Scharnhorst: цитатаКанонерская лодка «Yat Sen» Совсем забыл, вопрос: у Павлова сказано, что в 1937 г. она переименована в «Yi Hsien», между тем по всей литературе по событиям 1937-38 гг. она проходит только как «Yat Sen» Не уверен и в числе ПК на «Yat Sen» и «Ming Sen» - по одним источникам два, по другим - три.

Hai Chi: Scharnhorst пишет: цитатаСовсем забыл, вопрос: у Павлова сказано, что в 1937 г. она переименована в «Yi Hsien», между тем по всей литературе по событиям 1937-38 гг. она проходит только как «Yat Sen» Ну, по вышеупомянутому Райту, «Yat Sen» есть не что иное, как «I Hsien» на кантонском диалекте :-) То есть речь идет просто о разном фонетическом прочтении одного и того же названия. А насчет канонерок - поковыряем завтра :-)

Kaiser_Wilhelm_II: Ристан Сделать раздел о парочке китайских крейсеров? Или все же стоит окончательно разобраться с ними (ТТХ, служба)?

Ристан: Для Kaiser_Wilhelm_II: Если исходить из нашего опыта сбора материалов и их обработки (наш прожект по Югам), то постоянно приходится корректировать какие-либо «подробности». Но т.к. Китайская тема пойдет в виртуальном режиме (не как у нас полный файл на скачивание), то на мой взгляд, можно уже начать делать скелет раздела. А именно, составить список кор. которые будут рассматриваться. Далее выложить ту инфу, которая не подпадает под сомнения и неоднократно проверена. И несомненно поместить иконку UNDER CONSTRUCTION На этом «скелете» уже постепенно можно наращивать «мясо» добавляя те данные, которые будут разобраны. Если есть наработки в целом по всей теме, можно начать писать и вводный текст (над чем в принципе я сейчас вплотную и корплю ) Во всяком случае я бы так поступил. С уважением...

Hai Chi: Продолжим. Сперва нужно определиться с источниками. Реально, насколько я могу судить, таковых по китайскому флоту периода 1930-х гг имеем только два - книгу Richard N. J. Wright «The Chinese Steam Navy 1862-1945» (London, 2000) и справочник А. С. Павлова «Корабли китайского флота» (Якутск, 1996), сделанный в своей «исторической части» в основном по материалам Н. Г. Масловатого. Есть, конечно, еще и Conway’s и Jane’s, но они «сбоку для припеку», ибо в отношении китайцев кратки, путаны и могут рассматриваться только как сугубо вспомогательный материал. Были еще некоторые публикации во всяких «Warship International», но они, насколько можно судить, учтены в обеих указанных выше книгах, хотя в статьях могут быть и подробности. Сильной стороной Райта, применительно к китайскому флоту ХХ в. (более ранний период не беру), является учет большого количества публикаций тогдашней гонкогской и китайской англоязычной печати, что дает немалое число эксклюзивной информации. Справочник Павлова-Масловатого очень ценен, но у Павлова, ИМХО, масса ляпсусов и неточностей относительно судьбы китайских кораблей, особенно после начала войны 1937 г. По самой же «морской части» японо-китайской войны 1937-1939 гг информации очень мало, и по сути, кроме главы у Райта и сомнительной во многих частях небезызвестной книги «Дисканта-Тараса» сколько-нибудь внятных публикаций нет. У кого есть дополнения по источникам - милости просим. Пока же, похоже, все осуждение в этой ветке может вестись только на некоем сопоставлении данных Райта с данными Павлова-Масловатого, не более. Итак, миноносцы. Истребитель «Chien Kang» (бывший «Fu Po») - по Павлову, был якобы переименован в 1933 г. У Райта он уже числится как «Chien Kang» в расписании китайского флота на начало 1916 г, причем расписание это взято из газеты North China Gerald от 12.02.1916, а также в дислокации Центрального флота Китая на 14.03.1927 (источник, как можно понять - та же газета, но от 19.03.1927). В 1933 г. «Chien Kang» вошел в состав Torpedo Boat Squadron, сформированного на Янцзы в составе Центрального флота. Согласно Райту, корабль был потоплен самолетами на Янзцы у Цзянъиня 26.09.1937. В 1938 г поднят японцами и введен в состав их флота как «Yamasemi», действовал на Янцзы. В декабре 1939 г передан прояпонскому Нанкинскому правительству, в состав флота которого входил как «Hai Sui». Далее упоминания о нем у автора отсутствуют. Ссылка насчет судьбы корабля после 1937 г дается на статью: Toshio Tamura «The Miscellaneous Ships Yamasemi and Kawasemi», Warship International, XXIII/I (1986). У кого-нибудь эта статья есть? Истребитель «Tung An» (бывший «Fei Yang» по Павлову, «Yen Yung» по Райту). Та же история - у Райта он как «Tung An» числится уже в расписании начала 1916 г. В июле 1917 г принимал участие в переходе главных сил флота из Шанхая в Кантон. В 1925 г вошел в состав флота губернатора провинции Шантунг Чан Цзунчана (подчинявшегося Чан Цзолиню) и, в конце года был переименован новыми хозяевами в «Hsiao An» (ссылка дается на North China Gerald от 13.03.1926; реально новое название использовалось только этой местной властью). На начало войны с Японией «Tung An» входил в состав Северо-Восточной эскадры вместе с канонерками «Chen Hai», «Yung Hsiang» и «Kiang Li». После начала боевых действий со всех этих кораблей были сняты восемь 37-мм пушек и пулеметы и переданы сухопутным частям. О дальнейшей судьбе кораблей эскадры ничего не говорится. Третий однотипный истребитель «Yu Chang» (бывший «Chang Feng», у Павлова «Chang Ten»), по Райту, потерпел крушение в канале Нантунг Чао в устье Янцзы в 1932 г. Миноносцы японской постройки: «Hu Peng 7» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 1.10.1937) - у Павлова дата гибели приведена 3.10.1937. По Райту, потоплен японской авиацией у Цзянъиня, затем поднят японцами в начале 1938 г и введен в строй, но данных о японском названии нет. «Hu Ngo 8» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 8.10.1937) - у Павлова «взят японцами 03.10.1937» (сильно сомнительно, замечу). У Райта он пишется как «Hu Oah», потоплен японской авиацией во внутренних водах у Chinkiang. Поднят и введен в строй японцами в начале 1938 г в качестве тральщика «Kawasemi». В декабре 1939 г передан прояпонскому Нанкинскому правительству, в состав флота которого входил как «Hai Ching». Далее упоминания о нем у автора отсутствуют. Ссылка насчет судьбы корабля после 1937 г дается на статью: Toshio Tamura «The Miscellaneous Ships Yamasemi and Kawasemi», Warship International, XXIII/I (1986). «Hu Ying 9» (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 8.8.1937) - по Райту, потоплен японской авиацией на Янцзы между Матангом и Ханкоу 09.08.1938, вместе с рядом других кораблей. Речь идет именно о боевых действиях лета 1938 года! Кстати, Павлов тоже называет дату гибели 09.08.1938. «Hu Chen 10 » (Kawasaki (Kobe), 1906-1907 - погиб 3.10.1937) - согласно Райту, уцелел вплоть до конца войны. Находился в числе уцелевших китайских кораблей на Янцзы в конце 1938 г, а в 1942 г в ходе реорганизации остатков китайского флота вошел в состав 2-й эскадры. Миноносцы типа «Chen Tse»: «Chen Tse 2» (Schichau, 1896 - затоплен 11.8.1937), «Su Tse 4» (Schichau, 1896 - затоплен 11.8.1937) - Райт подтверждает данные об их затоплении, хотя точную дату не приводит.

vvy: Hai Chi пишет: цитатаН. Г. Масловатого А что, Натан занимался китайцами??? Первый раз слышу...

Scharnhorst: Сумрак пишет: цитатаА канонерки Yung Chien и Yung Chi, построенные в Шанхае в 1914-1915? Дождались.... (не хотелось валить все в кучу) Заранее благодарим Hai Chi за предоставленную информацию Канонерские лодки типа «Yung Chien» - 2 единицы «Yung Chien» (1915), «Yung Сhi» (1916) 860/1020 т; 62,5/65,7х9х3,5-3,8 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1350 л.с.; 13 уз; 156 т угля. Эк. 140 чел. 1х1 - 102-мм, 1х1 - 76-мм, 4 - 47-мм, 2 - 37-мм авт., 1-2 пул. Практически однотипны с «Yung Feng», но строились на верфи «Kiangnan» в Шанхае «Yung Chien» потоплена 25.8.1938 японской авиацией (АВ «Kaga» ?) у стенки верфи «Kiangnan» в Шанхае; 18.12.1937 поднята японцами, отремонтирована и 25.10.1938 вошла в состав японского флота как «Asuka». 7.5.1945 потоплена американской авиацией в устье р. Хуанхэ. «Yung Сhi» 21.10.1938 потоплена японской авиацией на р. Янзцы в р-не Цзиньши; 8.11.1938 захвачена японцами; позже поднята, отремонтирована и 22.5.1940 передана марионеточному нанкинскому правительству как «Hai Hsing», являлась флагманом нанкинского флота. В сентябре 1945 г. захвачена гоминдановской армией. Погибла 25.4.1949 в ходе гражданской войны. Канонерские лодки типа «Yung Feng» - 2 единицы «Yung Hsiang» (1912), «Yung Shan» (1912) 780/830 т; 65,8х9х2,4 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1350 л.с.; 13 уз; 190 т угля. Броня: палуба - 25 мм. Эк. 108 чел. 1х1 - 102-мм, 1х1 - 76-мм, 4 - 47-мм, 2 - 37-мм, 4 пул. Строились в Японии (верфь «Кавасаки» в Кобе). «Yung Hsiang» 26.9.1937 затоплена в Циндао. Впоследствии поднята и отбуксирована в Японию, в 1946 возвращена Китаю; в 1949 г. ушла на Тайвань, где служила до конца 1950-х гг. «Yung Shan» (до 1931 г. называлась «Yung Feng») потоплена 24.10.1938 японской авиацией на р. Янцзы между Ханькоу (Ухань) и Юэян. (По другим данным, 25.12.1937 затоплена в Циндао) Канонерские лодки типа «Chu Tung» - 6 единиц «Chu Chien» (1907), «Chu Ju» (1907), «Chu Kiang» (1907), «Chu Tai» (1907), «Chu Tung» (1907), «Chu Yui» (1907) 579/752 т; 61х9х2,44 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1350 л.с.; 13 уз; 150 т угля. Эк. 117 чел. 2х1 - 120-мм/40, 2х1 - 76-мм, 4 пул. Построены в 1905-1907 гг. в Японии (верфь «Кавасаки» в Кобе). Увеличенный и более сильно вооруженный вариант типа «Kiang Yuan». «Chu Chien» 11.8.1938 затоплена на р. Янцзы в р-не Ханькоу (Ухань). «Chu Ju» 29.9.1937 затоплена в Циндао. «Chu Tai» погибла 1.6.1938 на р. Янцзы в р-не Ханькоу в результате кораблекрушения. «Chu Yui» потоплена 2.10.1937 самолетами с АВ «Kaga» на р. Янцзы между Цзянъинем и Уху. «Chu Kiang» и «Chu Tung» служили до 1960-х годов: первая на Тайване, вторая – в составе флота КНР. Канонерские лодки типа «Kiang Yuan» - 3 единицы «Kiang Yuan» (1905), «Kiang Chen» (1906), «Kiang Li» (1906) 565 т; 54,1х8,5х2,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 950 л.с.; 13 уз; 113 т угля. Эк. 85-123 чел. 1х1 - 120-мм/40, 1х1 - 76-мм, 4 - 47-мм, 4 пул. Построены в Японии: головная «Kiang Yuan» в 1904-1905 гг., остальные – в 1905-1906 гг., собраны из секций на верфи «Kiangnan» в Шанхае. Однотипная «Kiang Heng» переведена на р. Сунгари и 31.10.1929 потоплена в Фугдине советским монитором «Красный Восток». «Kiang Chen» потоплена 20.7.1938 японской авиацией на р. Янцзы в р-не Ханькоу (Ухань). «Kiang Li» 25.12.1937 затоплена в Циндао. «Kiang Yuan» служила в составе флота КНР до 1963 г. Канонерские лодки типа «Ta Tung» - 2 единицы «Ta Tung» (б. «Chien An») (3.3.1900), «Tze Kiang» (б. «Chien Wei») (29.1.1899) 871/900 т; 77,7х8,13х3,5 м; 2 ПМ, 4 ПК, 6500 л.с.; 12 уз; 180/360 т угля. Броня: борт - 25 мм, палуба - 25 мм. Эк. 139 чел. 2х1 - 120-мм, 1х1 - 76-мм, 2 - 57-мм, 1 - 20-мм (???), 6 пул. Бывшие торпедно-канонерские лодки, официально - крейсера. Построены в 1898-1902 гг. на верфи в Фучжоу как «Chien An» и «Chien Wei». Первоначальное вооружение: 1 – 105-мм, 3 – 57-мм, 6 – 37-мм, 2 – 356-мм ТА. Капитально модернизированы в 1930-1931 гг.: изменена архитектура, полностью заменено вооружение, ТА сняты. После модернизации переименованы в «Ta Tung» и «Tze Kiang» соответственно. Оба затоплены 11.8.37 на р. Янзцы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера. Канонерская лодка «Fu Yu» (27.6.1903) 640/750 т; 63х8,2х3,3 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1775 л.с.; 15 уз. Броня: палуба - 15 мм. Эк. 118 чел. 2х1 - 76-мм, 1 - 40-мм, 2 - 37-мм, 2 пул. Бывшая португальская КЛ «Patria». Куплена китайским правительством в Макао в 1931 г. после исключения из состава португальского флота. 14.9.1937 повреждена в бою с японскими кораблями в зал. Кантона (Гуаньчжоу); позже потоплена самолетами с АВ «Ryujo» и «Hosho» в Кантоне. Канонерская лодка (шлюп) «Hai Chow» (1916) 1250 т; 77,9х10х3,4 м; 1 ПМ, 2 ПК, 2000 л.с.; 16 уз; 260 т угля. Эк. 100 чел. 1х1 - 120-мм, 2х1 - 76-мм, 2 - 37-мм, 2 пул. Бывший британский шлюп «Pentstemon» типа «Arabis» («Flower» III группы). В 1920-е годы продан в частные руки для использования в коммерческих целях. К 1932 г. являлся торговым судном «Hai Li» (видимо, принадлежал гонконгскому владельцу). Куплен китайским правительством в Гонконге в 1932 г., формально в качестве патрульно-таможенного корабля для нужд китайской Соляной комиссии, поскольку тогда действовало международное эмбарго на продажу оружия в Китай в связи с манчжурскими событиями. Вооружен и переименован в «Hai Chow» (в ряде источников - «Hai Chao»). 14.9.1937 поврежден в бою с японскими кораблями в зал. Кантона (Гуаньчжоу); 7.10.1937 потоплен самолетами с АВ «Ryujo» и «Hosho» в Кантоне. Канонерская лодка «Hoi Fu» (1904) 680 т; 46х7,5х3 м; 1 ПМ, 1 ПК, 500 л.с.; 12 уз. 1х1 - 120-мм, 1х1 - 76-мм, 1 - 40-мм, 1 - 37-мм, 2 пул. Переоборудована из рыболовного траулера в начале 1930-х гг. 14.9.1937 повреждена в бою с японскими кораблями в зал. Кантона (Гуаньчжоу); 26.9.1937 потоплена самолетами с АВ «Ryujo» и «Hosho» в Кантоне. Канонерская лодка «Shun Sheng» (1911) 275/350 т; 44,5х7,5х1,8 м; 1 ПМ, 1 ПК, 500 л.с.; 10,7 уз. Эк. 65 чел. 2х1 – 76-мм, 2 - 37-мм, 4 пул. Погибла 23.11.1938 на р. Янцзы в Чунцине во время налета японских бомбардировщиков. Канонерские лодки типа «Yi Sheng» - 5 единиц 1-я группа: «Yi Sheng» (1911), «Kung Sheng» (б. «Chin Sheng») (1911), «Jen Sheng» (1911) 300/380 т; 36,6х6,2х2,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 500 л.с.; 10 уз. Эк. 37-42 чел. 1 - 76-мм, 1 - 65-мм, 2 пул. 2-я группа: «Chin Tien» (б. «Kung Sheng») (1922) 279 т; 44,2х6,2х2,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 200 л.с.; 8,5 уз. Эк. 53 чел. 1 - 76-мм, 1 - 57-мм, 2 пул. 3-я группа: «Yung Sheng» (1928) 300 т; 38х6,4х2,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 500 л.с.; 10 уз. Эк. 42 чел. 1 - 76-мм, 1 - 57-мм, 2 пул. Малые патрульные канонерки для таможенной службы, развитие типа «Chen Sheng». Первая серия строилась в Фучжоу и Циндао в 1910-1911 гг.; точных данных по их судьбе нет, все погибли в 1938-1941 гг. «Chin Tien» (до 1929 г. - «Kung Sheng») построена в Шанхае по слегка отличавшемуся проекту с менее мощными механизмами. 3.10.1937 потоплена японской авиацией в Люньшао на р. Янцзы. «Chen Sheng» построена в Фучжоу как слегка увеличенная версия первой серии. 23.9.1938 потоплена японской авиацией на р. Янцзы близ Ханькоу (Ухань). Канонерская лодка «Chen Sheng» (1899) 275 т; 36,92х6,1х2,1 м; 1 ПМ, 1 ПК, 400 л.с.; 10 уз. Эк. 42 чел. 1 - 76-мм, 1 - 57-мм, 2 пул. Построена в Фучжоу. 11.11.1937 захвачена японцами в Шанхае; в 1944 г. затоплена. На мой взгляд, все 6 последних канонерок можно назвать одним типом - по крайней мере, приводимые Павловым фотографии не оставляют в этом никаких сомнений. ОЛднако данным по судьбе я не доверяю ни по одной единице. Все. Больше мореходных канонерок в моем списке не числится. Ждем новых табуреток от ув. Hai Chi

wi: Hai Chi пишет: цитатаСсылка насчет судьбы корабля после 1937 г дается на статью: Toshio Tamura «The Miscellaneous Ships Yamasemi and Kawasemi», Warship International, XXIII/I (1986). У кого-нибудь эта статья есть? Есть, но она касается только японского периода. Про их судьбу после передачи китайцам только говорится, что они были включены в состав military department’s River Patrol Force.

Hai Chi: vvy пишет: цитатаА что, Натан занимался китайцами??? Первый раз слышу... Ну, так сам Павлов пишет в предисловии: »...Автор благодарит прежде всего Натана Григорьевича Масловатого, чьё уникальное собрание послужило основой данной книги». Впрочем, слухт о том, что у Масловатого есть какое-то супер-пупер собрание материалов по китайцам до меня доходили и так.

vvy: Hai Chi пишет: цитатаВпрочем, слухт о том, что у Масловатого есть какое-то супер-пупер собрание материалов Вообще-то Натан умер лет пять назад...

Бирсерг: Думаете об этом не знают? Павлов писал свой справочник по китайцам году эдак в 1996.



полная версия страницы