Форум » Книжная полка » Белли. Воспоминания о службе в РИФ. » Ответить

Белли. Воспоминания о службе в РИФ.

мамай: В.А. Белли. В Российском императорском флоте. Воспоминания. – СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2005. Воспоминания подготовлены к изданию РГА ВМФ. Научный редактор – ВС. Соболев. Составители: Л.И. Спиридонова, А.Е. Иоффе (в черной рамке). Подбор иллюстраций – М.Е. Малевинская, Г.Н. Федорова. Книгу купил буквально в пятницу, и успел, читая на дежурстве, составить только первое впечатление. Книга, безусловно, представляет огромный интерес для тех, кто интересуется историей РИФ, при этом – в меньшей степени «железом», а в большей – тем, что и как происходило на флоте, деталями быта, людьми, их взаимоотношениями… Большая часть книги посвящена периоду учебы автора в МК. Это особенно интересно сейчас, когда ищутся пути реформирования системы Военно-морских учебных заведений. Автор много внимания уделяет описанию и характеристикам своих соплавателей и сослуживцев. Конечно, эти характеристики и оценки – субъективны. Но, как известно, субъективны любые личные оценки. Для меня же, во всяком случае, ряд моментов в этих описаниях оказался весьма ценным и полезным. Определенным «минусом» самих воспоминаний является отсутствие дневниковой базы, поэтому фактура (фамилии, имена, даты и пр.) требуют для читателя внимания и контроля. Правда, это обстоятельство понимал и сам автор. Однако есть в этом издании один «тревожный», на мой взгляд, момент. Его бы и хотелось обсудить. Книга посвящена истории РИФ 1900-1917 гг. вместе с тем, среди «авторского» коллектива весьма сложно найти достаточно известного специалиста по этой теме. Сразу хочу подчеркнуть, что я не имею ввиду формальные признаки (тема диссертации и пр.), а говорю о фактической стороне дела. В результате, публикация оставляет некоторый грустный «осадок» своей «недоделанностью». Т.е., тов. Белли свою часть работы сделал, а вот архив… Книга проиллюстрирована большим числом фотографий из фондов РГА ВМФ. Это делает ее более интересной, но…!!! Вот только наиболее явные «ляпы» по этой части: Стр. 74. Размещена фотография с подписью «Канонерская лодка «Кореец». 1900-е гг.» По тексту, это должен быть именно тот «Кореец», времен РЯВ. Однако на снимке – его более поздний «однофамилец». Кстати, на стр. 108 приведена фотография «Сивуча», которая могла бы подсказать составителям правильное решение, но «подсказка» не сработала. В крайнем случае, можно было заглянуть в «Гангут» 34/2003, где была большая статья про эти канонерские лодки, и помещена, кстати, именно эта фотография. Но… , увы, нам, грешным… Стр. 134. Подпись под фото: Линейный корабль «Слава». Вид носовой ОРУЖЕЙНОЙ башни, боевой рубки и мостика». (Выделено мной. Без комментариев). Стр. 191. Подпись под фото: «Проба ЕДЫ на броненосном крейсере». (Выделено мной. Без комментариев). Стр. 204. Подпись под фото: «Крейсер 1 ранга «Светлана» у пристани в Риге». На фото (старая открытка) невооруженным глазом видны два «Добровольца», и все. Никакой «Светланы». Стр. 288. Подпись под фото: «Четырехмоторный самолет И. Сикорского «Илья Муромец». 1914-1916 гг.» На снимке – поплавковый вариант этого самолета. В этой связи вызывает массу вопросов подпись «1914-1916 гг.». Скорее всего, это тот самый самолет, который был по глупости сожжен в самые первые дни июльского кризиса 1914 г. из-за опасения захвата его немцами. Стр. 296. Подпись под фото: «Командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. фон Эссен с группой офицеров эскадренного миноносца «Пограничник». Н а фото – Эссен на палубе ЭМ «Пограничник» беседует с тремя офицерами, из которых два капитана 1 ранга и один капитан 2 ранга. У Эссена за спиной стоит «флажок» и еще один офицер (с одним просветом на погоне). При таком раскладе – принадлежность всех этих офицеров к экипажу эсминца, а стало быть, и справедливость подписи, вызывает сомнение. Есть некоторые вопросы и по тексту воспоминаний, но, не зная, что являлось первоисточником (машинописный текст, автограф и т.д.), трудно понять причину той или иной несуразности в тексте. Особо грустное впечатление производит «Комментарий». Т.е., фактически, комментариев, как таковых, и нет. Есть Указатели имен, географических названий и кораблей. Однако, если для г-жи Малевинской все «Корейцы» на одно лицо, то и в «Указателе» они все идут под одним пунктом. ("Рюрик" тоже идет одним пунктом, правда, там хоть есть "подсказка". что корабля было два). В начале книги научный редактор, правда, пытается объяснить, почему они отказались от написания полноценных комментариев, но предложенная читателю версия выглядит как-то натянуто. В результате книга, вместо того, чтобы показывать «планку», уровень издания подобных документов, сама выглядит на 10 пунктов ниже, чем издания других коллективов (См. например: «Записки подводника» Меркушова). За последнее время, это уже второе подобное издание РГА ВМФ (первое – работа Лемишевского, которая упоминалась здесь на форуме). Есть, судя по всему, и другие планы. Будет искренне жаль, если какие-то внутренние проблемы помешают руководству Архива реализовать эти планы на достойном уровне.

Ответов - 3

мамай: Вчера, на ночь глядя, продолжил знакомство с книгой. С интересом для себя узнал, что Кильконд, где в годы 1МВ располагалась авиастанция и где был установлен первый разведывательный радиопеленгатор, - это оказывается такой остров. Во как!

Dirk: Ой, блин, материться хочется от моего архива... В свое время в ""Отечественных архивах" была большая рецензия на публикацию отчета М.К.Бахиреве о Моонзунде. Это на какое-то время уняло "издательский зуд". Прикол в том, что администрация хочет получить книгу не "хорошую", а "красивую" - в суперобложке, с цветными картинками. Чтобы ее можно было с шиком подарить. Содержание, уровень - не волнуют. Знаю, что для мемуаров Белли были сделаны кое-какие комментарии и подробные биографии упоминающихся лиц. Их потом просто в книгу не вставили - иначе она была бы еще толще и дороже. На чем лучше экономить - на супере и цветной вклейке или на комментариях. Для них ответ очевиден. А публикация 14-го тома "Общего морского списка"? Вообще позорище несусветное. В ответ на Ваш вопрос сообщаю, что рукописных воспоминаний Белли в архиве нет- только заверенная машинописная копия. А еще - в отделе информационного обеспечения (который занимается публикациями) нет ни одного молодого сотрудника (тех, кто был - съели). А еще там не ни одного человека, которых что-нибудь понимал бы в кораблях. Вот. Абзац. "Зато мы делаем ракеты". Кстати, прикол, для настоящего состояния архива характерный - даму, реально работавшую над воспоминаниями Белли, в список авторского коллектива не включили. Зачем? И зачем публиковать вторую часть воспоминаний - о службе в советском флоте? Ее же готовить надо. А эту, подготовленную в начале 90-х гг. при участии А.Е.Иоффе, просто вязяли и быстренько доделали, когда вдруг Москва неожиданно дала бабки. Противно.

Коллежский советник: Коллеги! Не взирая на жестокую критику, все-равно хочу купить мемуары Белли. На мои интернет-обращения издательство и к торговцы ответили дружным молчанием. Может-быть буквы "ukr" в моем адресе их настораживают. Но рассчет ведь по предоплате. Кто может, помогите приобрести книгу.




полная версия страницы