Форум » Вторая мировая война » Руководящие документы ВМФ СССР-продолжение3 (БУ ВМФ-45) » Ответить

Руководящие документы ВМФ СССР-продолжение3 (БУ ВМФ-45)

АВЩ: ПРИКАЗ Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР 4 декабря 1945 г. № 500 г. Москва Содержание. Об утверждении и введении в действие Боевого Устава Военно-Морского Флота Союза ССР 1945 г. (БУ-45) 1. Утвердить и ввести в действие Боевой Устав Военно-Морского Флота Союза ССР 1945 г. (БУ-45). В связи с тем, что опыт войны еще недостаточно изучен, считать Устав в течение 1946 г. временным. 2. Командующим флотами потребовать от командиров соединений, офицерского состава штабов соеди-нений и командиров кораблей (частей) тщательного изучения Устава в процессе применения его в боевой подготовке и на основе имеющегося опыта войны; в случае необходимости внесения изменений и дополнений к Уставу представить свои соображения и предложения к 1 октября 1946 г. 3. К 1 января 1947 г. переиздать Устав как постоянный документ. 4. Указания Устава применять строго сообразуясь с обстановкой. 5. Временный Боевой Устав Морских Сил РККА 1937 г. (БУМС-37) отменить. Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал флота КУЗНЕЦОВ

Ответов - 140, стр: 1 2 3 4 All

АВЩ: 2. Противоминная оборона базового района 324. Задача противоминной обороны базового района возлагается на ОВР ВМБ. Основой используемых для этой цели сил являются дивизионы тральщиков. Для обнаружения мин соединению ОВР придаются самолеты, снабженные специальной аппаратурой. Кроме того, привлекаются корабли дозора, посты СНиС, радиолокационные и гидроакустические станции. 325. План ПМО базового района разрабатывается штабом ОВР ВМБ и утверждается командиром базы. План ПМО должен предусматривать: — систему протраливания фарватеров и маневренных районов; — порядок производства контрольного траления фарватеров; — организацию противоминного наблюдения в районе фарватеров за самолетами, подводными лодками и катерами противника; — защиту тральщиков во время работы от нападения самолетов, подводных лодок и легких сил противника; — резерв тральщиков для проводки за тралами выходящих и возвращающихся в базу кораблей и для очистки от мин фарватеров, загражденных противником; — навигационное обеспечение плавания по фарватерам и ведение на основании всех данных подробной карты минной обстановки района. 326. Система фарватеров должна обеспечивать возможность, в случае постановки противником мин на одном-двух фарватерах, выхода и возвращения кораблей в базу другими фарватерами. Исходя из этого должно планироваться и траление фарватеров. 327. Систематическое траление должно производиться ежедневно в светлое и темное время суток и перед приходом кораблей в базу и выходом из нее. Тралением должна предусматриваться возможность встречи с минами всех образцов, которые по условиям обстановки могут быть применены противником. Система траления и принимаемые меры маскировки должны не позволять противнику обнаружить расположение фарватеров наблюдением с самолетов и подводных лодок. Участок моря, в котором найдены мины, закрывается для плавания и может быть открыт вновь только после полного очищения его от мин и производства контрольного траления.

АВЩ: 328. В районах, ближайших к базе, корабли независимо от производства систематического траления проводятся, как правило, за тралами, хотя бы против наиболее опасного в данном случае образца мин. Наблюдение за постановкой мин с самолетов производится: — постановкой в наиболее ответственных участках района специальных плавучих средств для наблюдения и определения мест сброшенных самолетами мин; — освещением самолетов с берега прожекторами; — использованием радиолокаторов для фиксирования сбрасывания самолетом мин. Места падения, сброшенных самолетами мин должны обследоваться контрольным тралением. 329. Наблюдение за плавающими минами должно вестись всеми кораблями, плавающими в базовом районе, а также и всеми береговыми постами. Обнаруженные плавающие мины должны уничтожаться средствами ОВР в кратчайшее время. 330. Плавание в районе по протраленным фарватерам должно быть обеспечено навигационными средствами, не нарушая скрытности расположения фарватеров. 331. Управление ПМО базового района осуществляется командиром ОВР через его штаб. Руководство противоминной обороной на отдельных участках возлагается на командиров подразделений, выделенных для систематического траления в этом участке. Для проводки кораблей за тралами должны назначаться быстроходные тральщики, которые образуют специальные подразделения. 332. За техническую подготовленность, снабжение и обученность тральщиков несет основную ответственность, как правило, флагманский минер ОВР ВМБ (бригады траления).

АВЩ: 3. Противоминная оборона удаленного от баз района 333. ПМО в удаленном от базы районе осуществляется силами бригады траления и приданными кораблями охранения, а также взаимодействующими с ними силами дозоров и разведывательной авиации. 334. План ПМО удаленного от баз района составляется штабом тралящего соединения на основании директивы командующего МОР (флота).Особое внимание при планировании долж; но быть обращено на обеспечение прикрытия тральщиков от нападения на них воздушных и корабельных сил противника, на соблюдение скрытности траления, а также на навигационно-гидрографическое оборудование района. 335. Командир соединения, с целью предотвратить внезапное нападение противника на тралящие корабли, обязан организовать разведку и дозорную службу на подходах к району траления. Для отражения атак с воздуха на тралящие корабли должно быть предусмотрено воздушное прикрытие. 4. Прорыв минного заграждения 336. Форсирование минного заграждения является задачей, требующей большого времени на свою подготовку и выполнение, а также точности в проведении тральных работ. При необходимости форсирования минного заграждения для выхода кораблей в море или возвращения их, в неотложных случаях, траление должно проводиться решительно, всеми наличными средствами. 337. Для целей прорыва минного заграждения должно быть организовано маневренное соединение — отряд прорыва заграждения, имеющий в своем составе, как основные силы: тральщики всех категорий, специальные мин- ные прорыватели, сторожевые катера и катера дымзавесчики. Для производства минной разведки и бомбометания придаются авиация и катера. Борьба с противодействием противника обеспечивается поддерживающими кораблями (катерами) и авиацией.

АВЩ: Командиром маневренного соединения назначается, как правило, командир бригады траления. 338. Прорыв минного заграждения в условиях светлого или темного времени суток может иметь место как форсирование заграждения противника, созданного и обороняемого им, так и форсирования своего минного заграждения для прохождения через него своих кораблей, если этого потребует обстановка. 339. Выполнение прорыва в зависимости от характера задачи и местных условий производится, как правило, в форме протраливания и обвехования фарватера на всю глубину заграждения с последующей проводкой кораблей по фарватеру за тралами или в форме форсирования минного заграждения при одновременной проводке кораблей за тралами. 340. Штаб отряда прорыва, планируя прорыв минного заграждения, должен разработать план прорыва заграждения, предусматривающий следующие этапы: — минную разведку, имеющую целью определить направление прорыва, для чего необходимо установить глубину заграждения, плотность минных заграждений, тип мин и определить границы загражденного района; минная разведка производится с помощью аэрофотосъемки и тральщиками (с малой осадкой), оборудованными специальной гидроакустической аппаратурой; — разрежение минного заграждения, проводимое в намеченном направлении прорыва по¬средством бомбометания акватория прорыва с самолетов и сторожевых катеров, с обязательным ориентировочным обвехованием; — форсирование минного заграждения, осуществляемое после разрежения минного заграждения на выбранном направлении прорыва эшелонным порядком специальными кораблями — минными прерывателями, с прикрытием их от мин малого углубления, и затем тральщиками.

АВЩ: 341. Ввиду сложности взаимодействия разнородных групп, входящих в состав отряда прорыва, и маневрирования большого количества кораблей, при прорыве минного заграждения — четкое согласование действий должно быть обеспечено штабом соединения и проверено проведением специальных игр и тактических учений. При этом личная договоренность между командирами групп имеет большое значение. 342. Действия отряда прорыва и всех сил, взаимодействующих с ним при форсировании заграждений, определяются боевым наставлением, разработанным штабом отряда прорыва на основе решения командира его, по результатам минной разведки и разрежения заграждения, и включающим следующие указания: — выбор средств для прорыва (тралы, прорыватели и тралящие корабли для форсирования заграждений и проводки кораблей за тралами); — построение боевого порядка для форсирования заграждения; — строй, маневрирование, осуществляемое во время траления; — последовательность выполнения тральных работ; — боевое обеспечение траления; — свертывание тральных работ. 343. Командир соединения в период форсирования заграждения находится среди боевого порядка соединения, как правило, между первым и вторым эшелонами тральщиков, управляя прорывом заграждения и направляя движение прорывателей и последующих колонн тральщиков в зависимости от результатов форсирования. 344. В условиях, допускающих возможность противодействия противника с моря или с берега, прорыв минного заграждения должен быть обеспечен соответствующим прикрытием, что выполняется, как правило, надводными кораблями, самолетами-дымзавесчиками и авиационной ударной группой. 345. После форсирования минного заграждения с непосредственной проводкой кораблей (транспортов) за тралами проложенный фарватер расширяется до установленных норм для систематического пользования им.

АВЩ: Ж. ПОСТАНОВКА ЗАГРАЖДЕНИЙ В МОРЕ 1. Основы постановки заграждений 346. Постановка заграждений в море преследует цель создания условий, облегчающих действия нашим морским силам и затрудняющих действия противнику. Для заграждения используются мины, сети и боны. В отдельных случаях в узкостях применяется затопление судов. 347. В зависимости от цели и условий обстановки постановка заграждений подразделяется на: — постановку позиционного заграждения, осуществляемую с целью увеличения устойчивости обороны района в своей операционной зоне, в системе заграждений на минно-артиллерийской позиции; — постановку комбинированных минно-сетевых заграждений противолодочного рубежа или боновых заграждений в узкостях; — постановку активного заграждения, имеющего целью нанести противнику ущерб потоплением его кораблей и транспортов с временным стеснением его действий в загражденном районе. Как правило, постановка этого заграждения выполняется в пределах операционной зоны противника и состоит в основном из мин, выставляемых в линиях или банками; реже для этой цели используются сети; — затопление судов на фарватерах и в узкостях. 348. Постановка заграждений надводными кораблями и подводными лодками выполняется, как правило, скрытно. Постановка мин самолетами производится иногда открыто — демонстративно, для ограничения действий противника в используемом им районе и отвлечении его сил на тральные работы.

АВЩ: 2. Постановка позиционного заграждения 349. Командиром маневренного соединения, выполняющего постановку позиционного заграждения, назначается, как правило, командир соединения кораблей, непосредственно ставящих заграждение. Ему подчиняются корабли и самолеты, назначаемые для прикрытия и охранения основных сил, и в зависимости от обстановки в районе действий его поддерживают базовая авиация и береговые батареи. Командир соединения обязан, поддерживать связь с силами, выполняющими разведку на театре, и организовать своими силами наблюдение в районе постановки с целью своевременного получения сведений о противнике. 350. В соответствии с характером задачи, продолжительностью ее выполнения и. ожидаемым противодействием противника, из сил, приданных для обеспечения постановки, создаются отдельные группы боевого порядка, командирами которых назначаются старшие из командиров соединений или кораблей, участвующих в обеспечении постановки заграждения. 351. На основании решения командира соединения штаб разрабатывает план постановки заграждения. Планом должно быть предусмотрено: — производство контрольного траления необходимых фарватеров и района постановки заграждения; — производство поисков подводных лодок противника в тех же районах; — выделение необходимых сил и средств непосредственно для постановки заграждения; — обеспечение времени, необходимого на постановку заграждения, а также на повторную приемку боезапаса, переход и возвращение в базу, при постановке позиционного заграждения по частям; — меры боевого обеспечения постановки заграждения (разведка, дозор, охранение, мас-кировка); — организация уничтожения плавающих мин; — навигационное обеспечение для достижения точности постановки; — боевой порядок соединения при выполнении постановки; — организация управления соединением во время постановки заграждения; — действия на случай тумана и помех противника. 352. Задачи кораблям и частям ставит командир соединения в боевом приказе на постановку заграждения (на основе директивы Командующего Флотом). Детали постановки указываются в инструкции на постановку. Таблицей условных сигналов должны быть предусмотрены распоряжения для действий участвующих в постановке кораблей при встрече в море с противником. При постановке позиционного заграждения, отдельными группами соединения, действующими раздельно, штаб соединения, как правило, составляет плановую таблицу постановки заграждения. 353. На обязанности начальника штаба соединения лежит обеспечение своевременной подачи на корабли требуемых средств заграждения и руководство их приемкой. Флагманский минер соединения обязан обеспечить специальную подготовку личного состава для использования соединением выставляемых средств заграждения.

АВЩ: 3. Постановка активного заграждения 354. Командиром маневренного соединения, выполняющего постановку активного заграждения, назначается, как правило, командир соединения, выполняющего основное обеспечение постановки заграждения от противодействий противника. Для усиления соединения и прикрытия с воздуха ему придаются необходимые корабли и самолеты. 355. Постановка заграждения выполняется в зависимости от конкретной обстановки надводными кораблями, подводными лодками или самолетами. Надводные корабли ставят наиболее мощные заграждения, но требуют обеспечения их силами флота. Подводные лодки ставят мины скрытно в глубине обороны противника и, как правило, на предварительно выявленных ими же фарватерах противника. Самолеты используются для постановки мин в глубине обороны противника вплоть до его внутренних рейдов. 356. Для нанесения противнику максимального ущерба активные постановки заграждений, как правило, производятся скрытно. В зависимости от принятого решения боевой порядок соединения предусматривает наличие передового отряда, по своему составу достаточного для вытеснения или отвлечения из района постановки сил противника. 357. На основании решения командира соединения штаб разрабатывает план постановки заграждения. Особое внимание в нем должно быть уделено вопросам обеспечения точности знания места поставленного заграждения. Типовым распорядительным документом является боевое наставление на постановку заграждения. 358. Помимо основного варианта постановки заграждения должны быть разработаны запасные варианты на случай невозможности осуществления первого варианта.

АВЩ: 3. ОБОРУДОВАНИЕ РАЙОНА НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ 1. Основы оборудования района 359. Навигационно-гидрографическое оборудование района действий имеет целью обеспечить необходимую точность плавания своих кораблей и полеты своей авиации при выполнении ими боевых задач. В то же время оно должно быть недоступно для использования в этих же целях противником. Навигационно-гидрографическое оборудование осуществляется установкой специальных сооружений на берегу (створные знаки, радиомаяки, прожектора) и средств, выставляемых на воде (вешки, буи, плавучие маяки). Управление всей системой навигационно-гидрографического оборудования осуществляется манипуляторным отрядом и пунктами. 360. По характеру выполнения задачи различаются: — постановка навигационно-гидрографического оборудования в прибрежном районе, про- изводимая с целью обеспечения безопасности плавания в прибрежном районе в течение длительного периода времени; — постановка навигационно-гидрографического оборудования в удаленном от баз районе моря, производящаяся преимущественно для обеспечения отдельных боевых действий флота в удаленном от своего побережья районе. 361. Постановка оборудования производится как специальными гидрографическими судами, так и выделяемыми для этой цели боевыми кораблями. 362. Постановка оборудования проводится, как правило, скрытно. За выставленным оборудованием должен быть организован постоянный контроль, обеспечивающий нахождение на месте навигационных знаков, правильную работу всех средств ограждения и соответствие его изменяющимся условиям обстановки. Должно быть предусмотрено снятие выставленного оборудования по окончании обеспечиваемых им боевых действий.

АВЩ: 2. Навигационно-гидрографическое оборудование в прибрежном районе 363. Оборудование в своем прибрежном районе выполняется, как правило, гидрографическими кораблями. Боевое обеспечение гидрографических работ осуществляется силами, выделяемыми МОР (ВМБ). Командование образованной маневренной группой возлагается на специально-назначенного начальника. Безопасность судов во время постановки обеспечивается системой дозорной службы и батареями береговой артиллерии. Командир группы обязан заблаговременно получить от штаба МОР (ВМБ) указания по боевому обеспечению. 364. На основании директивы командующего МОР (ВМБ) командир группы разрабатывает план постановки. Особое внимание в плане должно быть уделено скрытности постановки, введению противника в заблуждение и обеспечению безопасности от нападения противника тихоходным судам при работе их в удаленных от баз районах. 335. Штаб ВМБ обеспечивает своевременную готовность и погрузку на корабли выставляемых средств оборудования.

АВЩ: 3. Навигационно-гидрографическое оборудование в удаленном от баз районе моря 366. Постановка оборудования в удаленном от своего побережья районе моря производится, как правило, подводными лодками или быстроходными надводными кораблями. В отдельных случаях эти корабли, обеспечивая боевые действия кораблей и. авиации флота, могут сами служить маячными кораблями. 367. Руководство постановкой оборудования возлагается на командира группы кораблей, выполняющих эту постановку. 368. Планируя постановку оборудования, командир группы должен предусмотреть прикрытие ставящих оборудование кораблей на случай обнаружения их противником и меры, обеспечивающие точность постановки оборудования. 369. Задачи участвующим в постановке кораблям командир группы ставит в боевом приказе на постановку средств оборудования. Документом, дополняющим боевой приказ, является плановая таблица (плановая схема), показывающая последовательность выполнения отдельных частных задач. Распоряжения для действий группы при встрече с противником во время выполнения задачи должны быть предусмотрены в таблице условных сигналов.

АВЩ: ПЕРЕХОД СОЕДИНЕНИЯ МОРЕМ 1. Основы перехода морем 370. Переход маневренного соединения совершается для выполнения им определенной задачи. С учетом этой задачи и ожидаемой обстановки на пути производятся расчеты для организации походного движения. Переход должен быть организован так, чтобы прибыть в назначенное место к назначенному сроку в наибольшей готовности к выполнению предстоящих задач. 371. Соединение на переходе подвергается опасности от атак воздушных сил, подводных лодок и надводных кораблей, а также угрозе подрыва кораблей на минах. Это вызывает необходимость организации на переходе всех видов обороны, соблюдения скрытности выхода и движения в готовности соединения к быстрому нанесению ударов противнику при встрече с ним. 372. Характер перехода может быть различным в зависимости от состава сил соединения, совершающего переход. Переход соединения надводных боевых кораблей характерен быстротою движения и гибкостью управления, благодаря скученности и натренированности личного состава кораблей в совместном плавании, а также большой самостоятельностью частей соединения в отношении их обороны на походе. Конвоирование транспортов характеризуется ограниченной скоростью их хода, отсутствием у них прак-тики в совместном плавании и перестроениях, а также в пользовании средствами внутриэскадренной связи и, кроме того, необходимостью усиленного охранения транспортов. Эскортирование подводных лодок выполняется надводными кораблями и авиацией, обеспечивающими безопасность движения соединения (группы) подводных лодок. Эскортирование подводных лодок производится лишь в пределах особо опасных для них районов. Подводные лодки при угрозе со стороны атакующих самолетов или надводных кораблей имеют возможность погружаться. Это создает своеобразие в расчетах и организации перехода такого соединения.

АВЩ: 373. Переход может совершаться как всем соединением одновременно — в общем походном порядке, так и отдельно следующими отрядами в самостоятельных походных порядках и одиночными кораблями. Движение в общем походном порядке является наиболее часто применяемой формой перехода. Оно позволяет осуществить более полно активную оборону от нападений всех родов сил противника, обеспечивает соединению большую боевую устойчивость при встрече с противником и упрощает связь с отдельными кораблями (частями) на переходе. Но при совместном движении всех кораблей соединения труднее сохранить скрытность перехода и своих намерений. При этом также затрудняется управление движением соединения. Движение несколькими самостоятельными отрядами позволяет лучше маскировать свой замысел, обеспечивает большую гибкость управления внутри каждого отряда, но осложняет управление всем соединением в целом. Способность к обороне каждого отряда при таком движении ослабляется, вследствие отсутствия близкой поддержки. Движение одиночными кораблями, разными курсами или последовательно один за другим, в наибольшей степени маскирует как самый факт перехода соединения, так и намерения командира соединения. Поскольку оборона отдельных кораблей и их боевая устойчивость ниже, чем при первых двух формах перехода, основой обеспечения такого перехода является скрытность движения кораблей. Управление соединением в целом при таком движении осложняется рассредоточением кораблей на значительном пространстве. Переход с боем планируется и совершается, когда требуется преодолеть заранее известное, организованное противником, противодействие на пути следования кораблей. 374. Условия видимости и погоды во время перехода могут изменяться. Это обязывает при планировании перехода предусмотреть участки пути, проходимые днем и ночью, формы походного порядка в тумане и в штормовую погоду и маневрирование при перестроении из одного походного порядка в другой.

АВЩ: 375. Обеспечение перехода достигается рядом мер, принимаемых как силами самого соединения, так и распоряжением штаба флота (МОР, ВМБ). Меры, принимаемые самим соединением, состоят в производстве разведки, в организации охранения и самообороны частей соединения и кораблей. Штабом флота (МОР, ВМБ) для обеспечения перехода должны быть организованы систематическое наблюдение и борьба с действиями противника, угрожающими безопасности совершающего переход соединения, а также оповещение его об этих действиях противника. Командир соединения должен своевременно запросить командующего МОР (ВМБ) о всех специальных мерах, в которых он нуждается для обеспечения перехода. 376. Походный порядок соединения (в том числе и при движении одиночными кораблями) определяется поставленными каждой группе сил приказом на переход боевыми задачами и в соответствии с этим взаимным расположением групп.

АВЩ: 2. Переход соединения надводных боевых кораблей 377. Переход соединения надводных боевых кораблей обеспечивается силами основного соединения и приданными ему, для непосредственного охранения, кораблями и частями, а также взаимодействующими силами. 378. Основные силы сопровождаются в море походным охранением, задачей которого является усиление всех видов обороны основных сил. Прикрытием с воздуха основным силам обеспечивается безопасность от нападения с воздуха. В стороны более вероятной встречи с противником, как правило, выдвигаются передовые отряды или дозоры, задачей которых является задержка сил противника с целью обеспечения основным силам возможности перестроения в боевой порядок или уклонения от боя. С целью оградить себя от неожиданных действий противника и иметь возможность своевременно реагировать на его намерения, штабом соединения организуется с помощью своих и взаимодействующих сил разведка. Походный порядок соединения должен быть построен с расчетом на быстрое занятие исходного положения, требуемого планом выполнения последующей задачи, для которой и совершается переход, а также с учетом необходимых мер эффективной обороны соединения от всех возможных видов нападения противника. 379. Противовоздушная оборона осуществляется путем организации: наблюдения и оповещения на всех кораблях соединения; отражения атак самолетов зенитным огнем кораблей и истребитель-ной авиацией непосредственного прикрытия; ударов взаимодействующих воздушных сил по авиации противника на ближайших к району перехода аэродромах и перехвата ее в воздухе.

АВЩ: 380. Походный ордер каждой группы должен обеспечивать круговое наблюдение за воздухом как техническими средствами, так и визуальное. 381. Расположение кораблей дальнего и ближнего охранения должно отвечать требованию создания наиболее эффективной огневой зенитной защиты охраняемых кораблей. 382. Соединение должно быть обеспечено истребительной авиацией от ударов с воздуха: вблизи своих берегов — истребителями с береговых аэродромов; в удаленных районах — истребителями с авианосцев, при отсутствии последних—самолетами других видов авиации, обладающими достаточной огневой мощью. Для усиления ПВО при обнаружении крупных атакующих воздушных сил противника должен быть предусмотрен резерв истребительной авиации, находящейся в готовности к вылету с аэродрома или авианосца. Командир соединения должен постоянно знать, на какие силы прикрытия с воздуха он может рассчитывать, и учитывать это, принимая решения, при изменении в обстановке. Для спасения экипажей сбитых самолетов должны быть выделены отдельные корабли.

АВЩ: 383. Противолодочная оборона соединения требует: организации наблюдения за подводными лодками в опасных зонах; оповещения об обнаружении подводных лодок; преследования обнаруженных лодок; принятия мер, затрудняющих лодкам атаки (движение повышенной скоростью, переменными курсами, по малым глубинам и т. п.). 384. Для охранения основных сил от атак подводных лодок должны назначаться корабли, имеющие гидроакустические и радиолокационные станции. Из них образуются, как правило, две противолодочные завесы. Дальнее охранение образует непрерывное гидроакустическое наблюдение за подводными лодками в пределах всего опасного сектора атак подводных лодок. Корабли ближнего охранения должны располагаться с расчетом обнаружения и атаки подводных лодок про-тивника на дальности их торпедной стрельбы от охраняемых кораблей. Расположение и маневрирование их не должны допускать прорыва за их линию подводных лодок противника. Преследование обнаруженных подводных лодок должно продолжаться до тех пор, пока для охраняемых кораблей минует опасность атаки их преследуемой лодкой. 385. Построение кораблей в каждой, группе походного порядка должно обеспечивать свободу маневра при уклонении от атак подводных лодок, от самолетов и от торпед.

АВЩ: 386. Командир соединения должен использовать сведения МОР (ВМБ) о минах и организовать наблюдение за минами, а в особо опасных районах — контрольные поиски мин кораблями и самолетами или проводку основных сил за тралами. 387. Организация отражения атак торпедных катеров и миноносцев противника требует, чтобы на каждом корабле дальнего и ближнего охранения, а также и основных сил были назначены сектора наблюдения и отражения атакующих торпедных катеров и миноносцев. 388. В темное время суток особое внимание штаба соединения должно быть обращено на обеспечение безопасности от внезапных атак противника, что достигается скрытностью движения, жестким ограничением применения средств связи, хорошо организованной системой наблюдения, соответствующим построением походного порядка и готовностью оружия к немедленному действию. На всех кораблях в походном порядке должно быть организовано круговое наблюдение, визуальное и техническими средствами, по всему горизонту, и с помощью гидроакустических средств — за толщей воды. 389. Штаб соединения при подготовке решения на переход должен: — произвести расчет движения соединения по этапам перехода; — предусмотреть необходимое боевое обеспечение и соответствующее построение походного порядка соединения; — разработать план боя на случай встречи с противником; — определить требуемое материальное обеспечение перехода и, в случае необходимости, дополнительную приемку топлива и боезапаса в море; — предусмотреть необходимые дополнительные указания (на случай тумана, отрыва отдельных кораблей, на разведку и т. п.).

АВЩ: 390. Командиром соединения отдается приказ на переход. В нем указывается: ожидаемая обстановка на переходе, конечная цель перехода, задачи кораблям и частям на первый этап движения. Приказ дополняется инструкцией на переход, в которой указываются сектора наблюдения за воздухом и горизонтом в ордере основной группы сил, сектора обстрела противокатерной артиллерии и другие детали обеспечения перехода. 391. Разработанный штабом и утвержденный командиром соединения план боя на случай встречи с противником сообщается командирам кораблей и частей устно или в виде отдельного боевого наставления. 392. При переходе соединения несколькими раздельно следующими отрядами штаб соединения должен составить плановую таблицу перехода. В ней должны быть указаны маршруты по этапам движения, контрольные рубежи, рандеву и т. п. 393. Назначая рандеву, штаб должен его организовать, что достигается указанием: — места встречи, — времени встречи (в период от — до), — кто с кем встречается, - румбов подхода (границы секторов), — порядка оповещения о подходе каждой присоединяющейся группы и обмена опознавательными, — курса и скорости хода после встречи.

АВЩ: 394. Выход соединения из базы должен обеспечиваться рядом мер, выполняемых силами ВМБ, с привлечением сил охранения соединения. План выхода соединения из базы разрабатывается штабом соединения, в соответствии с чем штабом ВМБ разрабатывается план обеспечения выхода соединения, предусматривающий: - производство траления, - организацию наблюдения за фарватерами после траления, — производство поисков подводных лодок, — усиление воздушного охранения в районе. — производство разведки в море на подходах к базе и по пути следования соединения, — сопровождение соединения силами охранения базы в пределах наиболее опасного района. Организация приема базой соединения должна предусматривать аналогичные меры и в дополнение к ним организацию опознавания и встречи базовыми силами следующего в базу соединения.

АВЩ: 3. Конвоирование транспортов 395. Задачей конвоирования транспортов является обеспечение им безопасности движения от воздействий противника. Конвой включает в свой состав и транспорты и конвоирующие их боевые корабли. 396. Командиром конвоя назначается, как правило, старший из командиров соединений или кораблей, выделенных для конвоирования транспортов. Ему подчиняются командир отряда транспортов и корабли дальнего и ближнего охранения; поддерживают его самолеты (ПВО и ПЛО), выделяемые для обеспечения перехода, корабли, выполняющие разведку на театре, и посты, ведущие наблюдение. Уязвимость конвоя требует для обеспечения его от нападений противника выделения на угрожаемое направление сил прикрытия — корабельных и авиационных. 397. В зависимости от характера угрожаемой конвою опасности путь движения его должен быть разбит на участки и, соответственно роду опасности на каждом из них, особо должен избираться походный порядок. 398. Для осуществления противовоздушной обороны должно быть организовано круговое наблюдение с помощью радиолокаторов так, чтобы оно обеспечивало обнаружение самолетов противника на расстоянии, позволяющем своевременно поднять с авианосцев или береговых аэродромов истребительную авиацию. Построение транспортов и кораблей охранения должно обеспечивать наиболее эффективную зенитную защиту транспортов.

АВЩ: 399. Малая скорость движения конвоя требует организации кругового наблюдения за погруженными подводными лодками вблизи конвоя и за лодками, маневрирующими в надводном положении в более удаленных от него зонах. Это достигается организацией, помимо наблюдения с кораблей охранения (ближнего и дальнего), систематических поисков подводных лодок вокруг конвоя самолетами как днем, так и ночью. 400. Штабом соединения должен быть разработан на данный переход порядок взаимодействия авиации ПЛО с кораблями охранения для уничтожения обнаруженной лодки. 401. Противолодочная оборона не должна ослабляться при наступлении темноты. С помощью радиолокаторов корабли и самолеты должны продолжать наблюдение за подводными лодками, маневрирующими в надводном положении, а с помощью гидроакустических установок — за лодками, маневрирующими в подводном положении. Командир конвоя обязан дать кораблям и самолетам указания по освещению подводных лодок, обнаруженных в надводном положении, и о применении корабельной артиллерии по ним, а также о преследовании погруженных лодок. 402. Штаб соединения должен разработать порядок замещения в охранении мест кораблей, вышедших из ордера, для преследования обнаруженной подводной лодки, и организацию охранения отстающих транспортов. 403. Особое значение имеет использование конвоем предупреждений о грозящей ему подводной опасности, получаемых в порядке оповещений по флоту обработанных данных оперативной разведки. 404. Отражение атак легких сил выполняется силами конвоя непосредственно. Отражение нападения на конвой крупных кораблей противника осуществляется при помощи сил прикрытия конвоя. 405. Особые меры должны быть приняты к обеспечению скрытности движения конвоя. Радиопереговоры транспортов и кораблей должны быть запрещены и приняты меры к тщательному затемнению, а днем — к бездымности кораблей и транспортов. 406. Штаб соединения при подготовке решения на конвоирование транспортов должен предусмотреть действия транспортов при различных вариантах ожидаемого нападения противника (атаки самолетов, подводных лодок — днем и ночью, надводных кораблей). Для спасения поврежденных транспортов должны быть выделены корабли.

АВЩ: 407. В соответствии с принятым командиром конвоя решением штаб разрабатывает боевое наставление на конвоирование транспортов для данной обстановки перехода и таблицу условных сигналов, содержащую распоряжения для действий кораблей при различных вариантах встречи с противником. 408. Штаб соединения должен разработать и согласовать в штабе ВМБ или со старшим морским начальником план выхода конвоя из порта его формирования, с учетом мер его обеспечения. 409. Командир конвоя должен избрать свои командный пункт на время перехода там, где он сможет лучше управлять соединением при обеспечении безопасности конвоирования транспортов. 4. Эскортирование подводных лодок 410. В эскортировании подводных лодок возникает необходимость, когда они по тем или иным причинам (мелководье, минная опасность, ограниченный запас времени) лишены возможности преодолеть самостоятельно создаваемое противником сопротивление их движению на переходе. Задачей эскортирования подводных лодок является обеспечение безопасности их движения от воздействия противника и своевременного прибытия их в назначенное место. 411. Руководство эскортированием возлагается директивой Командующего Флотом или МОР на командира подводного соединения или на командира ВМБ. Командиром эскорта назначается старший из командиров соединений надводных кораблей, входящих в состав эскорта. На время эскортирования командиру эскорта подчиняются совместно следующие с ним подводные лодки; он управляет на месте боя взаимодействием их с эскортом и с поддерживающими группами авиации. От подводных лодок и авиации выделяются в его распоряжение офицеры связи. Командир соединения подводных лодок, назначенный руководить эскортированием подводных лодок, или командир ВМБ, обязан подготовить лодки к переходу. Свой командный пункт он, как правило, имеет на берегу.

АВЩ: 412. В отдельных случаях, при обеспечении массового выхода или возвращения подводных лодок, кроме непосредственного эскортирования подводных лодок, проводятся специальные меры, вынуждающие к пассивности на это время авиацию противника, его подводные лодки и надводные корабли или обеспечивающие без¬опасность плавания от мин (специальное траление). 413. Ближним охранением эскорт должен обеспечивать подводным лодкам противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону. Дальним охранением должны дополняться те же виды обороны и обеспечиваться противоминная оборона группе подводных лодок и ближнему охранению. Прикрытием с воздуха достигается наиболее эффективная ПВО эскорта и подводных лодок на переходе. Воздушным дозором обеспечивается предупреждение соединения о приближении надводных кораблей противника. Для поддержки эскорта выделяются надводные корабли и авиационная ударная группа. 414. Штаб соединения подводных лодок, или штаб ВМБ, совместно с командиром эскорта разрабатывает план, боевое наставление на эскортирование подводных лодок и таблицу условных сигналов. Наставлением должны быть предусмотрены: — начальная и конечная точки эскортирования; — система рандеву подводных лодок с эскортирующими силами; — скорости хода по отдельным этапам движения, с учетом возможного погружения подводных лодок; — меры обеспечения походного движения (разведка, траление, дозор, охранение); — походный порядок соединения на переходе; - порядок управления при нахождении лодок в надводном и подводном положении и использование средств связи; — действия на случай тумана.

АВЩ: 415. Корабль, на котором находится командир эскорта, должен быть обеспечен средствами надежной связи с погруженными подводными лодками, а также с самолетами. 416. Рандеву подводных лодок с кораблями эскорта, как правило, назначается на светлое 184 время. При этом должны быть предусмотрены: — меры, исключающие опасность для своей лодки быть атакованной лодкой противника при длительном ожидании подхода своих кораблей; — меры, понижающие возможность для надводных кораблей подставить себя под атаку неприятельской лодки, находящейся в этом же районе. 417. Порядок выхода и возвращения подводных лодок в базу должен быть согласован заранее со штабом ВМБ, для проведения необходимых мер безопасности плавания подводных лодок в районе базы. К таким мерам относятся: траление фарватеров, производство поиска подводных лодок противника, усиление воздушного охранения в районе на время, перехода лодок, производство разведки в районе базы.

АВЩ: К. СТОЯНКА СОЕДИНЕНИЯ НА РЕЙДЕ I. Основы организации стоянки 418. Во время стоянки на рейде корабли соединения могут подвергаться разнообразному воз-действию противника. Это обязывает командира соединения принять меры, обеспечивающие кораблям безопасность от атак противника, сохраняя при этом возможность выполнения ими задачи стоянки. 419. Условия стоянки соединения могут резко разниться между собой по степени обеспечения ее местными силами и средствами. Стоянка в базе позволяет использовать для защиты кораблей от атак противника имеющуюся в данном районе организацию противовоздушной, противолодочной, противокатерной и противоминоносной, а также противоминной обороны, сухопутную оборону и караульные части ВМБ для охраны со стороны берега. Пониженная за этот счет боевая готовность соединения может быть использована для выполнения кораблями и частями соединения других задач, связанных со стоянкой в базе. Стоянка на рейде вне базы требует от командира соединения организации обороны своими силами и средствами. Вследствие этого из состава соединения должна быть выделена часть сил для организации сторожевого охранения (ближний дозор) и разведки, а остальные корабли и части должны находиться в повышенной боевой готовности. 420. В зависимости от условий обстановки корабли соединения или располагаются все вместе в пределах ограниченного акватория, где им обеспечивается наиболее действительная защита от атак противника, или рассредоточиваются и маскируются в пределах значительного участка побережья, используя изрезанность береговой черты.

АВЩ: 421. Система обороны стоящего на рейде соединения должна предусматривать: — организацию наблюдения в морском секторе за воздушным, надводным и подводным противником, а со стороны берега — за воздушным и наземным противником; — отражение всех возможных в данном случае видов нападения противника при различных условиях обстановки; — преследование противника; — ликвидацию последствий нападения.

АВЩ: 2. Стоянка в базе 422. Стоянка соединения в базе должна обеспечивать наилучшие условия для выполнения задачи стоянки и удобство обороны при нападении противника, а также возможность быстрого выхода и построения в боевой порядок для ведения боя при отражении нападения на базу крупных надводных сил противника. При стоянке в главной и тыловой базе преимущество отдается требованиям размещения кораблей (частей) для удобства выполнения задачи стоянки, при стоянке в передовой базе — требованиям боевой готовности. 423. Расстановка кораблей производится в соответствии с планом выполнения ими задач стоян-ки, утвержденным командиром базы, и с учетом обеспечения от неожиданных нападений противника с включением его в общий план обороны ВМБ. 424. Командир соединения по приходе в базу должен получить указания командира ВМБ об участии кораблей и частей соединения в отражении нападения на базу сил противника и выяснить порядок охранения кораблей и частей соединения со стороны берега, а также наличие и готовность аварийно-спасательных средств базы.

АВЩ: 425. Командир соединения по приходе соединения в базу обязан отдельными приказания¬ми: — информировать корабли и части соединения о военной обстановке в районе базы; — объявить задачи соединения на стоянке; — указать места расположения кораблей и частей в базе; — информировать о системе обороны базы; — поставить задачи кораблям и частям, участвующим в обороне базы; — объявить порядок действий при внезапном нападении противника; — установить боевые готовности, готовности к выходу и меры маскировки.

АВЩ: 3. Стоянка на рейде вне базы 426. Стоянка соединения вне базы представляет для кораблей большую опасность от нападения воздушных сил, подводных лодок, торпедных катеров и надводных кораблей, а в отдельных случаях и сухопутных частей противника. Такая стоянка допускается лишь на короткое время и только тогда, когда этого требует боевая задача, поставленная соединению, или вынуждает обстановка (повреждение кораблей, шторм и т. п.). При этом особое значение приобретает организация обороны соединения и маскирование кораблей и частей. 427. Командир соединения обязан своевременно запросить штаб флота (МОР) о необходимой помощи для организации обороны соединения во время стоянки. Он также должен установить взаимодействие с местным морским начальником для использования имеющихся у последнего сил и средств с целью усиления своей обороны. 428. Командир соединения при стоянке вне базы обязан: — организовать получение от разведки, ведущейся на театре, сведений о действиях противника, которые могут угрожать его соединению, — и включиться в систему оповещения службы ВНОС; — организовать свою разведку, дозорную службу на подходах к стоянке, непосредственное охранение основных сил соединения как на морском направлении и с воздуха, так и на сухопутном направлении, а также и все виды обороны соединения; — организовать меры маскировки кораблей и частей. 429. При стоянке на рейде, не охраняемом сухопутными войсками, как правило, для сухопутной обороны стоянки привлекаются части морской пехоты. При наличии же на берегу сухопутных частей Красной Армии штаб соединения должен организовать с ними связь и обеспечить взаимную информацию о действиях противника.

АВЩ: 430. Командир соединения, для организации стоянки соединения на рейде вне базы, отдает приказ на стоянку. Приказ на стоянку включает в себя: — данные о противнике, угрожающем стоянке соединения, — расположение кораблей и частей соединения на стоянке, — состав и задачи частей сторожевого охранения (ближнего дозора), — задачи разведки, — меры ПВО, ПЛО, ПКО, ПМО и ПХО, а также против обстрела с моря и берега, — особые указания по обеспечению боевой готовности и готовности соединения к выходу в море, а также — указания на случай изменения погоды. 431. Штабом соединения для обеспечения безопасности подхода к стоянке и выхода соединения разрабатываются: — порядок обследования района стоянки при подходе к рейду (контрольное траление и поиски подводных лодок), развертывания сил дозора и непосредственного охранения, — порядок выхода с рейда и построения в походный порядок, — система опознавания кораблей и самолетов днем и ночью. Кроме указанного, устанавливается порядок движения на рейде. 432. Штаб соединения должен своевременно проверить наличие в пункте стоянки необходимых запасов топлива и других видов материально-технического и боевого снабжения, в которых может нуждаться соединение, и в случае отсутствия или недостатка таковых озаботиться об их доставке.

АВЩ: Глава 9 БОЙ СОЕДИНЕНИЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ А. НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ БОЙ В МОРЕ 1. Основы наступления на обороняющегося в море противника 433. Главная цель наступательного боя в море — полный разгром противника. Это достигается решительным маневром соединения, направленным на разведанные силы противника, взламыванием или парализованием его боевого порядка мощными ударами своего оружия по избранным объектам и развитием успеха для достижения поставленной цели. Наступательный бой отличается решительно-сщо и настойчивостью, планомерностью и подготовленностью действий наступающего. В бою побеждает тот, кто действует смелее и упорнее. 434. Характер наступательного боя в море зависит от выполняемой задачи, состава сил и средств наступающего, от состава сил и образа действий обороняющегося противника, условий видимости и. удаления района боя от передовых баз и аэродромов, Наступательный бой в море отличается напряженной борьбой с подвижностью противника,представляющей важнейший элемент его маневренной обороны. Наступление требует сосредоточения в бою. превосходящих сил и средств на направлении главного удара.

АВЩ: 435. Наступательный бой в море может развиваться в различных условиях: — Наступление на свободно маневрирующего противника, обороняющегося вследствие нежелания вести встречный бой или в результате неудачного для него хода последнего. Этот, вид наступательного боя требует решительного парализования оборонительных приемов противника путем прорыва его боевого порядка, охвата его или обхода, для осуществления удара по главным силам противника с целью их уничтожения. — Наступление на противника, обороняющего подвижный объект (десант, конвой, поврежденный корабль и т. п.). Эта разновидность наступательного боя требует непосредственного прорыва главными силами наступающего к обороняемому неприятельскому объекту для его уничтожения, с одновременным отвлечением сил обороны, путем нанесения вспомогательных ударов, или же — предварительного подавления обороны противника, с последующим развитием успеха в направлении обороняемого объекта, для его уничтожения или пленения. — Наступление на обороняющегося в море противника в условиях малой видимости, осуществляемое, как правило, поискрм противника для нанесения ему мощного торпедного и артиллерийского удара. — Наступление на противника в отдаленном районе моря соединением, состоящим преимущественно из подводных лодок, требующее наведения их на противника, для прорыва в глубину неприятельского боевого порядка и нанесения основному объекту противника ряда последовательных уда-ров. — Наступление на обороняющегося в море противника, осуществляемое соединением, состоящим преимущественно из авиации, требующее непосредственного прорыва неприятельского боевого порядка главными силами наступающего и нанесения ударов по основному объекту противника с целью его уничтожения, с одновременным или предварительным подавлением неприятельской обороны. 436. В зависимости от подготовленности наступательный бой в море может быть: — заблаговременно подготовленным наступлением на предварительно разведанного в море противника, характеризующимся детальной организацией взаимодействия и осуществлением мероприятий по созданию благоприятного исходного положения для боя; — организованным непосредственно в море наступлением на противника, характеризующимся ускоренной подготовкой и организацией взаимодействия путем кратких боевых распоряжений и сигналов.

АВЩ: 437. Наступление на обороняющегося в море противника, в зависимости от выполняемого -соединением маневра, может иметь форму прорыва боевого порядка противника, охвата его, обхода противодействующих сил и преследования отходящего противника. 438. Прорыв обеспечивает возможность нанесения решающего воздействия в глубине боевого порядка противника, способствует быстрой дезорганизации обороняющегося и нарушению единства его действий. Прорыв достигается путем использования наступательных приемов, построенных на принципе силы, скрытности или быстроты действий наступающего. 439. Охват неприятельских сил, осуществляемый с двух направлений, усложняет противнику уклонение от ударов, нарушает выполняемый им маневр и заставляет его рассредоточить оборонительные усилия, чем облегчается нанесение главного удара по основному объекту противника. Наиболее полной формой охвата является окружение. Осуществление окружения требует превосходства наступающего в силах и наличия в составе его боевого порядка быстроподвижных групп (легкие силы, авиация), а также может быть достигнуто маневрированием завес подводных лодок. 440. Обход неприятельских групп боевого порядка (передового отряда, флангового прикрытия), могущих противодействовать наступающему соединению, обеспечивает нанесение удара противнику с наиболее уязвимого для него направления. Обход может быть осуществлен при наличии у соединения превосходства в скорости перед противником.

АВЩ: 441. Преследование отходящего противника, энергично проведенное, дает возможность полностью уничтожить силы противника, разбитого в бою или отказавшегося от ведения боя под воздействием превосходящих сил наступающего, и выполняется посредством задержки отходящего или параллельным преследованием его. 442. Предварительный удар является мощным средством, которым достигаются ослабление и дезорганизация боевого порядка противника с целью обеспечения успеха главного удара в бою. Предварительные удары могут осуществляться во время сближения наступающего с обнаруженным разведкой противником, а также в начальный период боя, во время тактического развертывания соединения. Предварительные удары при сближении с разведанным противником, как правило, наносятся авиацией и подводными лодками, а также надводными кораблями, входящими в состав передовых отрядов. 443. Главный удар в наступательном бою в море является решающим средством для парализования неприятельского противодействия — достижению цели боя. Он осуществляется взаимодействующими между собою ударными группами, выполняющими требуемое воздействие на противника посредством ряда атак. 444. В основу решения командира соединения, принимаемого им в наступательном бою в море, должны быть положены действия передовых отрядов, принуждающих противника вместе с развертыванием раскрыть оборонительную систему его боевого порядка и обнаружить ее наиболее слабые места, что позволит правильно определить направление главного удара. Наступление на обороняющегося в море противника требует построения широкого фронта передовых отрядов, дающего возможность сразу войти в контакт с противником и быстро нащупать слабые места обороны для нанесения ему главного удара, а также облегчает выполнение охвата его боевого порядка. Одновременно с этим боевой порядок наступающего соединения должен быть достаточно глубоким и эшелонированным, обладающим боевой устойчивостью и позволяющим наращивать из глубины наносимые противнику удары. Как правило боевой порядок для наступления на обороняющего в море противника должен состоять не менее чем из двух эшелонов. 445. Важнейшее для успеха наступательного боя в море значение имеет: — знание противника, против которого организуется наступление; — правильный выбор времени начала наступления с учетом продолжительности светлого времени суток и состояния погоды; — соблюдение скрытности подготовки наступления и сближения с противником, обеспечивающее внезапность наносимых ударов; — тщательная организация взаимодействия участвующих в бою сил в соответствии с решением, принятым на основании данных предварительной разведки противника; — высокий уровень боевой и политической подготовки маневренного соединения; — организация бесперебойной связи. Командир соединения, по получению задачи на наступление, перед выходом в море обязан организовать подготовку соединения к бою.

АВЩ: 446. Предварительная разведка является необходимым элементом подготовки наступления. Она позволяет наступающему установить состав сил и боевой (походный) порядок противника, его курс, скорость и прочие данные, необходимые для выявления сильных и слабых сторон неприятельской обороны и правильного построения замысла командира. Решая вопрос об организации предварительной разведки, командир соединения должен учесть возможность нарушения внезапности наступления, при обнаружении этой разведки противником. Тактическая разведка в бою, целеустремленная в интересах решаемой задачи, является необходимым обеспечением успеха при ведении наступательно-го боя в море. 2. Наступление на обороняющегося в море противника в условиях хорошей и средней видимости 447. Наступление на обороняющегося в море противника, осуществляемое маневренным соединением, состоящим из надводных кораблей, подводных лодок и авиации, отличается наибольшей полнотой воздействия на неприятеля. Решительным наступлением в бою на главном направлении, обеспечиваемым смелыми действиями на вспомогательных направлениях, достигается полный разгром противника. 448. Командир соединения в наступлении обязан наиболее эффективно использовать свои силы для расстройства боевого порядка против-ника и уничтожения его сил по частям, обеспечивая этим уничтожение главных сил врага. Необходимые для этого согласованные усилия соединения требуют слаженного взаимодействия разнородных атакующих групп между собою и резервирования части сил для нанесения повторных ударов в бою, развития успеха и преследования оставшихся сил противника. Построением эшелонированного боевого порядка, расчлененного по направлениям в соответствии с избранной формой наступления, с учетом особенностей использования в бою различных родов морских сил в конкретной обстановке, командир соединения должен обеспечить ведение боя в соответствии с принятым им решением

АВЩ: 449. Наступательный бой в море должен быть обеспечен организованной тактической разведкой, выполняемой силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей, дополняющих друг друга, — для уточнения данных о противнике (доразведка), непрерывного наблюдения за ним в бою и наведения на него своих атакующих групп. Командир соединения обязан выдвинуть тактическую разведку не только в сторону обнаруженного противника, но и на смежные направления с целью своевременного обнаружения могущих появиться там неприятельских групп. 450. Передовые отряды наступающего соединения, состоящие из авиации, легких сил и подводных лодок, имеют своей задачей: — нанесение неприятелю предварительных ударов, с целью его ослабления, — принуждение противника развернуться для обороны и — нащупывание слабых мест в его боевом порядке. При наступлении на свободно маневрирующего противника, командир соединения при необходимости должен предусмотреть усиление передовых отрядов тяжелыми крейсерами. Самостоятельная роль передовых отрядов и ответственные задачи их в начальный период боя требуют назначения для руководства их боем наиболее опытных и энергичных офицеров. 451. Ударные группы соединения, состоящие как правило, из надводных кораблей и ударной авиации, осуществляют главный удар. Эшелонирование сил внутри каждой ударной группы должно обеспечить взаимодействие между тактическими группами, входящими в их состав, позволяя каждой из них использовать атаку предшествующей или соседней группы для подавления сопротивления противника и облегчения своего проникновения в глубину боевого порядка противника. 452. Резерв при наступлении в море состоит из частей, используемых для усиления ударных групп и для развития успеха. Как правило, в состав резерва включается ударная авиация, находящаяся на аэродромах в готовности к вылету.

АВЩ: 453. Организуя подготовку наступательного боя, командир соединения должен обеспечить предварительную отработку взаимодействия разнородных сил, при нанесении ими ударов в бою. Организуя тактическую разведку, командир соединения, при недостаточности данных оперативной разведки, должен предусмотреть поиск неприятеля в море, с целью уточнения места противника и элементов его движения, а также выявление разведкой других групп противника в море, могущих взаимодействовать с противником, являющимся объектом наступления. При наступлении на противника, обороняющего подвижный объект, особое значение приобретают своевременное выявление места и со¬став неприятельского прикрытия. Создавая исходное положение к началу боя, соответствующее замыслу его ведения, командир должен назначить время сосредоточения к месту боя надводных кораблей, подводных лодок и авиации, районы (пункты) сосредоточения, последовательность его осуществления, боевые задачи, а также направления подхода отдельных групп, учитывая при этом пределы возможных изменений в направлении движения противника и боевую устойчивость развертываемых заранее групп боевого порядка. Указания по взаимодействию в наступательном бою в море даются командиром соединения в боевом наставлении. 454. Внезапность и стремительность наступления ошеломляют обороняющегося и затрудняют ему организацию и осуществление противодействия. Быстротой и скрытностью сближения с противником и стремительностью тактического развертывания обеспечивается упреждение соединением неприятеля в построении боевого порядка, что должно облегчить активные действия передовых отрядов и в целом ведение наступательного боя.

АВЩ: 455. Тактическое развертывание соединения включает доразведку противника, необходимое уточнение направления и момента главного уда¬ра, построение соединением боевого порядка, нанесение предварительных ударов и создание выгодных условий для осуществления главного удара. Управляя тактическим развертыванием, командир наступающего соединения должен предусмотреть своевременное смещение на курс движения противника завес подводных лодок, заранее развернутых для участия в бою, вызов в район боя ударной авиации и торпедных катеров, а также истребительной авиации для завоевания господства в воздухе в районе боя. Маневр надводных кораблей командир соединения должен направить в соответствии с избранной формой наступления (прорыв, охват,обход). Смещая завесы подводных лодок, командир соединения должен обеспечить дальнейшее управление ими в бою и исключить взаимную помеху их с надводными силами во время выполнения главного удара и развития успеха. 456. Обеспечение скрытности тактического развертывания соединения, при наступлении в море, достигается подавлением разведки противника, демонстративными действиями, создающими ложное представление о замысле наступающего, ослеплением обороняющегося дымовыми завесами и развертыванием сил, при необходимости к этому, вне видимости противника. Командиры передовых отрядов должны обеспечить развертывание главных сил соединения своими активными действиями, с целью устранения помех развертыванию и стеснения подвижности основного неприятельского объекта или его главных сил, донося при этом командиру соединения о ходе боя, изменениях в обстановке, о действиях и намерениях противника. При наличии подводных лодок в составе передовых отрядов, командиры последних должны обеспечить прорыв этих лодок внутрь боевого порядка противника или занятие ими позиций на курсах его движения.

АВЩ: 457. В период главного удара наступающим соединением выполняется ряд параллельных и последовательных атак, производимых разнородными тактическими группами, эшелонированными по глубине для преодоления ожидаемых противодействий противника. Количество эшелонов, как правило, соответствует количеству огневых рубежей в системе обороны противника и должно обеспечить преодоление всей глубины его боевого порядка. Объект для главного удара при наступлении в море на разведанного ранее противника назначается заблаговременно, исходя из принятого при подготовке к бою решения, и уточняется в результате доразведки противника. Момент начала главного удара должен быть определен в бою условным сигналом командира соединения. 458. При наступлении на противника, обороняющего в море подвижный объект, главный удар может быть направлен на неприятельскую группу (эскорт или прикрытие), обороняющую этот объект, или же непосредственно на последний. Решая нанести главный удар по неприятельской группе прикрытия (или эскорту), командир должен направить ударные группы решительным и смелым маневром, в сочетании с воздействием оружием, на уничтожение противника, подавляя при этом каждую попытку неприятеля перейти в контратаку и стеснить подвижность атакующих групп. Для нанесения главного удара непосредственно по обороняемому противником объекту командир соединения направляет ударные группы на прорыв боевого порядка в направлении главного удара, одновременно поддерживая их отвлекающими атаками обеспечивающих групп, с. целью облегчения прорыва мимо прикрытия и через охранение противника. 459. При наступлении на свободно маневрирующего противника объектом главного удара, как правило, являются главные силы неприятеля. Атаками взаимодействующих между собою тактических групп достигается как ограничение подвижности объекта удара, обеспечивающее успех нанесения удара в целом,- так и выполнение требуемого воздействия — уничтожение противника.



полная версия страницы