Форум » Вторая мировая война » Торговое судоходство в период ВМВ(август 1939-сентябрь 1945) » Ответить

Торговое судоходство в период ВМВ(август 1939-сентябрь 1945)

Ольга: Уважаемые участники форума? Имеются ли какие-нибудь сведения о том, как советские пароходы преодолевали Балтику, Атлантику и Средиземное море (то есть ТВД) в период между 1 сентября 1939 и 22 июня 1941 года? Были ли случаи атак и нападений на суда? Или гражданского судоходства СССР в тех районах не было? Заранее спасибо!

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 All

Barrett: 13 декабря 1939г. нем. ПЛ U-57 (командир - Клаус Корт) потопила в Атлантике эстонский транспорт "Мина" (приписан к J. Michelmann & J. Adamson & Co, Пярну). Из 17 человек экипажа никто не спасся. Не уверен, стоит ли считать это судно советским. Больше никаких данных у меня нет.

Рамзес: Ольга попробуйте найти мемуары командира Лембита Матиясевича , он в мае 1940 принимал в Голландии караван купленной там обслуги (буксиры - плавкран был) и "попал под раздачу" когда немцы страну брали - в целом момент по переводу каравана описан очень неплохо и кое - что полезное думаю найдете по интересующему вопросу

Kieler: Barrett пишет: Не уверен, стоит ли считать это судно советским. Думаю, стоит считать его эстонским...

Barrett: Kieler пишет: Думаю, стоит считать его эстонским... А вот, например, у Ровера (в отичие от убоат.нет) оно проходит как советское...

Kieler: Barrett пишет: А вот, например, у Ровера (в отичие от убоат.нет) оно проходит как советское... Понятное дело: какая тому Роверу разница... Все, что восточнее Варшавы - Россия... Все остальное - незначительные подробности, недостойные внимания просвещенного европейца...

Рамзес: Вообще - то оффициально эти республики вошли в состав Союза лишь летом 40 , а некоторые их пароходики под своими флагами на западе еще и в 41 бегали - ну а насчет Минны , гляньте на Миррамаре - основное там есть

Гайдукъ: Ольга пишет: Имеются ли какие-нибудь сведения о том, как советские пароходы преодолевали Балтику А вспомните как в ноябре 1939 года с Севера на Балтику Красина гнали. Рядышком шёл как приманка-торпедолов ТР "Комсомол". Вот так и ходили с риском для жизни - толи немецкая мина оборонительных заграждений то ли финская торпеда ( в период Зимней войны естественно). Из за отсутствия большого тонажа на балтике СССР в данный период использовал суда Прибалтийские пароходств. Государства были независимы и как следствие потому через Ленинградский порт на их плечи легло до 60% от обьема вывоза-ввоза. Это было и раньше. Уже с 20-х годов суда этих республик были частыми гостями в наших портах. Более того часть советского экспорта -импорта шла через Лиепаю и Таллин так как мощьностей Ленинградского порта не хватало для всеувеличующихся обьемов советского импорта-экспорта. А что касается количества судового состава данных государств то со всей ответственностью заявляю вам что оно было достаточным более 120 вымпелов у Эстонии и Латвии и чуть более десятка у литвы (ей и того хватало) и ето не считая парусно-моторных и парусных шхун водоизмещение которых зачастую достигало 500-600 брт. Рамзес пишет: республики вошли в состав Союза лишь летом 40 , а некоторые их пароходики под своими флагами на западе еще и в 41 бегали -но тут дополнить почти нечего. У меня есть несколько фотографий первого подьема красных флагов на эх Латвийских судах -дотированы июлем-августом 1940 года.

nord: Уважаемая Ольга! Поскольку СССР была нейтральной страной. то на бортах (правом и левом) судов были нарисованы флаги СССР с белой полосой. Посмотрю фото и выложу на форум. С уваженим, nord.

Ольга: nord пишет: Уважаемая Ольга! Поскольку СССР была нейтральной страной. то на бортах (правом и левом) судов были нарисованы флаги СССР с белой полосой. Посмотрю фото и выложу на форум. С уваженим, nord. Спасибо!

Barrett: Есть еще сведения об эстонских судах, которые кроме упоминавшегося Mina стали жертвами атак немецких ПЛ: Дата атаки Судно 24.сен 1939    Hanonia - захвачано U-34 в качестве приза, переделано в минзаг 06.дек 1939    Agu - потоплено U-31 13.дек 1939    Mina - потоплено U-57 03.фев 1940    Reet - потоплено U-58 11.фев 1940    Linda - потоплено U-9 11.май 1940    Viiu - потоплено U-9 30.июн 1940    Merkur - потоплено U-26 06.июл 1940    Vapper - потоплено U-34 09.июл 1940    Tiiu - потоплено U-34 12.июл 1940    Merisaar - захвачано в качестве приза, но до порта не дошло - было потоплено немецким же самолетом 13.окт 1940    Nora - потоплено U-103

Barrett: Также в указанный период - между 1 сентября 1939 и 22 июня 1941 года - было потоплено одно латвийское 25.янв 1940    Everene - потоплено U-19 и одно литовское судно 17.ноя 1939    Kaunas - потоплено U-57

Barrett: Как мы видим, одним из двух лидеров в потоплении нейтральных прибалтийских судов является уроженец города Риги , являвшийся в то время командиром U-9 будущий прославленный орденоносец Вольфганг Лют

Гайдукъ: Barrett пишет: 24.сен 1939 Hanonia - захвачано U-34 в качестве приза, переделано в минзаг Не проясните по данному судну. К сожалению мне о нем нечего не известно -кто когда-чье-кому. Barrett пишет: уроженец города Риги являвшийся в то время командиром U-9 будущий прославленный орденоносец Вольфганг Лют -харошее наблюдение сам бы некогда не додумался сопоставить эти факты.

Гайдукъ: Barrett пишет: 11.фев 1940 Linda - потоплено U-9 - у меня он значится латышом : 12.июл 1940 Merisaar - захвачано в качестве приза, но до порта не дошло - было потоплено немецким же самолетом - U-99- отправлен в Бордо далее по тексту. : 13.окт 1940 Nora - потоплено U-103 - Посмотрел Нора только tyg (Ланге и сын) - проясните если можно о кораблике-больно интересно.

Barrett: Гайдукъ Все взято отсюда Hanonia http://uboat.net/allies/merchants/43.html Linda http://uboat.net/allies/merchants/241.html Nora http://uboat.net/allies/merchants/589.html Merisaar http://uboat.net/allies/merchants/420.html Гайдукъ пишет: харошее наблюдение сам бы некогда не додумался сопоставить эти факты сам удивился, когда обнаружил. Как известно, сей великий муж и другими нейтралами не брезговал.

Barrett: Гайдукъ Вот еще какой интересный момент - про Ханонию. Вот цитатка со страницы по вышеупомянутой ссылке: On 6 Feb, 1940, the Hanonia was commissioned in the Kriegsmarine as Schiff 11/Ulm Я сейчас вспомнил про одну статью. Авторы Николай Баженов, Сергей Патянин_“Ультра” против “Ульма”. Там тоже упоминается минзаг "Ульм": ...Когда в ноябре 1937 года в Данциге было спущено на воду быстроходное рефрижераторное судно “Рапиде”, его создатели вряд ли задумывались о том, что их детищу будет уготована необычная судьба. Внешне это был типичный “банановоз” - двухпалубный теплоход с протяженным полубаком, надстройкой в средней части и одной трубой. В следующем году оно было передано компании “Норддойче Ллойд” и приписано к порту Бремен. Получив новое имя “Ульм”, до начала войны транспорт успел несколько раз сходить в Южную Америку, а 18 марта 1940 года был реквизирован военно-морским командованием, переименован в “Шифф 11” и поставлен на переоборудование во вспомогательный минзаг... а вот опять про Ханонию, всо оттуда же, с убоат: In October 1900, launched as Russian Alexey Gorianow for Kertch Metallurgical & Mining Co, Kertch. Суда, судя по всему, все-таки разные. Получается, что практически одновременно в немецком флоте были сразу два Schiff 11/Ulm? Только убоатовский "Ульм" пропал без вести где-то в Норвегии, а его однофамилец пал жертвой "Ультры" Забавно, правда?

Гайдукъ: Barrett Достойный ресурс. Спасибо. Вот что значит совсем не интересоваться немецким флотом.

Гайдукъ: Barrett пишет: Вот еще какой интересный момент - про Ханонию. А история она всегда так ответы только на каждый второй вопрос. Но Патянина поспрошаем.

Kieler: Barrett пишет: Получается, что практически одновременно в немецком флоте были сразу два Schiff 11/Ulm Ulm был один, а вот Schiff 11 - в самом деле два... Причем, одновременно. Некоторые подробности тут

Barrett: Гайдукъ пишет: Достойный ресурс. Спасибо. Всегда пожалуйста. Гайдукъ пишет: Вот что значит совсем не интересоваться немецким флотом. Нельзя объять необъятное - зато Вы вон как в прибалтийских вопросах рубите, да и не только в них. А я, наоборот, интересуюсь практически только немецким флотом, в основном ПЛ. Пока, по крайней мере, времени только на это хватает. Kieler пишет: Ulm был один, а вот Schiff 11 - в самом деле два... Причем, одновременно. Некоторые подробности тут Спасибо - действительно, очень интересный момент. Как сказал поэт, "О сколько нам открытий чудных..." При случае, папаше Роверу привет передавайте.

Barrett: Kieler пишет: Ulm был один Кстати, если мы верим Роверу, то получается, что тогда ярл Не-помню-как-его, который на uboat.net главный, ошибается, говоря: On 6 Feb, 1940, the Hanonia was commissioned in the Kriegsmarine as Schiff 11/Ulm

Cyr: Barrett пишет: ярл Не-помню-как-его Скорее ярл Сами-знаете-кто . Гудмундур Хельгасон. Он конечно человек известный, но там целая команда работает. За раздел по успехам немецких ПЛ отвечает Райнер Кольбиж (Rainer Kolbicz).

Kieler: Barrett пишет: Кстати, если мы верим Роверу, то получается, что тогда ярл Не-помню-как-его, который на uboat.net главный, ошибается Можно, конечно, ему написать, там есть форма для исправлений / дополнений... Но, по опыту - реакция очень небыстрая... :)

Scharnhorst: Barrett пишет: Получается, что практически одновременно в немецком флоте были сразу два Schiff 11/Ulm? Нет. Было два "Шифф-11", но одно носило название "Ханония", другое - "Ульм". "Ханония" в "Ульм" никогда не переименовывалась. Путаница, очевидно, возникла именно из-за того, что оба были Шифф-11

Barrett: Scharnhorst пишет: Путаница, очевидно, возникла именно из-за того, что оба были Шифф-11 Очевидно. Наверно, поэтому, чтобы избежать дальнейшей путаницы, потом Ханонию переименовали в Шифф-111. Если, конечно, верить господину Райнеру Кольбижу: On 2 Apr, 1940, the vessel was recommissioned as Schiff 111 Cyr пишет: Гудмундур Хельгасон. Спасибо. Я записал себе на листочке - чтобы не забыть. :) Kieler пишет: Но, по опыту - реакция очень небыстрая... :) Так ведь старенький он. :) Хотя там в Германии старички бодрячком держатся - на зависть нашим.

Kieler: Barrett пишет: потом Ханонию переименовали в Шифф-111. Если, конечно, верить господину Райнеру Кольбижу Отчего ж ему не верить... :) Правда, Ровер дает несколько "более другую" (с) историю: уже 24.3. из-за низкой скорости (6 уз) исключен и под обозначением Schiff 111 переведен на верфь Штюлькен, 27.3. минное оборудование передано на Schiff 4 ("Wandrahm"). 2.4. вновь введен в строй как Schiff 111 для участия в "Учениях на Везере", но (!) под торговым флагом (ИМХО - ахинея какая-то (с) - Ф.Сумкин). 9.4. приходит в Берген, камуфляж снимается, ставит 4 минных заграждения у входа в порт. 11.4. в снежный шквал при постановке МЗ садится на скалы в Соерфьорде, повреждает винт, тем не менее смогла дотянуть до берега Киркебухт, где посажена на мель. 12.4. пробоина заделана, пароход осушен, отведен в Берген, исключен, экипаж и оборудование переданы на бывш. норв. ЗМ "Uller" и форпостенбот "VP 221". Интересно, что 27.4. призовой суд в Гамбурге признал "Ханонию" законным призом, после чего она уже официально была зачислена в качестве минзага в состав флотилии обороны Бергена... 27.6. впервые в списке захваченных судов появляется запись "Подорвался на мине и затонул", но без каких-либо подробностей. Самое позднее с начала 1941 "Ханония" не является больше "Шиффом 111". 9.7.1942 передана службе заграждения Бергена в качестве склада мин. Дальнейшая судьба неизвестна. Вся инфа с вышеприведенной ссылки...

vvy: Kieler пишет: Дальнейшая судьба неизвестна Ходят смуные слухи типа: в 1945 г. затонул в западной части Балтийского моря. Кстати, буквально на днях встретил такое его обозначение: Schiff II и Schiff III, т.е. с римскими цифрами. Глюк?

Гайдукъ: Barrett пишет: я, наоборот, интересуюсь практически только немецким флотом, в основном ПЛ. Пока, по крайней мере, времени только на это хватает. И это наверное правильно-я для себя давно усвоил лучше знать одно на 5 чем много на 3. Но как бы то оно ни было хочеш того не хочеш появляются пограничные темы. А вообще - Супер. класно мы пробежались по пароходику с интересной судьбой потому возьму на себя смелось запостить еще одно судно с интересной судьбой (прошу прощения за название так как у себя держу пароходы в папках тех стран которые мне интересны -прибалты., а тут его можно подавать и как латыша и как литовца да и других флагов не меньше.) «ПРУССИЯ» (Prussia) . Пароход. Построен в 1903 г. на судоверфе Caledon Scipbuilding & Engineering Co.(Ltd), в Dundee, Шотландия. Зав. № 170. Водоизмещение 1905 brt, 1190 nrt (1833брт), 3100 dwt. Машина мощностью 191 л.с. Спущен на воду в сентябре месяце, для судоходной компании “Lewisport Co” в Dundee. Первичное название “Lewisport”. 4 марта 1904 г. судно переуступлено судоходной компании “Leonhardt & Blumberg” в Гамбурге. Пароход под немецким флагом получил название “Charlotte Blumberg”. 10 июня 1914 г. судно приобрели Louis Jahn и Carl Wiese в Клайпеде.В то время оба были пайщиками в компании A.H.Schwedersky Nachaf., в Клайпеде. 1 августа 1914 г. после начала 1МВ между Россией и Германией, пароход находился под погрузкой в Кронштадте и царским правительством был объявлен военным трофеем. Уже 28 августа царский ВМ Флот перенял судно в свое распоряжение, оно получило обозначение “M“ (Myselete) и зачислено в транспортно- вспомогательный флот ВМФ. В 1918 г. морской капитан порта Клайпада Proft в Кронштадте опознал пароход “Prussia”. Тогда удолось убедить советские власти в том, что царское правительство незаконно присвоило указанное судно и оно должно быть возвращено действительным владельцам. С несколькими членами команды капитан Proft, не имея практически угля вывел пароход “Prussia” в море, после удачного перехода судно достигло порта Клайпеда. В 1919 г. в Клайпеде пароход был переоборудован в плавучий госпиталь, долгое время он стоял в порту без действия под флагом Красного Креста. Осенью того же года по требованию Антанты судно было передано англичанам. Судоходная компания, которой принадлежало теперь судно, под английским флагом стало использовать его для плавания между Английей и портами Северной Америки. В 1922 –1923 г.г. после долгих переговоров в Париже, на основании того, что Клайпедский край больше не принадлежит Германии, и что он, Клайпедский край находится под французским управлением от Антанты, судно “Prussia” было возвращено владельцам A.H.Schwedersky Nachaf., в Клайпеде. Английская судоходная компания заплатила истинным владельцам неустойку за пользование судном (Timecharter). До 1925 г. судно ходило под литовским флагом, пока в том же году оно не было, Carl Wiese (A.H.Schwedersky Nachaf.) продано итальяноской компании S.H.Biscoe & Geraci, в Катаньи.Под итальянским флагом судно получило назвавние “ Trinacria”. В 1928 г. судно у итальянцев купил A.Берзиньш & Co “Gaida” S.S. Co.,Ltd.,Mgrs в Риге. 26 октября под латвийским флагом оно получило название “Ausma”. 12 декабря 1939 г. с грузом леса “Ausma” через минные заграждения Gjedser-a в сопровождени военного корабля зашла в Киль, 15 декабря судно отбуксировали в Гамбург, где 26 января судно и груз были объявлены военнным трофеем. Только 5 мая 1940 года немецкими властиями судну было разрешено выйти в море (они же заплатили капитану парохода неустойку в размере 68.710 Рейхс марок за нанесенный ущерб). В августе 1940 г.после присоединения Латвии к СССР, судно, которое находилось в порту Бремена , было национализировано и зачислено в морское пароходство Сов.Латвии (как и 5 литовскиих морских судна). Пароход, только 12 июня 1941 г. официально поднял флаг СССР. 15 июня “Ausma” с грузом зашла в порт Stettin , 19 июля немецкие власти сообщили, что судно не сможет выйти в море, т.к. у них вызывают сомнения судовые документы. После начала ВОВ судно было обявлено военным трофеем, часть экипажа интернирована. KMD – Kriegsmarine- Dienststelle в Stettin-e передало судно в ведение рейхскоммисара PHB (Prizen-Hof-Berlin) в Берлине. 10 июля по распоряжению рейхскомисара по судоходству, судно было уступлено фирме “Horst Oldendorf в Danzing-e для дальнейшей его эксплуатации. 10 августа того же года судно было переименовано в “Kaethe” на нем поднят немецкий флаг. 13 июня 1942 г. с грузом руды, судно к востоку от о-ва Рюген, в районе г. Засниц подорвалось на оставленной советской под.лодкой мине и затонуло. Место гибели парохода “Prussia” : 54° 31' N, 13° 53,5' E.

Гайдукъ: И как говорится бей своих чтоб чужие боялись. Вчитайтесь в биографию судна. Непонятки одна на другой и третей поганяют. «СТЕФАНИЯ» (Stephanie) 1923-1935 Пароход. Постороен в 1909 г. на судоверфе Nöscke & Co., в Stettin, Германия. Водоизмещение 757 brt. Завод. № 180. Date of completion:12.09.1909 г. Owner as Completed:W.Sprenger & H.Schmaeling,Memel. Первичное название “Stephanie”. 1909-1920 г. хозяин Eduard Krause и со-хозяин Henry Schmaeling в Клайпеде. Судно под немецким флагом. 1920-1923 г хозяин остается один Eduard Krause. Судно ходит под флагом Клайпедского Края. 1923-35 г. судно уже под Литовским флагом. 1935-39 г. новый хозяин Carl Krol & son, из Seattle. Судно переименовано в “Evellyn Marion” англ C.Kroll & Son флаг Панамский. 11 ноября 1939 г.- новый хозяин Otto Lindholm из Копенгагена. Судно осталось под Панамским флагом, но переименовано в UKO (панам O.Lindblom). В 1939 г.судно ходило под панамским флагом, но с немецким экипажем. 6 сентября 1939 г. капитан сообщил Kriegsmarine Dienstelle – Hamburgm-e, что с грузом леса из Выборга (Финляндия) он направляется в Английский порт Shoreham. 12 сентября судно было задержано немецким разведывательным катером и сoпровождено в Swinemünde, а от туда с конвоем на борту в Stettin, где было разгружено, т.к. груз предназначался Англии, немцы объявили его своим трофеем. (Груз из Финляндии в Англию на датском судне с немецким экипажем под панамским флагом???) Капитан за затраченное время получил от немцев компенсацию в размере 5.159 RM а сам пароход отпущен (Ну немца можно понять -аглицкий груз - стукнет своим мож крест дадут или денег отвалят но судно то как -то трофей то отпущен???) 19 декабря 1939 г. судно в 32 милях к востоку от Шотландского берега было потоплено немецким бомбардировщиком, несмотря на то,что большая часть экипажа были немцы (И пилоту наверняка в заслуги поставили и крест дали а сколько бы еще капитан мог рейсов сдать??). Координаты гибели судна “Stephanie” 58° 30' N, 2° 00' E. Прошу прощения за коментарии - хочется просто услышать в ответ другие.

Cyr: Очень интересно! Гайдукъ пишет: оно получило обозначение “M“ (Myselete) Это "Мыслете". Русские транспорты на балтике обозначались буквами старославянского алфавита.

Гайдукъ: Cyr пишет: Это "Мыслете". Русские транспорты на балтике обозначались буквами старославянского алфавита. Дык я это и написал но аглицким шрифтом. Прошу прощения что ввел этим в заблуждение. Вот фотографийку бы толковую где роздобыть за любой период службы так сказать для общего представления ??

Barrett: Kieler пишет: форпостенбот "VP 221" Форпостенбот – можно ли это перевести как «сторожевой катер»? vvy пишет: буквально на днях встретил такое его обозначение: Schiff II и Schiff III, т.е. с римскими цифрами. Глюк? Думаю, что это простая визуальная ошибка - ведь это очень похоже на Schiff 11 и Schiff 111 Я вроде бы не встречал у немцев цифровых обозначений латинскими цифрами. Гайдукъ пишет: лучше знать одно на 5 чем много на 3 До отличников в этом вопросе мне как до Китая... сейчас мой уровень - твердая тройка. Гайдукъ пишет: возьму на себя смелось запостить еще одно судно с интересной судьбой Да, у иных кораблей судьба покруче, чем у людей – например, Ваша “Prussia” Попробуем кратко изложить биографию страдалицы - впрочем, кратко не получится. Итак, судно шотландской постройки покупается немцами, а через 10 лет становится собственностью литовской компании. После чего реквизируется царским правительством как военный трофей. Затем уже советские власти возвращают его действительным владельцам. Далее оно используется Антантой и снова возвращается владельцам, которые продают его итальянской компании. Через какое-то время оно становится латвийским. Потом его уже немцы объявляют военным трофеем, но почему-то впоследствии возвращают владельцам. Однако практически тут же судно национализируется и зачисляется в морское пароходство Советской Латвии. И опять оно становится немецким военным трофеем и на нем поднят немецкий флаг. И в конце концов многострадальная “Prussia” подрывается на советской мине. Занавес. Вот еще какой вопрос возник Kieler пишет: Интересно, что 27.4. призовой суд в Гамбурге признал "Ханонию" законным призом Гайдукъ пишет: 15 декабря судно отбуксировали в Гамбург, где 26 января судно и груз были объявлены военнным трофеем. Только 5 мая 1940 года немецкими властиями судну было разрешено выйти в море (они же заплатили капитану парохода неустойку в размере 68.710 Рейхс марок за нанесенный ущерб). Гайдукъ пишет: 12 сентября судно было задержано немецким разведывательным катером и сoпровождено в Swinemünde, а от туда с конвоем на борту в Stettin, где было разгружено, т.к. груз предназначался Англии, немцы объявили его своим трофеем. Капитан за затраченное время получил от немцев компенсацию в размере 5.159 RM а сам пароход отпущен ??? Получается, что далеко не всегда захваченное судно автоматически становилось собственностью 3 рейха. кто же принимал окончательное решение - неужели пресловутый призовой суд в Гамбурге?

Гайдукъ: Barrett пишет: сейчас мой уровень - твердая тройка. -не скромничайте. Barrett пишет: кто же принимал окончательное решение - неужели пресловутый призовой суд в Гамбурге? И самое интересное в том что случаев когда суда отпускали много а проследить на основании чего принимальсь решение признать трофеем или отпустить лично мне удается. Может выть на основании отношения груза к военному сырью.

Barrett: Гайдукъ пишет: не скромничайте Не буду Гайдукъ пишет: а проследить на основании чего принимальсь решение признать трофеем или отпустить лично мне удается. Может быть, кто-то из корифеев просветит нас ???

Сумрак: Barrett пишет: Я вроде бы не встречал у немцев цифровых обозначений латинскими цифрами. Вспомогательные крейсера первоначально писались HSK III, IХ. Уже потом заменили на арбские цифры, при чем без всякого объяснения.

Kieler: vvy пишет: Кстати, буквально на днях встретил такое его обозначение: Schiff II и Schiff III, т.е. с римскими цифрами. Глюк? На Мирамаре? ;) Думаю, в этом случае - глюк. vvy пишет: Ходят смуные слухи типа: в 1945 г. затонул в западной части Балтийского моря. У Гренера тоже - Балтика под вопросом, дата неизвестна...

Kieler: Barrett пишет: Форпостенбот – можно ли это перевести как «сторожевой катер»? Скорее - вспомогательный сторожевой корабль... Barrett пишет: Я вроде бы не встречал у немцев цифровых обозначений латинскими цифрами. Сумрак пишет: Вспомогательные крейсера первоначально писались HSK III, IХ. Уже потом заменили на арбские цифры, при чем без всякого объяснения. Прорыватели МЗ первоначально тоже обозначались римскими цифрами. После формирования флотилий взамен групп (1.7.1940) римские цифры заменили арабскими.

Scharnhorst: Kieler пишет: Скорее - вспомогательный сторожевой корабль... Можно без слова "вспомогательный", ибо других у немцев не было

Олег: Barrett пишет: Я вроде бы не встречал у немцев цифровых обозначений латинскими цифрами. В совсем древние времена миноносцы обозначались.

Kieler: Мобилизованные ЗС имели римские цифры, и, похоже, не меняли их на арабские... А те, которые классифицировались сетевыми тендерами - наоборот, изначально несли арабские... Короче, не было порядка...



полная версия страницы