Форум » Вторая мировая война » Загадочная тема » Ответить

Загадочная тема

Renown: Есть у нас тема "Угадай фото". А ведь это только вершина айсберга загадок. Есть ведь еще всякие афоризмы, есть люди, есть факты. Предлагаю заполнить этот пробел. Для затравки: Кто, когда и при каких обстоятельсвах сказал или написал следующее: "Весь мир хочет знать, где же находится это чертово 23-е оперативное соединение?"

Ответов - 355, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Renown: Эту фразу произнес не адмирал, но человек, очень близкий ко многим адмиралам: " "Все достояние нашей расы и нашей империи, все сокровища, собранные за многие столетия жертв и свершений, будут утрачены и полностью уничтожены, если только ослабнет наше господство на море"."

шаваш: Уинстон Черчиль ?

Renown: Он самый.


поручик Бруммель: Мне ответ давать на свою загадку? Вариантов более не будет?

Андрей Рожков: Давайте!

Андрей Рожков: А теперь вопрос от меня: Что так описывал Н.С.Хрущев: "Сам я мало что там понимаю... но, на мой взгляд, это - огромная колбаса, начиненная таким количеством приборов, что куда ни плюнь, обязательно попадешь в прибор." ?

Zlыdenь: Подводную лодку?

шаваш: Причём наверно атомную

Андрей Рожков: Да, это про подлодку. Следующий вопрос: В июне 1959 года командир первой атомной подводной лодки Леонид Осипенко был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина. Это была первая "Золотая Звезда", врученная с момента окончания Второй мировой войны. А кто был вторым послевоенным Героем Советского Союза?

Caleb: Андрей Рожков пишет: цитата А кто был вторым послевоенным Героем Советского Союза? Как ни банально, но Гагарин.)

Nomat: Очень лёгкая загадка. Один американский кэптен, а позже адмирал, имевший еще троих родных братьев-морских офицеров, сказал дословно: I felt like a fool-caught stark naked, when even a recruit knows one should be protected against the fire. И добавил про свои пальцы, которые были похожи на варёные сосиски (жуть), однако людьми своими при этом он руководил, как будто ничего страшного не случилось. Кто и при каких обстоятельствах?

Nomat: Любителям подплава. Оч лёгкая загадка. Что связывает слова - раба-пила, оранжевый рассвет, вундерваффе, "фирлинг" и оса? Ответ - одно слово, и это фамилия.

поручик Бруммель: Nomat Виллемброк или Буххейм?

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаВиллемброк или Буххейм? А доказать можете?

Nomat: Подсказываю - рыба-пила это Sawfish Оранжевый рассвет - это на другом языке. wunderwaffe имеет отношение к первой модели собственно чудо-оружия "фирлинг" - это фирлинг, 4х20мм оса - это... ну это очень легко догадаться. Фамилия начинается на букву К

Nomat: Да, в первой загадке про героического кэптена ключевое слово - naked

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаА доказать можете? Могу лишь дать свою логическую цепочку. подплав + рыба-пила+фирлинги = U-96. На счет осы , рассвета и вундервафли полное отсутсвие мыслей. Может я черезвычайно глуп?

Nomat: Нет, Вы просто очень любите самый, конечно, заслуженный, но лишь один конкретно взятый подплав. С хвоста - оса - это Wasp, потопленный I-19. Фирлинг, кроме прочего, был установлен на I-29 во время ее пребывания во Франции. Планер Фау-1 и реактивный двигатель для японской версии истребителя Ме-262, который назывался Kikka (оранжевый рассвет) - это, кроме прочего, груз I-29 в ее обратном рейсе из Германии в Японию. Наконец, Sawfish Алана Банистера - это американская ПЛ, потопившая I-29 на ее переходе из Сингапура в Японию (в Сингапуре выгрузили лишь чертежи и 20 шифрмашин "Энигма"). Упомянутыми здесь ПЛ I-19 и I-29 в разное время, но в обоих рассмотренных эпизодах, командовал один и тот же офицер, один из наиболее результативных подводников IJN. Его фамилия - Кинаси (Кинаши). Это и есть ответ

Nomat: Пипл, так чего насчёт кэптена? Неужели в военно-морской истории полно героических голых капразов?

Nomat: Ладно. Это J.G. Krommelin, начальник штаба RADM Henry Mullinnix'а (вообще, я не могу правильно прочитать эту фамилию). Когда в "Лиском Бэй" попала торпеда с I-175, Кроммелин мылся в душе и был, разумеется, абсолютно naked. Таким его и подобрал ЭМ сопровождения - но перед этим сэр Джон организовал спасение л/с штаба и экипажа корабля, прыгая по горящим руинам авианосца в костюме Адама. В результате он сварил себе пальцы на руках, поранил ноги и серьезно обжег, простите, задницу (это факт).

Андрей Рожков: Из воспоминаний военно-морского офицера Юрия Говорухина: “В 1964 году адмирал Касатонов меня спросил: ”Насколько Вы, как непосредственный хозяин атомных реакторов, уверены в их надёжной работе в течении предстоящей боевой службы?” Не знаю почему, но я ответил словами из популярного тогда фильма.” Воспроизведите его ответ.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаНет, Вы просто очень любите самый, конечно, заслуженный, но лишь один конкретно взятый подплав. каюсь, каюсь. Nomat пишет: цитатаС хвоста - оса - это Wasp, потопленный I-19. Фирлинг, кроме прочего, был установлен на I-29 во время ее пребывания во Франции. Планер Фау-1 и реактивный двигатель для японской версии истребителя Ме-262, который назывался Kikka (оранжевый рассвет) - это, кроме прочего, груз I-29 в ее обратном рейсе из Германии в Японию. Наконец, Sawfish Алана Банистера - это американская ПЛ, потопившая I-29 на ее переходе из Сингапура в Японию (в Сингапуре выгрузили лишь чертежи и 20 шифрмашин "Энигма"). Упомянутыми здесь ПЛ I-19 и I-29 в разное время, но в обоих рассмотренных эпизодах, командовал один и тот же офицер, один из наиболее результативных подводников IJN. Его фамилия - Кинаси (Кинаши). Это и есть ответ хорошая шарада, мне понравилась.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатамне понравилась Ну, я рад. Теперь гораздо проще. Встретились как-то в Атлантике три человека - одного из них звали так же, как и известного английского короля, никнейм которого имел отношение к зоологии; второго - как известного писателя, дом которого и поныне стоит в саааамом южном конце географического явления под названием Флорида-Кис; имя же третьего было таким же, как одна из частей полного имени ну ооооочень известного немецкого военачальника, имевшего некогда в русской армии фактически такой же статус, как и в прусской. В результате встречи все остались живы, но второй и третий потеряли свои корабли - второй на время, третий - навсегда. Кто эти люди?

Сидоренко Владимир: Для Nomat: Здравствуйте! Про Кинаси Вы хорошо придумали, но где Вы взяли этот перевод - "оранжевый рассвет"? С наилучшими пожеланиями.

Nomat: Сидоренко Владимир пишет: цитатаоранжевый рассвет Так это перевел Роберт Хакетт. Хотя blossom - это несколько о другом, я на свой страх и риск решил, что фактически речь идет о восходе. Или это дословно цветение апельсиновых деревьев? В Японии растут апельсины??? Вот этот текст: Three of the Japanese crew were blown clear of their doomed boat, and one of them managed to swim ashore to a small Philippine island and report on I-29's fate. The loss of the aircraft engines slowed the Japanese jet program, but their blueprints, flown to Tokyo, arrived safely. They were used immediately to develop the Nakajima Kikka ("orange blossom") based on the Me-262 and the Mitsubishi J8MI Shusui ("sword stroke") based on the Me-163. Вообще же я сделал вывод - с японским языком нужна простая альтернатива: или ты его знаешь, или ты занимаешься другими ТВД. Приедтся переехать в Атлантику

Nomat: Кстати, как по-японски будет "No sweat, people. Stay calm." Это "командир японского ЭМ" товарищ Хара сказал вслух, если верить амерам, на мостике своего корабля, когда попал под огонь "Хелены". Нет ли в японской литературе точной его фразы? Очень уж это не по-японски звучит.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаНу, я рад. Теперь гораздо проще. Встретились как-то в Атлантике три человека - одного из них звали так же, как и известного английского короля, никнейм которого имел отношение к зоологии; второго - как известного писателя, дом которого и поныне стоит в саааамом южном конце географического явления под названием Флорида-Кис; имя же третьего было таким же, как одна из частей полного имени ну ооооочень известного немецкого военачальника, имевшего некогда в русской армии фактически такой же статус, как и в прусской. В результате встречи все остались живы, но второй и третий потеряли свои корабли - второй на время, третий - навсегда. Кто эти люди? "We will rock you" Для меня это на самом деле особого труда не представляет , поэтому я пока не дам прямого ответа. может кто еще захочет разгадать. Но дам некоторые пояснения. Фамилию первого я один хрен не знаю, не моя специфика командиры английских крейсеров. Второй товарищ был обвинен пропагандой союзников в жестоком обращении с командами двух потопленных им судов, что на самом деле оказалось брехней. Он вел себя предельно корректно, за исключением того, что потопил эти суда. Его тезка писатель был большим любителем моря и ему очень нравилось загружать свою яхту гл. бомбами и биноклями. Третий вытекает вполне логично из первых двух, правда я не в курсе кто из прусских военачальников носил такое имя. Сразу же перехвачу инициативу и задам Вам контр загадку. Один из командиров кораблей, который принял участие в спасательной операции людей третьего Вашего персонажа был практически однофамильцем одного известного немецкого военного теоретика 19 века. Второй из командиров согласно его фамилии имел предка крестоносца или его пра-прабабка согрешила с неарийцем южного происхождения. Третий командир был тезкой французкого мужа Ярославны что скажете?

Nomat: Ну.. спасали-то они фактически подчиненных герра Лёдерса. поручик Бруммель пишет: цитатаВторой из командиров согласно его фамилии имел предка крестоносца или его пра-прабабка согрешила с неарийцем южного происхождения Я построил фразу как-то насчет печальной участи Дездемоны в связи с национальностью ее муженька поручик Бруммель пишет: цитатабыл практически однофамильцем одного известного немецкого военного теоретика 19 века суффиксы "зен" и "зевиц", хотя я не знаю немецкого, по-моему всё-таки не позволяют говорить об однофамильцах цитатаТретий командир был тезкой французкого мужа Ярославны Генрих? Вот в это не въехал, сорри. Кто это? Эккермана вроде звали Ганс, и я не понял, участвовала ли "турчанка" в спасательных работах? Или речь о потомках великого Цезаря?

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаНу.. спасали-то они фактически подчиненных герра Лёдерса. Хм., а я не знал фамилию командира судна снабжения. спасибо за инфо. С первыми двумя я вижу проблем не возникло, хотя они подошли уже позже и только снимали часть экипажей нас вою долю. Кстати если между суффиксами поставить слово "практически", то будет очень даже похоже. Nomat пишет: цитатаГенрих? Вот в это не въехал, сорри. Кто это? Эккермана вроде звали Ганс, и я не понял, участвовала ли "турчанка" в спасательных работах? Или речь о потомках великого Цезаря? А вот с третьим Вы забуксовали. А ведь он был непосредственным участником событий при потоплениии второго корабля. КАРЛ . "Турчанка" тоже непосредственно участвовала. Ганс вместе с карлом не смогли отправить на дно сестру первого англичанина. А то бы получился сьезд бриттов и готов в юж. части океана. Подчиненных будущего адмирала спасал тезка великого американского писателя. Затем он отдал по назначению и свалил на базу. Позже подошли Карл и Ганс , но тут появилась английская сестренка и все началось заново. Вызвали до кучи Мавра и почти однофамилеца великого теоретика и они разгрузили первых двух. Ну и потом 4 итальянские дамы подошли и все вместе всем союзническим коллективом домой поплелись. Все операции обошлись без жертв. Ну может теперь кто нибудь догадается о каких событиях идет речь?

поручик Бруммель: кстати ответ на загадку со скалой. Это снова Кречмер. приняв за судно он всадил торпеду в скалу. после чего отправил донесение . Вернувшись на базу он тут же был поздравлен Деницем с успехом. Кречмер ничего не понимал, что творится в штабе и почему такая эйфория. Когда ситуация прояснилась ржал уже Дениц , причем над Гебельсом. Потому что при принятии радиограмы с U-23 шифровальщики ошиблись и расшифровали "Felsen" (скала), как "Nelson", то бишь английский ЛК. естественно министерство пропаганды тут же раструбило, что немецкой лодке удалось торпедировать HMS Nelson. Такая вот история.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитата А то бы получился сьезд бриттов и готов в юж. части океана А, ясно. Спасибо. Кстати, интересный момент - одиночные КРТ и КРЛ (имея ввиду, не обеспеченные ПЛО лёгких сил) оперировали в этих случаях в маневренных районах немецких ПЛ. В общем-то здесь ПЛ были лишены возможности продуманно размещаться по прогнозируемым курсам целей, из-за такой свободы направлений. Вот что значит - открытый океан, где НК не стеснены фарватерами и рекомендованными курсами... Командира "Девоншира" звали Ричард Оливер, как король Ричард The Lionheart. А имя командира "Атлантиса", Бернгард, можно найти в полном дворянском имени Мольтке-старшего. Ну (если кому-то кроме нас интересно, а вдруг?), а командира U-126 Бауэра звали Эрнест, как и Хэмингуэя. В аллаверды г-на поручика - Клаузен, Мор, Мертен. Я вот думаю - может, это не очень удачная идея, такие шарады? Или они должны быть проще и одновременно изысканнее в деталировке?

Андрей Рожков: поручик Бруммель пишет: цитатаприняв за судно он всадил торпеду в скалу. Вот это я знал, а вот остальной инфой не владел, поэтому и не раскрутил вопрос.

поручик Бруммель: Nomat пишет: цитатаА, ясно. Спасибо. Кстати, интересный момент - одиночные КРТ и КРЛ (имея ввиду, не обеспеченные ПЛО лёгких сил) оперировали в этих случаях в маневренных районах немецких ПЛ. В общем-то здесь ПЛ были лишены возможности продуманно размещаться по прогнозируемым курсам целей, из-за такой свободы направлений. Вот что значит - открытый океан, где НК не стеснены фарватерами и рекомендованными курсами... В принципе ситуация в это время сложилась вокруг всей этой истории просто прелюбопытнейшая. . 4 октября КРЛ "Кения" топит судно снабжение "Кота Пенанг" до того, как оно успело встретиться с U-129 в точке рандеву. Англичане не стали подбирать людей со шлюпок и Клаузену пришлось (первому) начать спастельную операцию. Доставив спасенных в Эль Фероль, он уходит на базу во Францию. Как известно ни с Атлантиса ни с Питона англичане тоже не стали подбирать никого. Ну вообщем в этих случаях это был разумный шаг. Нас колько я помню англичане уже читали трехроторную Энигму и благодаря этому на оставшиеся суда снабжения началась охота. Охотники появлялись так где нужно и пускали на дно немцев. То что не подбирали экипажи, видимо обуславливется тем, что англы знали, что рядом могут находиться лодки, как это и было в случае с Атлантисом и Питоном. Они вполне разумно осторожничали, но кто ж из них мог знать, что беда их подкараулит в самом неожиданном месте. Если Кении , Дорсетширу и Девонширу удалось все сделать безнаказано, то четвертый охотник получил две торпеды в борт в самом неожиданном месте. Атлантис пошел на дно 22 ноября , а 24 -го свершилась законная месть и на дно пошел уже "Дюнедин". Вот уж чего не могли предположить в Адмиралействе, что этот бегун нарвется на товарища, который любил стрелять торпедами на большое растояние и причем попадал. То что Мор залепил две торпеды Дюнедин идущий на 18 узлах с расстояния более двух миль факт оказывается вполне закономерный. Есть примеры его удачной стрельбы и с 1.5 км и с 3.5 км. Сказалась школа Вильгельма Шульца. Но вот чего уж точно не ожидали на берегах Англии, то что у Мора окажется воистинну "золотой" инженер-механик Rolf Brinker, который сумел дать Мору возможность стрелять и попасть в КРЛ в тот момент, когда лодка была неисправна в управлении. Через две недели он стал по настоящему золотым , получив крест в золоте. Так что англичанам было чего опасаться несмотря на "открытый океан, где НК не стеснены фарватерами и рекомендованными курсами... " Такая вот история.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитаталодка была неисправна в управлении. А что за проблема? Мор не использовал ПУТС? поручик Бруммель пишет: цитатаТак что англичанам было чего опасаться несмотря на "открытый океан, где НК не стеснены фарватерами и рекомендованными курсами... " Боюсь, что это не умение - в данном случае это скорее просто удача. Ведь Dunedin заметил перископ и слез с северо-западных курсов, перейдя на зигзаг - был бы бортовой Walrus, как на остальных упомянутых кораблях, отследил бы и момент залпа. Бывает. Мору повезло, Ловетту - нет (кстати, Cruiser Operations' article утверждает, что ход крейсера был ок. 17 узлов). На самом деле я склонен считать теперь, что дальние торпедные попадания в те времена просто не могли быть расчитаны на 100% - именно расчитаны. В каждом из случаев был серьезный процент банального везения. Кстати, вот этот знаменитый выстрел Тагами (I-11) по "Хобарту" - когда я буквально недавно попытался проанализировать его в диалоге с Кингсеппом, который и заявил на сайте combinedfleet о том, что дистанция в момент залпа была ок. 10 миль, он ответил примерно следующее - I’ll check my sources, but where exactly did you get that 10nms range? Я и охренел - Author who told that it is the fact , говорю, is you, at least in cooperation with Mr. Hackett - и ссылку на сайт. Ответом было что-то вроде Hum... Короче, стандартная тип 95 мод.1, которыми была вооружена лодка, физически не могли пройти 10 миль на боевых режимах при исправной технике. Так что, похоже, это "трудности перевода" - Тагами обнаружил крейсер с такой дистанции и начал маневрирование, но стрелял с более, конечно, близкого расстояния - или, что менее вероятно, торпеда была неисправной и шла нештатным небольшим ходом, но в этом случае попадание представляется уже чистейшей халявой. Поэтому - нет ли точного состояния матчасти U-124 в момент залпа и схемы атаки с точными (более-менее) курсами

Сидоренко Владимир: Для Nomat: Здравствуйте! "orange blossom" - всё понятно. Отсюда и переводы "оранжевый" или "апельсиновый". Я одного не могу понять, как иероглиф кику, каким вообще записывается название этого самолёта, кто-то смог перевести, как "orange"? Это - хризантема. Т.е. кикка - "цветок хризантемы". А апельсины в Японии есть, но записываются другими иероглифами, и читаются тоже по другому. Ну и приведённая история создания "Кикка", хоть и каноническая, не вполне соответствует фактам. Американцы-с Что касается языка, то не обязательно перебираться в Атлантику , просто надо помнить, что перевод с японского на русский через американский может здорово подвести. Я лично, в спорных случаях, даже не берусь, давно убедился, что необходимо иероглифическое написание. Иначе - никак. За перевод слов Хара, уж извините, не возьмусь. Я конечно могу перевести дословно с английского на русский и так же дословно на японский, но получится ерунда. Уж очень "американская" фраза. Скорее всего слова Хара были заменены чем-то похожим по смыслу, но более "родным", что бы американцу легче читалось С наилучшими пожеланиями.

поручик Бруммель: Nomat Нет проблема была в заклиненных куском каната горизонтальных рулях и течи в манометре. По поводу схемы атаки нужно разбираться. Мор заметил крейсер когда тот перекладывал курс с N на NW. Для того чтобы атаковать лодка легла на курс W. Правда в книге Газавея говориться, что крейсер был замечен по правому борту. Далее они сближаются, но тут начинаются проблемы с манометром и рулями и лодка выскакивает на поверхность. Но на крейсере этого не замечают и ПЛ снова погружается на перескопную глубину. Затем в 12.50 на крейсере фиксируют перископ и меняют курс. В этот момент над лодкой теряют контроль и она ныряет. Мор соответсвенно не видит перемены курса. Куда повернул крейсер не пишут НИ В ОДНОМ ИСТОЧНИКЕ. По Газавею, когда Мор всплыл снова под перископ он увидел крейсер удалющийся от лодки со стороны ее кормы(!) Дальше я мало что начинаю понимать. Либо Газавей врет, либо Мор все таки совершил доворот в сторону удалющегося крейсера, но об этом довороте тоже НЕТ НИ ОДНОГО УПОМИНАНИЯ. Но то что доворот вполне возможно был , говорит то, что через три минуты полсе носового залпа Мор дает команду" Право руля . курс 70 градусов". Он решил выстрелить из кормовых торпедных. Но через 2 минуты и 23 секунды в КРЛ последовательно попадают две торпеды. То есть получается, что после того как крейсер изменил курс Бринкеру удалось совладать с лодкой и повернуть ее в сторону уходящему "Дюнедину", после чего Мор выстрелил. Это я к тому, что крейсер после изменения курса оказался за кормой лодки. Такое вот уравнение. Ваши варианты ? По поводу стрельбы и удачи. В то что Мору повезло, я не сомневаюсь, но удача там играла все таки меньшую роль, чем профессионализм. До того, как крейсер изменил курс после обнаружения перископа, он уже шел ЗИГЗАГОМ. Мору удалось разгадать действия капитана и рулевого "Дюнедина", но тут произошло это злосчастное погружение. Точное указание скорости КРЛ везде разное, обычно пишут 17 узлов, но ставят за этим знак вопроса. Мор определили скорость крейсера как 18 узлов. После поворота крейсера , мор все таки решил стрелять, основываясь на том, что торпеды попадут в цель , сели "Дюнедин" не изменит скорость. Это уже говорит о многом. Удача безусловно в то, что скорость осталось прежней, а в остальном твердый расчет коммандира и огромный опыт и профессионализм меха. По мимо этого в пользу профессионализма Мора безусловно можно расположить тот факт, что из 3 торпед попали в цель 2 и при этом 1 -я попала в середину "Дюнедина", а вторая в кормовую. Так, что не повезло тут Ловетту, а Мор расчитал все верно. В то что Мор отлично владел техникой стрельбы по достаточно быстрым целям говорит, так же пример от 21 марта 1942 года, когда он в догонку стрелял по америкосовскому танкеру "Атлантик Сан" с расстояния в 3600 метров и попал. Торпеда шла к цели 3 минуты 21 секунду. Третий пример с греком "Mount Parnes" 12 мая 1942 года во время атаки конвоя ONS-92 он торпедировал его с растоянии 1500 метров, торпеды шли к цели 1 минуту 56 секунд. А Топп с такого расстояния обычно мазал. Еще один кирпичик за Мора - дело в том, что Вилли Шульц, который воспитал таких товарищей как Мор, Хардеген, Хенке, Чеха и до кучи навозной Хирзакера , отличался весьма большим умением стрелять торпедами. Поэтому его ученики в основном все стали кавалерами РК и отличались подобными ему манерами стрельбы. А U-124 под руководством Шульца и Мора наколотила : 46 ships sunk for a total of 219.178 GRT 2 warships sunk for a total of 5.775 tons 4 ships damaged for a total of 30.067 GRT и стала 4-й по результативности немецкой ПЛ за войну. Так что Мор полагался в случае с "Дюнедином" не только на удачу.

Андрей Рожков: Nomat пишет: цитатаЯ вот думаю - может, это не очень удачная идея, такие шарады? Немного не так. На данной ветке прошёл мини-чемпионат по спортивному «Что?» «Где?» «Когда?», только вместо командного соперничества был личный зачёт. Спортивная версия от телевизионной отличается приблизительно так же, как уличные бои без правил от аналогичного телешоу. В спортивном «Что?» «Где?» «Когда?» одна из команд задаёт вопросы, а остальные отвечают. Потом, вопросы задаёт другая команда. У нас соревнование начал господин «Рипалс», затем подключились другие, а в финал вышли «Ноиат» и «поручик Бруммель». Nomat пишет: Я вот думаю - может, это не очень удачная идея, такие шарады? Да нет, это одна из разновидностей вопросов. Называется «логическая многоходовка». Nomat пишет: Или они должны быть проще и одновременно изысканнее в деталировке? Вы правы, нет предела совершенству. С уважением, чемпион Белоруссии 1998, участник чемпионата мира 2003.

поручик Бруммель: Nomat Держите до кучи. Может это поможет прояснить загадку маневрирования ПЛ и КРЛ. Выдержка из отчета лейтенант - коммандера Ватсона ( старшего из выживших на "Дюнедине") " On 24th November DUNEDIN was proceeding at 15 knots speed of advance, course 287 deg, carrying out a search under the orders of C. in C. S.A. for a suspected enemy supply ship in the area 0deg-5deg N, 25deg-30deg W. Weather was fine, wind southerly, force 3, sea silent, moderate southerly swell, visibility excellent. At about 1250 G.M.T. the loft lookout, A.B. Moore who survived, reported a ship. Course was altered to 230deg, the bearing on which the ship was sighted, and speed increased to 18 knots, speed of advance 16 ½ knots, 25deg continuous swing zig-zag. Moore then reported that the object sighted was apparently the single mast of a ship, and that he had lost sight of it and was unable to pick it up again. The conclusion was drawn that the object sighted had been either a submarine which had since submerged, or a surface craft which had observed DUNEDIN’s approach and had turned away at a greater speed than hers. DUNEDIN’s speed was not further increased, on account of the need for saving oil fuel. At 1326 G.M. T. DUNEDIN was struck by a torpedo on the starboard side near the seamen P.O’s mess, and after a short interval, variously estimated at between 6 and 15 seconds, by a second torpedo which struck on the starboard side abreast the Wardroom flat. It has been impossible to ascertain the extent of the damage sustained by the hull, as the ship took a list of about 15deg to starboard immediately after the first impact, and this list increased to about 35deg within 5 minutes. It was observed, however, that the explosion from the second torpedo had torn up the Quarterdeck, dislodged No 6. 6” gun, and blown off the port propeller, the bare shaft of which could be seen as DUNEDIN finally turned onto her beam ends. " (с) Если нужно, то могу выслать весь отчет на мыло.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаМор заметил крейсер когда тот перекладывал курс с N на NW. Для того чтобы атаковать лодка легла на курс W. Насколько я понял, с лодки КРЛ был обнаружен на юго-западных пеленгах, не суть, по какому КУ. Курс цели - NW. Mohr sighted Dunedin to his north east sailing a north west course. Это соответствует тому, что крейсер был обнаружен по правому борту, если Мор находился на южных курсах, что в принципе подтверждается генеральным направлением его движения - на свидание с "Питоном", который был потоплен значительно южнее параллели Фритауна. Далее, предположим, что кэптен Ловетт, приняв доклад о перископе на небольших КУ правого борта (пока пользуемся такой схемой - крейсер лежит на NW, лодка - на W и она находится северо-восточнее, перископ замечают грубо говоря по правой скуле крейсера), отворачивает влево, на SW. Но в этом случае поражение корабля носовым залпом (обе торпеды попали в правый борт) может быть обусловлено лишь его ооочень широким зигзагом (что и объясняет относительно невысокую скорость), ибо если бы углы обнаружения перископа были бы ближе к правым траверзу или раковине, попасть в правый борт после такого отворота было просто нереально. Кроме того, поворот на курс 70 градусов (фактически - разворот) и дает примерно это направление движения "Данедина" - ок. 230-250 градусов, SWW. Находясь на W и расчитывая на попадание в крейсер, когда он на зигзаге вновь ляжет на что-то близкое к NW, Мору не было необходимости никуда доворачивать, но нужно было достаточно точно угадать точку правого поворота крейсера на северо-западный галс зигзага. Молодец, угадал. Теперь предположим, что отворот крейсера был не влево, а вправо - НА перископ, где-то на курс 30-45. В этом случае двигающийся на W Мор действительно обнаружит КРЛ на кормовых КУ своего левого борта, и но для атаки ему пришлось бы разворачивать лодку на SE, и уж совсем невероятен приказ о покладке на курс 70 градусов для использования кормовых аппаратов. Так что Ловетт вряд ли повернул на перископ. Хотя надо бы увидеть карту, конечно. Но в целом - да, атака хорошая. Не без lucky kiss, но в целом умно. Хотя я бы сказал, что командирское везение было не в этом, а в том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время - и встретить там относительно безалаберный британский крейсер. Это уж никак не просчитаешь, увы.

Nomat: поручик Бруммель пишет: цитатаCourse was altered to 230deg Не смотрел сайт, когда писал ответ, сорри. Но так и есть - он повернул влево, с 287 на 230. Плохо, что сигнальщик не сообщил bearing & range цели.



полная версия страницы