Форум » Вторая мировая война » Руководящие документы ВМФ СССР-продолжение3 (БУ ВМФ-45) » Ответить

Руководящие документы ВМФ СССР-продолжение3 (БУ ВМФ-45)

АВЩ: ПРИКАЗ Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР 4 декабря 1945 г. № 500 г. Москва Содержание. Об утверждении и введении в действие Боевого Устава Военно-Морского Флота Союза ССР 1945 г. (БУ-45) 1. Утвердить и ввести в действие Боевой Устав Военно-Морского Флота Союза ССР 1945 г. (БУ-45). В связи с тем, что опыт войны еще недостаточно изучен, считать Устав в течение 1946 г. временным. 2. Командующим флотами потребовать от командиров соединений, офицерского состава штабов соеди-нений и командиров кораблей (частей) тщательного изучения Устава в процессе применения его в боевой подготовке и на основе имеющегося опыта войны; в случае необходимости внесения изменений и дополнений к Уставу представить свои соображения и предложения к 1 октября 1946 г. 3. К 1 января 1947 г. переиздать Устав как постоянный документ. 4. Указания Устава применять строго сообразуясь с обстановкой. 5. Временный Боевой Устав Морских Сил РККА 1937 г. (БУМС-37) отменить. Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал флота КУЗНЕЦОВ

Ответов - 140, стр: 1 2 3 4 All

АВЩ: 186 Специальные виды разведки — минная, артиллерийская, химическая, метеорологическая и др. — всегда должны рассчитываться и выполняться во взаимодействии с тактической разведкой и иметь с ней общую целеустремленность по основной боевой задаче. Задачами специальных видов разведки являются: минной — выявление минной опасности в районе боя; артиллерийской — выявление огневых точек противника на побережье; химической — выявление химической опасности в районе боя; метеорологической — выявление метеообстановки в районе боя и т. д. Организация специальных видов разведки лежит на обязанности начальника штаба соединения. 187. Планируя ведение разведки в бою, начальник штаба обязан выделить часть сил в резерв разведки в целях: — оказания помощи разведчикам при разведке боем; — замены вышедших из строя разведчиков; — усиления разведки на отдельных направлениях, а также при обнаружении противника; — увеличения разведывательных сил по условиям погоды. Соответственно этому штаб управляет ведением разведки, реагируя на изменения обстановки в бою.

АВЩ: 188. Разведка при бое соединения в темное время суток и в тумане должна быть одновременно и наведением на противника. Ввиду трудности визуального наблюдения особенно ответственная роль в темное время и в тумане ложится на различного рода технические средства обнаружения. 4. Охранение 189. Боевое охранение, имеющее главной задачей отразить внезапное нападение противника на охраняемые в бою силы, организуется начальником штаба на основе указаний командира соединения. При организации боевого охранения начальник штаба обязан установить: состав, задачи оxраняющиx сил, время и порядок их развертывания, переход от одной задачи охранения к другой, способы связи с охраняемыми частями соединения и порядок их извещения об обстановке. 190. Охранение различается по своему назначению в зависимости от опасностей, против которых оно назначается. Силы и средства, выделяемые для охранения, определяются имеющимися данными о противнике, характером предстоящих действий и составом охраняемого соединения, а также условиями района действий и видимости. В охранение в бою выделяются строго необходимые силы.

АВЩ: 191. Корабли и самолеты боевого охранения располагаются относительно охраняемых кораблей в охранных завесах. Расположение завес должно обеспечивать: — создание глубины обороны соединения (в сочетании с разведкой); — прикрытие угрожаемых направлений; — наиболее эффективное использование оружия и безопасность маневрирования как самого охранения, так и объектов охранения. 192. Взаимодействие боевого охранения с охраняемыми кораблями, учитывая внезапный характер нападений, должно быть организовано для четких и быстрых действий охранения. Эта организация взаимодействия должна определять: — распределение наблюдения за воздухом, за водой и горизонтом, с назначением каждому из кораблей охранения ответственных сек¬торов наблюдения; — организацию отражения атак противника оружием и маневром охранения; — характер маневрирования охраняемых кораблей при уклонении их от атак, торпед, бомб, мин, а также характер их огня. 193. Командиры охраняемых кораблей обязаны поддерживать охраняющие силы своим огнем и маневром, учитывая общую обстановку в ходе боя. 5. Оборона (ПВО, ПЛО, ПКО, ПМО, ПХО) 194. Одним из важнейших мероприятий по боевому обеспечению соединения в бою является организация всех видов обороны как всего соединения в целом, так и входящих в его состав кораблей и частей. ПВО, ПЛО, ПКО, ПМО и ПХО должны строиться по следующей схеме мероприятий: — организация наблюдения за противником и его действиями на кораблях и в частях соединения; — организация отражения нападающих сил противника; — организация уклонения от атак, а также и от торпед, бомб, мин и других средств, ис-пользуемых противником при нападении; — организация ликвидации последствий атак противника. 195. Все виды обороны соединения в бою организует начальник штаба, согласно указаниям командира соединения. Докладывая свое решение командиру соединения, он должен учесть: — необходимость согласования действий всех видов обороны с боевым охранением и разведкой; — возможность путем сочетания всех видов обороны и взаимодействия обеспечивающих сил между собой сэкономить их для выпол-нения основной задачи в бою. 196. Организуя оборону соединения в бою, начальник штаба, как правило, использует для разработки мероприятий по ПВО и ПКО флагманского артиллериста соединения, для разработки мероприятий по ПЛО и ПМО — флагманского минера, по ПХО — соответственно флагманского химика соединения.


АВЩ: 6. Маскирование 197. Применение маскировки соединением в бою имеет своим основным назначением скрыть от наблюдения противника свои силы, действия и намерения; оно должно вестись непрерывно, активно, разнообразно, с использованием естественного фона. 198. Общий план маскировочных мероприятий в бою разрабатывается штабом соединения по замыслу командира соединения. В плане должны быть указаны: — задачи маскировки в отдельные периоды и этапы боя, — характер маскировочных мероприятий, — место и время выполнения, а также — ответственные за выполнение этих мероприятий начальники. 199. Все мероприятия по маскировке выполняются самими кораблями и частями, которые должны уметь в совершенстве маскироваться. Командиры кораблей и частей соединения, ведущего бой, обязаны, не ожидая особых приказаний, принимать все меры по частичному или полному сокрытию своих сил от визуального и технического наблюдения противника. Использование дымовых завес, демонстративные действия, ложная информация и различного характера имитации должны быть строго согласованы с общим планом боя. Обо всех отступлениях от плана маскировочных мероприятий, вызываемых изменившейся обстановкой, командиры кораблей и частей обязаны доносить начальнику штаба соединения.

АВЩ: 7. Навигационное обеспечение 200. Мероприятия по навигационному обеспечению соединения в бою осуществляются, как правило, выше-стоящими штабами (ВМБ, МОР, флота) в соответствии с планом боя. В отдельных случаях на период боя специальные подразделения навигационного обеспечения в районе действий подчиняются командиру соединения. В особых условиях обстановки меры навигационного обеспечения осуществляются штабом соединения по указанию его командира, силами и средствами, выделенными для этой цели из состава своего соединения. 8. Материально-техническое обеспечение 201. Современный морской бой, характерный быстротечностью проведения, большим напряжением сил и быстрым расходованием материально-технических средств, требует своевременно-го восполнения кораблям и частям соединения боезапаса и топлива в количествах, обеспечивающих непре-рывное ведение боевых действий. 202. Приказания на доприемку боезапаса, топлива, а также других средств отдаются в период подготовки соединения к бою начальником штаба в порядке предварительных распоряжений и после постановки боевых задач — в соответствии с принятым командиром решением. 203. Расходование в бою кораблями и частями наличного боезапаса, топлива и других средств должно производиться в соответствии с последовательностью выполнения боевых задач, не допуская при этом расходования боезапаса и топлива, не вызываемого обстановкой боя. Каждый командир корабля и части должен уметь сосредоточивать все силы и средства в решающие моменты, сочетая расходование средств с темпами боя. За целесообразность расходования боезапаса, топлива и других средств, обеспечивающих решение поставленной боевой задачи, несет ответственность каждый командир корабля (части). В перерывах боя командиры кораблей и частей, выполнявших атаки, обязаны доносить начальнику штаба о количестве оставшегося боезапаса и топлива.

АВЩ: Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СОЕДИНЕНИЯ 204. Воспитание политической сознательности, высокого морального духа у краснофлотцев, старшин и офицеров является главной задачей политической работы. Политическая работа на соединении проводится непрерывно и имеет целью сплотить личный состав Военно-Морского Флота вокруг партии Ленина—Сталина и Советского правительства, воспитать краснофлотцев, старшин и офицеров в духе преданности Родине, верности военной присяге и неуклонного соблюдения воинской дисциплины, укрепить боевое могущество и политико-моральное состояние Военно-Морского Флота, воспитать у личного состава правильное понимание целей и характера войны, твердую и непреклонную волю к победе над врагом. 205. Политическая работа в ВМФ организуется на основе решений ЦК ВКП(б) и Советского правительства, приказов и директив Верховного Главнокомандования, Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР и Главного Политического Управления ВМФ. Конкретное содержание политической работы зависит от боевой обстановки и определяется приказами командования, директивами вышестоящих политорганов. Вся деятельность командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций должна быть направлена на укрепление политико-морального состояния, повышение боевой мощи соединения, на успешное выполнение боевых задач. 206. Ответственность за состояние политического воспитания на соединении несут командир соединения, командир корабля (части). Политическое воспитание краснофлотцев, старшин и офицеров является главной задачей заместителей командиров по политической части. Политическую работу организуют и проводят непосредственно командир соединения, заместитель командира соединения по политической части и под его руководством политический отдел соединения, командиры кораблей и частей, их заместители по политической части, партийные и комсомольские организации кораблей и частей. Личное общение командиров и политработников со своими подчиненными является важнейшей формой политической работы в Военно-Морском Флоте. Политическое руководство в маневренном соединении осуществляет командир соединения и политический отдел того соединения, на командование которого возложено руководство боем (боевыми действиями); политотделы других соединений, входящих в маневренное соединение на время боевых действий, подчиняются политотделу маневренного соединения.

АВЩ: 207. Во всех видах боевой деятельности политическая работа всегда должна быть целеустремленной, конкретной и оперативной. Формы и методы ее должны отвечать задаче и условиям боя. Чем сложнее и труднее обстановка боя, тем активнее должна проводиться политическая работа. Содержанием политической работы по обеспечению боевых действий должно быть: — разъяснение личному составу боевой задачи и создание уверенности в своих силах; — в наступательном бою — создание у бойцов и командиров наступательного порыва, дерз-кого стремления разбить врага и полностью выполнить боевую задачу; — в оборонительном бою — поддержание у личного состава особого упорства и стойкости и готовности перейти от обороны к наступлению. 208. При подготовке соединения к бою командиры и политработники обязаны: — создавать высокое политико-моральное состояние личного состава соединения, укреплять в нем воинскую дисциплину, ненависть к врагу, стремление к беспощадному его уничтожению, непоколебимую готовность сражаться мужественно, стойко, презирая смерть во имя победы; — укреплять и развивать у личного состава политическую бдительность, необходимость сохранять государственную и военную тайну, вести беспощадную борьбу с трусами и паникерами; — воодушевлять личный состав на боевые подвиги, поощрять и пропагандировать героизм советских воинов, укреплять веру в несокрушимую мощь нашего оружия и в победу вооруженных сил Советского Союза; — прививать краснофлотцам, старшинам и офицерам стремление совершенствовать свое боевое мастерство и наиболее полно использовать в бою свое оружие и технику. 209. Командир соединения, корабля (части) должен ставить перед своим заместителем по политической части конкретные задачи по политическому обеспечению боевых действий. Заместитель командира по политической части обязан организовать мероприятия, обеспечивающие безусловное выполнение решений командира (его боевого приказа), он должен постоянно быть в курсе задач и приказов, получаемых от старших начальников.

АВЩ: 210. Личная проверка командиром соединения состояния частей перед боем является важнейшей обязанностью командира по поднятию боеспособности соединения. 211. В бою заместители командиров по политической части, политорганы и политработники обязаны: — поднимать боевой дух личного состава, показывать примеры храбрости, отваги, выдержки и выносливости; — обеспечивать авангардную роль коммунистов и комсомольцев в бою; — изучать политико-моральное состояние, поведение людей в бою, докладывать о результатах командиру соединения, корабля (части), принимать необходимые меры к устранению недостатков; — принимать решительные меры по борьбе с трусами и паникерами; — информировать бойцов и командиров о ходе боя; — мобилизовать личный состав на быстрейшее исправление полученных в бою повреждений оружия и техники; — проявлять заботу о питании бойцов и командиров; — принимать меры к своевременному выносу с боевых постов и командных пунктов раненых и обеспечивать быстрое возвращение их в строй и заботливое отношение к ним. 212. Своевременная и правдивая информация о состоянии соединения (части) и о боевой обстановке имеет большое значение в политической работе. Политическую информацию должны организовывать все командиры и политратботники как снизу вверх, так и сверху вниз. 213. В соединении, состоящем из разнородных сил, обеспечение полного согласования действий и дружных усилий всех участвующих в бою сил явля-ется основным содержанием политической работы среди офицерского состава. 214. В условиях боевого взаимодействия с сухопутными войсками политические органы ВМФ должны установить тесную связь и взаимную информацию с политическими органами Красной Армии. Укрепление боевого содружества Военно-Морского Флота и Красной Армии является одной из важнейших задач политической работы. 215. Политические органы и политработники обязаны повседневно вести политическую работу в частях и подразделениях тыла, выявлять недочеты и принимать меры к тому, чтобы при подготовке к бою и в бою тыловые части работали четко и бесперебойно.

АВЩ: Г лава 8 ПОВСЕДНЕВНАЯ БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАНЕВРЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ А. РАЗВЕДКА 1. Основы ведения разведки 216. Разведка включает в себя совокупность действий соединения и отдельных его частей, направленных на добывание требуемых сведений о противнике и об обстановке в районах действий его сил. Разведка должна быть целеустремлена соответственно задаче, в интересах которой она производится. Это обязывает организовывать наблюдение за определенными объектами, а не за районом вообще. 217. По своей продолжительности разведка подразделяется на систематическую н эпизодическую. Систематическая разведка выполняется в течение длительного времени с целью установления постоянного наблюдения за действиями противника для своевременного вскрытия его намерений и учета обстановки при подготовке планируемых боевых действий. Эпизодическая разведка ведется лишь в течение времени, необходимого для добывания сведений, требуемых для организации и проведения определенного боевого действия. 218. В зависимости от характера задачи и от обстановки в районе наблюдения разведка принимает различные формы. Разведка с боем — производится когда для добывания требуемых сведений приходится вступать в бой с противником, чтобы пробиться к объекту наблюдения или чтобы заставить противника введением его сил в бой обнаружить свои силы. Поиск — выполняется с целью установить местонахождение тех или иных сил противника. Разведывательный дозор — организуется с целью обнаружения и своевременного предупреждения своих сил о выходе противника из базы или проходе им определенного рубежа. Наблюдение за движущимся противником — устанавливается для наведения на противника в море своих ударных сил и для вскрытия замыслов противника. Высадка разведывательных групп — производится с моря или воздуха, когда требуется выявить обстановку на побережье противника.

АВЩ: 219. Организация разведки должна обеспечить надежность выполнения, непрерывность ведения и необходимую глубину и ширину разведки. Надежность выполнения разведки достигается правильным подбором сил и средств, обеспечением должной боевой устойчивости их — для преодоления противодействий противника, и дублированием средств разведки и связи. Боевая устойчивость обеспечивается прикрытием разведывательных групп специальными силами. Непрерывность ведения разведки, обеспечивающая своевременное выявление замыслов противника, достигается должным расчетом использования сил для наблюдения, организацией их смены, учетом метеообстановки и правильной организацией связи. Глубина и ширина разведки должны обеспечивать выявление всего боевого порядка противника и определяться, исходя из задач разведки. 2. Систематическая разведка 220. Для ведения систематической разведки выделяются разнородные силы и средства с таким расчетом, чтобы недостатки одних сил, как разведчиков, восполнялись другим родом сил. Руководство разведкой возлагается на командира соединения, осуществляющего основное наблюдение за противником. 221. При выборе средств для разведки должны быть в первую очередь использованы, где это возможно, различного рода стационарные средства технического наблюдения. 222. Ни одно из средств разведки не должно действовать изолированно. Успешность раз- ведки определяется взаимодействием всех средств, целеустремленным на выполнение данной задачи. Для достижения этого командир соединения должен: — распределить разведывательные задачи между отдельными группами с расчетом взаимного дополнения по времени, месту и способу наблюдения и с учетом противодействия и маскировки противника; — организовать информацию разведчиков о действиях соседних разведывающих частей; — организовать обмен добытыми данными между разведчиками, действующими на данном направлении, для сохранения преемственности и непрерывности разведки. 223. Организуя разведку, командир соединения должен учесть, какое содействие своим силам может быть оказано силами других соединений, действующих в том же или соседних районах, и путем до-говоренности с командирами этих соединений организовать должное взаимодействие в разведке. 224. Сведения, доставляемые разведкой, должны быть достоверны и полны. Это обеспечивается путем: — распределения задач между отдельными разведывательными группами, с целью сосредоточить их внимание на более узком круге объектов наблюдения; — установления параллельного наблюдения различными силами и средствами за наиболее важными объектами; — ограничения сроков наблюдения разведчиков за счёт увеличения числа их смен; — применения фотосъемки. Должна быть обеспечена своевременность получения сведений командованием.

АВЩ: 225. На основании решения и указания командира соединения его штаб разрабатывает план разведки и организует его выполнение. План разведки должен содержать указания по следующим вопросам: — задачи разведки (что и к какому сроку необходимо выяснить); — состав разведывательных групп и распределение между ними задач (кто, какие объекты разведывает, в течение какого времени); — способы, сроки и адресату донесений; — смена разведывательных групп; — резерв сил и средств. Одновременно с составлением плана штаб соединения в соответствии с принятым решением на разведку должен разработать ТУС. 226. Задачи выполняющим разведку подразделениям ставит лично командир соединения. При этом должны быть указаны: — имеемые сведения о противнике; — сведения о своих и соседних разведывательных подразделениях; — задача данного подразделения: что, где и к какому времени надо установить, масштабы и вид аэрофотосъемки; — кто и как будет содействовать или взаимодействовать; — когда выходить (вылетать), маршрут следования, когда закончить наблюдение, куда возвратиться, и — степень скрытности разведки. 227. Командиры разведывательных групп должны убедиться в знании исполнителями разведки района действий, объектов разведки, тактических приемов противника, приемов разведки, использования технических средств наблюдения, организации взаимодействия и имеемых данных о метеообстановке в районе разведки. 228. В соответствии с задачей, местонахождением района разведки и продолжительностью разведки должно быть организовано базирование выполняющих разведку сил. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: — возможной близости к объектам разведки; — надежной и удобной связи с соединением, в интересах которого производится разведка, и между отдельными разведывательными группами; — укрытия и маскирования кораблей и само¬летов от воздействия и наблюдения противника с воды и воздуха; — возможности использования сил, незави¬симо от общих условий погоды и времени суток.

АВЩ: 229. Для осуществления бесперебойного управления соединением в процессе разведки командир соединения должен: - иметь надежную связь с кораблями и самолетами, находящимися в море и в воздухе; — контролировать местонахождение кораблей и самолетов, используя данные радиодонесений и радиолокационных установок; — быстро обрабатывать донесения разведчиков для перенацеливания их в случае надобности на новые объекты разведки; — иметь постоянно в готовности резерв сил для замены вышедших из строя разведчиков или для поддержания сил разведки в случае сильного противодействия противника; — передавать находящимся в море и воздухе разведчикам полезные для них данные, добытые другими разведчиками; — для быстроты связи пользоваться разработанными ТУС и переговорными таблицами самолетов. 230. На обязанности начальника штаба соединения лежит четкая организация всех видов специального обеспечения: навигационного (в том числе обеспечение самолетовождения), связи, аэрофотослужбы и материально-технического обеспечения.

АВЩ: 3. Эпизодическая разведка 231. Задачи эпизодической разведки ограничиваются кругом вопросов, связанных с данными боевыми действиями, для обеспечения которых организуется разведка. Силы, выделяемые для эпизодической разведки, должны быть подобраны так, чтобы они наиболее полно могли выполнить эти задачи разведки (выявление обстановки на данное время в районе предполагаемых действий, вскрытие боевого порядка противника, метеоразведка и т. п.). 232. Организация сил для эпизодической разведки зависит от сложности задачи и от обстановки. Силы, предназначенные для ведения разведки на определенных направлениях, объединяются в группы под командованием старшего командира тех сил, которые решают основную для данной группы задачу. 233. Для вскрытия замысла противника необходимо установить его боевой порядок, выявить главные силы противника и определить их состав и нацеленность. Это требует боевой устойчивости разведывательных групп, что достигается приданием им соответствующего прикрытия (авиационного или корабельного). 234. Исходными данными для организации эпизодической разведки должны являться ранее полученные оперативной разведкой сведения о противнике в разведуемом районе, а также конкретные запросы обеспечиваемого разведкой соединения. Управление разведкой в процессе её ведения обеспечивается надежной двусторонней связью штаба соединения с разведывательными группами и отдельными разведчиками, а также со штабом соединения, обеспечиваемого данной разведкой.

АВЩ: 235. Скрытность эпизодической разведки достигается как маскированием непосредственных действий разведывательных групп, так и параллельным производством разведки на дезориентирующих противника направлениях, а также кратковременностью наблюдения и безквитанционной передачей донесений. 236. Перерывы в наблюдении за противником должны не превышать того времени, за которое могут произойти изменения в составе сил и его действиях, могущие влиять на выполнение задачи соединением, в интересах которого ведется разведка. Штаб соединения, выполняющего разведку, составляет плановую таблицу ведения разведки. Для обеспечения непрерывности должно быть предусмотрено ведение разведки различными силами и средствами, в зависимости от условий погоды. 237. Сокращение времени на передачу донесений достигается разработкой, в соответствии с целью разведки и обстановкой, таблицы условных сигналов. 238. Для обеспечения достоверности разведывательных данных должна быть организована предварительная подготовка личного состава, ведущего наблюдение за противником (изучение района действий, силуэтов, типовых порядков, тактических приемов противника).

АВЩ: Б. ДОЗОРНАЯ СЛУЖБА 1. Основы дозорной службы 239. Дозорная служба организуется с целью обнаружения противника при его переходе через определенную зону и предупреждения о нем своих сил. В ряде случаев на дозорные силы возлагается задача не допустить проникновения противника за пределы этой зоны или задержать его движение. Для выполнения задач дозорной службы должны быть организованы: — наблюдение, обеспечивающее своевременное обнаружение противника; — поддержка, придающая всей системе дозорной службы боевую устойчивость; — связь между наблюдающими и поддерживающими силами и командованием флота (МОР, ВМБ), обеспечивающая своевременную передачу сведений о противнике и получение распоряжений командования. 240. В зависимости от целей дозорной службы различают следующие ее разновидности: — дальний дозор, имеющий назначением обеспечить развертывание своих сил для боя с наступающим противником на подходах к базе; — ближний дозор, обеспечивающий безопас-ность стоянки кораблей от атак противника со стороны моря; — разведывательный дозор, организуемый на путях движения кораблей противника с целью предупреждения своих сил о проходе кораблями противника обусловленного рубежа, для нанесения ему ряда ударов силами флота; — блокадный дозор, имеющий целью не допускать выхода неприятельских кораблей и транспортов за пределы блокируемой зоны. 241. Задачи дозорной службы решаются в борьбе с противником, а не в пассивном лишь наблюдении. Корабли и самолеты, несущие дозорную службу, должны быть готовы к отражению попыток противника снять дозор и помешать ему выполнить свои задачи, 242. В зависимости от обстановки дозорная служба может выполняться в следующих формах: — постоянные завесы, когда корабли, находясь в определенных местах назначенной зоны, ведут постоянное наблюдение в ее пределах; — патрулирование, когда корабли или самолеты периодически обследуют назначенный район, совершая по нему движение; — наблюдение береговыми техническими средствами, когда географические условия района позволяют перекрыть таким наблюдением все возможные пути движения противника; — создание охраняемых преград на возможных путях движения противника, облегчающих его обнаружение и задержку.

АВЩ: 243. Дозорная служба организуется с учетом различных условий наблюдения и погоды (день, ночь, туман, свежая погода), что должно быть предусмотрено планом дозорной службы. 2. Дальний дозор 244. Дальний дозор имеет своим назначением обнаружить наступающие силы противника, задержать и ослабить их, обеспечивая тем самым развертывание охраняемых сил и более выгодные условия для ведения ими боя. Эти задачи требуют выделения сил, способных вести наблюдение за широкой водной поверхностью и воздухом как днем, так и ночью; для их поддержки должны выделяться быстроходные силы, устойчивые в бою, в составе — ориентированном на возможный состав наступающих сил противника. Должно быть предусмотрено взаимодействие сил дозора с силами, выполняющими разведку на театре. 245. Расположение линии наблюдения дозорных сил должно обеспечивать обнаружение нападающего на базу противника и выявление его состава и намерений в таком удалении от намеченного места боя охраняемых сил, чтобы последние могли своевременно занять позиции, предусматриваемые планом боя. 246. Силы поддержки должны быть развернуты в пунктах побережья или в море в таком удалении от линии наблюдения и в такой готовности, чтобы при обнаружении противника иметь возможность быстро присоединиться к силам, обнаружившим его, и обеспечить своевременное выявление состава и намерений противника. 247. Управление всей системой дальнего дозора должно возглавляться одним лицом — старшим из командиров соединений, несущих дозорную службу, или специально назначаемым командиром.

АВЩ: 248. Командир соединения, несущего дозорную службу, должен получить от командира соединения охраняемых сил указания о месте, избранном им для боя; о необходимом ему запасе времени на развертывание сил для боя; о содействии силам дозора, на которое можно рассчитывать со стороны охраняемых сил; о действиях сил дозора, при вступлении в бой соединения охраняемых сил. Он должен также согласовать с командирами соседних соединений вопрос о взаимной помощи при выполнении задач. 249. Подготовка соединения к выполнению дозорной службы производится штабом ВМБ (МОР) на основании решения и указаний командира базы (командующего районом). Она включает: — планирование дозорной службы; — подготовку частей к выполнению задач дозора; — организацию взаимодействия сил и средств, привлекаемых к дозорной службе; — составление боевого наставления на дозорную службу, определяющего способы действий сил в данной конкретной обстановке и включающее условные сигналы; — организацию базирования дозорных сил. 250. Штаб ВМБ (МОР) при планировании дозорной службы обязан: —рассчитать развертывание сил наблюдения и сил поддержки и определить достигаемую при этом степень надежности обнаружения наступающих сил противника; — рассчитать необходимое дооборудование района средствами наблюдения и заграждения; — рассчитать смену дозорных сил, учитывая их автономность; — предусмотреть резерв сил для замены выбывающих из строя; — организовать надежную связь дозорных сил с командованием, с обеспечиваемым соединением, с соседями и между собой; — разработать систему опознавания своих кораблей и самолетов.

АВЩ: 251. Задачи дозорным группам ставит командир соединения, несущего дозорную службу. При этом им должны быть сообщены: — данные о противнике и его ожидаемые действия; — сведения о соседних дозорных группах; — задачи дозорных групп; — порядок, выполнения задач с указанием рубежей, времени наблюдения, маневрирования, маршруты сле-дования к линии наблюдения; — порядок донесений о противнике; — система опознавания; — время и место прохождения линии дозора своими силами; — порядок вызова сил поддержки; — порядок ведения боя и отхода; — действия ночью, в тумане и в штормовую погоду. 252. Командиры дозорных групп в порядке подготовки к дозорной службе должны проверить знание командирами кораблей — района действий, наставления по дозорной службе, а также умение использовать технические средства наблюдения. 253. Управление силами дозорной службы достигается: — надежной двусторонней связью командования дозорным соединением (при бесквитанционном методе передачи донесений) с кораблями и самолетами, находящимися в море, а также с береговыми постами; — контролем за местонахождением кораблей и самолетов, используя, когда это возможно, свои технические средства наблюдения; — быстрой обработкой получаемых донесений, перенацеливанием, когда этого требует обстановка, отдельных групп на наблюдение в новых секторах или на оказание поддержки обнаружившим противника группам; — наличием в готовности к выходу (вылету) в море быстроходных сил для усиления поддержки, когда этого требует обстановка; — передачей дозорным силам и соседям необходимой им информации о действиях противника и своих сил. 254. Прохождение линий наблюдения дозорных сил своими кораблями, в условиях малой видимости, должно быть запрещено, за исключением организованного выхода в море (или возвращения) кораблей, после заблаговременного предупреждения сил дозора. 255. Командир соединения, несущего дозорную службу, должен предусмотреть все виды специального обеспечения: навигационного, по связи и материально-технического.

АВЩ: 3. Ближний дозор 256. Ближние дозоры имеют основным своим назначением предотвратить внезапное проникновение в район стоянки кораблей легких сил противника и подводных лодок, а также его самолетов. Для выполнения этих задач используются сторожевые корабли, большие и малые охотники за подводными лодками и самолеты, береговые локационные станции и береговые батареи. Общее командование силами дозоров на подходах к базе осуществляется командиром охраны водного района (ОВР) ВМБ. 257. Для организации наблюдения в первую очередь должны быть использованы стационарные технические средства наблюдения, расположенные на берегу и на воде. С целью сузить район возможного проникновения противника выставляются минные, сетевые и боновые заграждения. В секторах, где наблюдение стационарными средствами не может быть обеспечено, оно должно осуществляться надводными кораблями и самолетами, принимая меры к обеспечению их от нападений самолетов и подводных лодок противника. 258. Для преследования обнаруженного противника и нанесения ему ударов используются береговые батареи, самолеты, большие и малые охотники за подводными лодками и сторожевые корабли. Эти силы должны находиться в готовности к выходу в море для активных действий после обнаружения противника.

АВЩ: 4. Разведывательный дозор 259. Основной задачей разведывательного дозора является обнаружение противника при проходе им определенного рубежа и своевременное донесение об этом командованию. При выполнении задач разведывательного дозора используются подводные лодки, развертываемые в завесы на линии дозора, и самолеты, совершающие систематические поиски противника в назначенной зоне. Содействуют им в выполнении этой задачи силы, ведущие разведку на театре. Командование разведывательным дозором возлагается, как правило, на командира соединения (части), ведущего основное наблюдение за противником. 260. При наличии сильного противодействия противника дозорным силам придается прикрытие (преимущественно воздушное), сопровождающее дозорные силы или вызываемое ими. Трудность обеспечения дозорных сил достаточно мощным прикрытием требует соблюдения скрытности линии развертывания сил наблюдения. 261. Силам разведывательного дозора, как правило, атаковать обнаруженного противника разрешается только после донесения командованию о его движении; это должно быть оговорено при постановке задачи (с исключением, если надо, особо оговоренных объектов) . 5. Блокадный дозор 262. Блокадный дозор имеет своим назначением обнаружить противника и атаками уничтожить его или задержать до прибытия главных блокирующих сил. В зависимости от обстановки блокадный дозор может выполняться различными родами морских сил. 263. Учитывая близость дозора к базам противника, облегчающую последнему борьбу с дозором, и удаленность главных блокадных сил, а также ударные задачи дозора, в состав блокадного дозора должны выделяться достаточно мощные силы. 264. Для прикрытия сил блокадного дозора и для стеснения выхода неприятельских кораблей, как правило, в районе действий блокадного дозора выставляются минные и сетевые заграждения. Прикрытие дозорных сил с воздуха достигается выделением для этой цели группы авиации, находящейся на передовых аэродромах в большой готовности к вылету.

АВЩ: В. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА РАЙОНА МОРЯ 1. Основы противовоздушной обороны района 265. Противовоздушная оборона (ПВО) района моря имеет целью воспрепятствовать боевой деятельности авиации противника в обороняемом районе. В ее задачи входит: — своевременное обнаружение воздушного противника и предупреждение о нем сил и средств ПВО и объектов возможного нападения противника в обороняемом районе; — отражение атак с воздуха на находящиеся в районе объекты нападения противника; — недопущение других видов боевой деятельности авиации противника в обороняемом районе (разведки, постановки мин, корректировки артогня и т. п.); — уменьшение эффективности каждого налета и быстрая ликвидация последствий воздушного нападения (ликвидация минных постановок осуществляется силами ОВР). Главной задачей ПВО района является — обеспечение с воздуха боевой деятельности флота и морских сообщений в обороняемом районе, а также защита с воздуха кораблей и транспортов при стоянке их в базе. 266. Для успешного выполнения задач ПВО в обеспечиваемом районе должно быть организовано: — непрерывное круговое наблюдение за воздушным противником; — использование всех сил и средств ПВО в их взаимодействии, обеспечивающем надежное отражение атак с воздуха в любых условиях воздушной и морской обстановки; — применение мероприятий, снижающих эффективность налетов (маскировка, уменьшающая заметность обороняемых объектов, их рассредоточение, создание ложных целей и т. п.).

АВЩ: 267. Характер ПВО, осуществляемой в прибрежных районах и в отдаленных районах моря, — различный: — противовоздушная оборона прибрежного района характерна участием в ней разнообразных сил и средств как береговых, так и корабельных, зенитной артиллерии и истребительной авиации; — противовоздушная оборона удаленного от баз района моря преимущественно осуществляется прикрытием кораблей с воздуха авианосной авиацией или самолетами дальнего действия и огневыми средствами самих кораблей. 268. Противовоздушная оборона района, как правило, ведется в форме тесного взаимодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии. Наиболее мощной формой ПВО является создание господства в воздухе над данным районом; в отдельных случаях, при отсутствии истребительной авиации ПВО имеет форму только зенитной обороны. 2. Противовоздушная оборона прибрежного района (базы) 269. Основой системы ПВО прибрежного района (базы) является соединение ПВО, выполняющее задачу противовоздушной обороны прибрежного района и состоящее в основном из соединения войск ПВО, включающего приданную истребительную авиацию, придаваемых по обстановке частей ПВО Красной Армии и корабельной зенитной артиллерии. Оно взаимодействует с частями дымомаскировки и дегазации, а также с местной противовоздушной обороной. Среди всех сил и средств ПВО истребительная авиация является наиболее активной и главной силой в бою.

АВЩ: 270. Все корабли флота и береговые части (авиация, береговая артиллерия, морская пехо- та), независимо от наличия специальных средств ПВО, обеспечивающих их в базе, должны бороться с воздушным противником своими средствами. Непрерывное наблюдение за воздухом, постоянная готовность огневых средств к отражению воздушного противника, своевременные мероприятия по защите (маскировка, рассредоточение возможных объектов атаки, устройство укрытий, организация противопожарной защиты и медицинской помощи) обязательны для кораблей и частей флота в любой обстановке. 271. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) в системе ПВО имеет задачей: своевременное обнаружение и опознавание самолетов, оповещение о воздушной опасности частей ПВО района (базы), кораблей, обороняемых объектов, ПВО фпота и частей ПВО Красной Армии. Кроме того, служба ВНОС ведет наблюдение за местностью и в прибрежном районе и доносит о появлении морского и воздушного десантов противника. Служба воздушного наблюдения должна быть круговой и вести наблюдение непрерывно специальными постами как на берегу (войска ПВО), так и на всех кораблях флота. 272. Истребительная авиация прикрывает корабли и транспорты при стоянке их в базе и на морских сообщениях и обеспечивает боевую деятельность морских сил в обороняемом районе. Выбор способа действий истребительной авиации зависит от ее численности, от поставленной задачи и условий морской и воздушной обстановки. 273. Служба наведения истребительной авиации имеет задачей наведение истребителей на обнаруженные самолеты противника в целях их атаки и уничтожения. Она состоит из постов наведения, организуемых на территории района и на кораблях (транспортах), прикрываемых истребителями на переходе в прибрежном районе.

АВЩ: 274. Огонь зенитных средств имеет целью уничтожение самолетов противника и высаживающихся парашютных десантов при нападении их на обороняемые объекты. Батареи зенитной артиллерии ПВО района (базы) в первую очередь должны обеспечить оборону кораблей (транспортов) и других наиболее ценных объектов. Зенитная артиллерия кораблей, при стоянке их в базе, входит в общую систему зенитной обороны базы. 275. Командир соединения ПВО несет полную ответственность за противовоздушную оборону района (базы) и управляет ею с КП ПВО района (базы). Истребителями непосредственно управляет командир соединения (части) истребительной авиации со своего КП, расположенного, как правило, совместно с КП ПВО района (базы). При сопровождении истребителями кораблей (транспортов) на переходе их морем в районе базы управление истребителями в бою осуществляет командир поста наведения (летчик-истребитель), находящийся на одном из прикрываемых кораблей. 276. План ПВО района (базы) составляется штабом соединения ПВО, исходя из задач, ему поставленных, воздушной и морской обстановки, наличных сил и средств соединения. Планом ПВО района (базы) устанавливается: — что, когда, где и на какое время требуется прикрыть силами ПВО; — система воздушного наблюдения, оповещения и связи; — система воздушных коридоров и организация опознавания для своих самолетов; - распределение сил и средств ПВО, их задачи и управление ими; — система наведения истребителей; — организация взаимодействия сил и средств ПВО; — варианты диспозиции кораблей (транспортов) в базе и порядок перемещения средств ПВО по каждому варианту; — мероприятия по защите кораблей и береговых частей, входящих в состав базы, своими средствами; — организация взаимодействия с системой ПВО соседних районов ПВО флота и ПВО Красной Армии; — мероприятия, снижающие эффективность налетов, в том числе порядок задымления объектов и отдельных участков района.

АВЩ: 277. Взаимодействие в бою частей соединения ПВО определяется боевым наставлением для ПВО района (базы), разрабатываемым штабом на основе плана противовоздушной обороны района (базы). 278. Сигнал воздушной тревоги подается при обнаружении группы самолетов противника (не менее трех). Для передачи сигнала используется вся действующая сеть проводной связи и радиосвязи. Сигналы оповещения о воздушной опасности должны передаваться вне всякой очереди. Всякого рода переговоры (обмен), независимо от их серийности, прекращаются по паролю «Воздух» (по телефону) или «ВЗД» (по телеграфу). Пользоваться паролем «Воздух» для других целей категорически запрещается.

АВЩ: 3. Противовоздушная оборона удаленного от баз района моря 279. Противовоздушная оборона удаленного от баз района моря организуется в ходе под-готовки и проведения отдельной операции соединениями флота с задачей прикрытия с воздуха всех видов боевой деятельности кораблей и частей в этом районе. 280. Для осуществления ПВО удаленного от баз района моря должна быть создана группа ПВО в составе: — частей войск ПВО флота (батареи ЗА, наземные и пловучие радиолокационные станции, подразделения аэростатов заграждения); — Соединений и частей истребительной авиации (береговой и с авианосцев); — кораблей, назначенных для ПВО; — авиации неистребительного типа, с мощным стрелково-пушечным вооружением, способной выполнять задачи ПВО. Управление группой обеспечивается штабом группы с центрами боевого управления (КП, ВПУ). 281. Командиром группы ПВО назначается один из командиров соединений (частей или авианосцев), входящих в группу ПВО и выполняющих задачу во взаимодействии со средствами ПВО прикрываемых соединений флота и с войсками ПВО морского оборонительного района. При проведении боевых действий крупного масштаба командование группой ПВО возлагается на командующего ПВО флота.

АВЩ: 283. Типовым организующим документом для ПВО удаленного от баз района моря является разрабатываемое штабом группы ПВО боевое наставление по ПВО удаленного от баз района моря. В нем должно быть указано: — общая задача группы ПВО; — распределение сил и средств, их задачи и управление ими и система ВНОС, с учетом возможных вариантов обстановки; — система наведения истребительной авиации; — боевые готовности сил и средств, входящих в группу ПВО. 284. Мероприятия, организуемые соединениями и кораблями, ведущими боевые действия в отдаленном районе моря для их непосредственной ПВО, определяются разделом 5 главы 6 настоящего устава.

АВЩ: Г. ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ОБОРОНА РАЙОНА МОРЯ 1. Основы противолодочной обороны района 285. Противолодочная оборона (ПЛО) района моря преследует цель обеспечения стоянки и плавания в районе боевых кораблей и транспортов от подводных лодок противника, а также — воспрепятствования действиям последних против береговых объектов, производству ими разведки и постановки мин в районе. Это требует: создания преград, не допускающих проникновения подводных лодок противника в наиболее важные участки и представляющих угрозу для их плавания в районе; организации повседневной борьбы с неприятельскими лодками с целью систематического их обнаружения, оповещения о них и уничтожения проникших в район лодок; принятия мер, затрудняющих подводным лодкам действия в районе. 286. В зависимости от задач и условий обстановки, в которых ведется противолодочная оборона, она может иметь три основных разновидности: — противолодочная оборона базового района, организуемая на длительное время, с использованием, кроме маневренных сил, различных позиционных средств заграждения и стационарных средств наблюдения, под прикрытием береговых батарей района; — противолодочная оборона удаленного от баз района, создаваемая на время нахождения в этом районе своих кораблей и транспортов и организуемая при помощи маневренных сил и средств с ограниченным использованием позиционных и стационарных средств; — оборона противолодочного рубежа, создаваемого в море на пути движения подводных лодок в виде ряда мощных преград, не допускающих проникновения подводных лодок противника в районы моря, где расположены пути движения кораблей, и транспортов, защищаемые противолодочным рубежом. 287. Противолодочная оборона района может вестись как в форме непосредственной защиты от подводных лодок ценных объектов, так и в более активной форме поиска подводных лодок в обороняемом районе, нападения на них и уничтожения их. 288. Разнообразие частных задач ПЛО в районе требует выделения специально для этой цели разнообразных сил и средств: сетевых и боковых заградителей; кораблей, вооруженных гидроакустическими и радиолокационными средствами наблюдения; самолетов, имеющих радиолокационные установки; береговых гидроакустических станций. Основным противолодочным соединением на театре является бригада сторожевых кораблей, состоящая преимущественно из больших-и малых охотников за подводными лодками. Для целей ПЛО привлекаются также находящиеся в районе мелкие корабли, боевые самолеты, посты СНиС, радиопеленгаторные и различные локационные станции. 289. Чем меньше подвергаются преследованию сил ПЛО подводные лодки противника, тем смелее они действуют. Поэтому важно, чтобы обнаруженная подводная лодка не оставалась не атакованной противолодочными силами.

АВЩ: 2. Противолодочная оборона базового района 290. Задача ПЛО базового района возлагается на соединение охраны водного района ВМБ. Для выполнения этой задачи ему придаются сторожевые корабли, разведывательные самолеты, посты связи и наблюдения и другие силы и средства; его поддерживают батареи береговой обороны и базовая авиация и с ним взаимодействуют корабли дальнего дозора. 291. В состав сил ПЛО ОВР ВМБ ВХОДЯТ: — сетевые и боновые заградители для оборудования района противолодочными преградами; — малые охотники за подводными лодками для поиска их и преследования в ближайших к базе участках района; — большие охотники за подводными лодками для выполнения той же задачи в более удаленных участках. В целях ПЛО используются также все корабли, несущие дозор в системе ОВР ВМБ. В соответствии с выполняемыми задачами и делением района на участки силы ПЛО формируются в группы, командирами которых назначаются старшие из командиров дивизионов или кораблей. 292. План оборудования водного района базы для противолодочной обороны должен быть разработан штабом ВМБ еще в мирное время и утвержден командованием МОР (флота). Он должен предусматривать надежную защиту от проникновения подводных лодок в район стоянки кораблей и расположения наиболее важных портовых сооружений (доков, стенок для приемки топлива, боезапаса и т.п.); внутреннюю охрану рейдов и индивидуальную защиту кораблей от торпед, затруднение проникновения подводных лодок в. маневренный район,базы и обнаружение лодок, пытающихся проникнуть или уже проникших в эти районы. 293. В соответствии с осуществленным оборудованием и имеющимися в базе силами и средствами штаб ОВР разрабатывает, согласно принятому командиром ОВР решению, план ПЛО базового района, утверждаемый командиром ВМБ. План ПЛО базового района должен предусматривать организацию: — постоянных противолодочных корабельных дозоров, — систематических поисков подводных лодок охотниками и самолетами, — ударных групп из охотников и самолетов для преследования обнаруженных в районе подводных лодок, — оповещения сил, находящихся в районе базы, — резерва на случай необходимости сменить разрядившиеся или вышедшие из строя корабли и самолеты, — восстановления боновых, сетевых и противолодочных минных заграждений.

АВЩ: 294. Организация наблюдения за подводными лодками требует установки береговых гидроакустических станций и других технических средств. Эти станции должны иметь непосредственную связь с выделенными для взаимодействия с ними ударными группами охотников за подводными лодками как при стоянке последних в готовности в базе, так и во время преследования ими лодок в районе работы станции. В районе проходов в противолодочных преградах, не охватываемых наблюдением гидроакустических станций, должно быть организовано наблюдение с кораблей, снабженных гидроакустическими средствами наблюдения. В маневренном районе ВМБ и на подходах к противолодочным преградам должны производиться систематические поиски подводных лодок охотниками и самолетами. Поиски подводных лодок должны производиться не только днем, но и ночью, особенно в районах возможной их зарядки. 295. Ограниченный запас на кораблях глубинных бомб требует наличия в базе кораблей и самолетов в постоянной готовности их к выходу в море, для смены преследующих лодку кораблей и самолетов, израсходовавших боезапас. Для обеспечения кораблям, находящимся в дозоре, необходимой боевой устойчивости должно быть предусмотрено прикрытие их с воздуха и, когда этого требует обстановка, — поддержка на случай нападения на них надводных кораблей противника. Состав кораблей в море должен обеспечивать успешную борьбу со всплывшей подводной лодкой.

АВЩ: 296. Штабом ОВР должно быть разработано применительно к конкретной обстановке взаимодействие кораблей в поисковых и ударных группах с самолетами (днем и ночью). При использовании в системе ПЛО своих подводных лодок должны быть приняты специальные меры, исключающие возможность ошибочной атаки лодок своими же силами ПЛО и встречи последних со своими лодками. О проходах через район ПЛО своих под-водных лодок корабли и самолеты, находящиеся в море, посты наблюдения и различного рода локационные станции должны быть предупреждены заблаговременно с указанием времени и пути следования лодок. 297. В штабе ОВР ВМБ должны сосредоточиваться и анализироваться все донесения об обнаружении подводных лодок в базовом районе. Пользуясь этими данными, штаб обязан регулировать движение кораблей в районе. Флагманский минер штаба ОВР отвечает за обучение и подготовку личного состава к выполнению атак при поиске подводных лодок и за своевременное снабжение всех сил ПЛО специальными противолодочными средствами. Флагманский связист ОВР отвечает за состояние (гидроакустических средств на всех кораблях ОВР и должен быть осведомлен о состоянии всех постов и станций, используемых для целей ПЛО базы.

АВЩ: 3. Противолодочная оборона удаленного от баз района 298. Противолодочная оборона удаленного от баз района временной стоянки кораблей или их действий у побережья возлагается распоряжением командующего МОР на соединение, выделяемое из состава бригады сторожевых кораблей, с приданными ему другими кораблями (в том числе и из состава охраняемого соединения) и разведывательными самолетами. 299. В соответствии с задачей охраняемых сил и решением командира соединения ПЛО штаб его разрабатывает план ПЛО района. . В первую очередь должны быть использованы средства противолодочных заграждений (при наличии их), для защиты того района, где, возможна стоянка или маневрирование кораблей малыми ходами. В этом же районе должно быть предусмотрено и наиболее действительное постоянное наблюдение за подводными лодками, а на подходах к нему организованы поиски подводных лодок кораблями и самолетами. Обследование района, постановка основных заграждений и организация наблюдения за подводными лодками производятся заранее, до прихода в район охраняемых сил, или же силы ПЛО, выполняющие эти задачи (обследующие район), включаются в состав первых эшелонов обеспечиваемого соединения. В отдаленных районах, близко расположенных к аэродромам противника, особое значение приобретает прикрытие сил ПЛО с воздуха.

АВЩ: 300. Для оборудования района, как правило, используются быстроставящиеся средства заграждения и наблюдения за подводными лодками, а также поставленные на якорях мелкосидящие суда, снабженные гидроакустическими и радиолокационными станциями, Поиски подводных лодок производятся кораблями (снабженными гидроакустическими и радиолокационными станциями), которые усиливаются используемыми с той же целью самолетами. Для преследования обнаруженных самолетами под-водных лодок должны быть выделены корабельные ударные группы. 301. Начальником штаба соединения ПЛО должно быть предусмотрено наличие на соединении необходимого запаса противолодочных средств (на больших кораблях и транспортах). Штаб разрабатывает порядок пополнения силами ПЛО израсходованных ими глубинных бомб и других противолодочных средств.

АВЩ: 4. Оборона противолодочного рубежа 302. Противолодочный рубеж создается при помощи комбинированного использования различных позиционных средств, охраняемых маневренными силами на значительном отрезке пути неприятельских подводных лодок, благоприятствующем по географическим условиям созданию в целом противолодочной позиции. Командование силами противолодочной позиции возлагается на специально назначенного командира соединения. 303. Основой противолодочной позиции, имеющей назначение препятствовать проникновению подводных лодок через нее, является искусственный рубеж, создаваемый из противолодочных сетей и минных заграждений, постоянно охраняемых корабельными и воздушными силами, береговыми постами и батареями. С целью заставить подводные лодки противника, пытающиеся прорваться через рубеж, израсходовать свои запасы энергии, по обе стороны преграды на значительном протяжении моря должно быть организовано наблюдение и преследование их. Со стороны, обращенной к противнику, противолодочный рубеж должен прикрываться минными заграждениями против надводных кораблей, не допускающими набегов на него надводных сил противника. От воздействия противника с воздуха противолодочиый рубеж должен обеспечиваться мощной противовоздушной обороной. 304. Основными силами соединения, обороняющего противолодочную позицию, являются охотники за подводными лодками (большие и малые) и придаваемые им сторожевые корабли, а также части разведывательной и ударной авиации. Для поддержки выделяются легкие надводные силы, ударные авиациоиные группы и истребительная авиация для прикрытия с воздуха. Задачей обороняющих позицию сил является обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, пытающихся проникнуть за линию противолодочного рубежа, и отражение нападений на рубеж надводных и воздушных сил противника. 305. План оборудования противолодочной позиции разрабатывается на основе директивы командующего МОР (флота) штабом последнего и утверждается Командующим Флотом. Штаб соединения, обороняющего противолодочную позицию, разрабатывает план ее обороны. Типовым распорядительным документом является боевое наставление по обороне противолодочной позиции. 306. Штаб соединения должен предусмотреть порядок пополнения израсходованных противолодочных средств (бонов, сетей, мин, глубинных бомб) и восстановление поставленных заграждений.

АВЩ: Д. ПРОТИВОКАТЕРНАЯ И ПРОТИВОМИНОНОСНАЯ ОБОРОНА РАЙОНА МОРЯ 1. Основы противокатерной и противоминоносной обороны района 307. Задачей противокатерной и противоминоносной обороны (ПКО) района моря является обеспечение безопасности кораблей при их стоянке и плавании в районе, а также ценных пловучих и прибрежных объектов (доки, краны и т. п.) — от торпедных атак катеров и миноносцев, а также от управляемых торпед. 308. Торпедные атаки катеров и миноносцев носят внезапный и стремительный характер. Это требует, чтобы вся система ПКО была в постоянной готовности к отражению внезапных атак, а действия отдельных ее звеньев были четкими и инициативными. 309. ПКО должна входить в общую систему обороны района. Организация ее зависит от условий расположения охраняемого района: — противокатерная и противоминоносная оборона базового района осуществляется с помощью корабельных и воздушных сил базы, береговых батарей, локационных станций и постоянных боковых заграждений; — противокатерная и противоминоносная оборона удаленного от баз района, в котором обеспечиваемые корабли находятся временно, организуется с использованием в основном лишь кораблей и авиации. 310. В общую схему построения ПКО входит организация наблюдения за водной поверхностью на подходах к обороняемому району и в самом районе, задержка и уничтожение атакующих сил, защита кораблей от торпед и ликвидация последствий атак.

АВЩ: Д. ПРОТИВОКАТЕРНАЯ И ПРОТИВОМИНОНОСНАЯ ОБОРОНА РАЙОНА МОРЯ 1. Основы противокатерной и противоминоносной обороны района 307. Задачей противокатерной и противоминоносной обороны (ПКО) района моря является обеспечение безопасности кораблей при их стоянке и плавании в районе, а также ценных пловучих и прибрежных объектов (доки, краны и т. п.) — от торпедных атак катеров и миноносцев, а также от управляемых торпед. 308. Торпедные атаки катеров и миноносцев носят внезапный и стремительный характер. Это требует, чтобы вся система ПКО была в постоянной готовности к отражению внезапных атак, а действия отдельных ее звеньев были четкими и инициативными. 309. ПКО должна входить в общую систему обороны района. Организация ее зависит от условий расположения охраняемого района: — противокатерная и противоминоносная оборона базового района осуществляется с помощью корабельных и воздушных сил базы, береговых батарей, локационных станций и постоянных боковых заграждений; — противокатерная и противоминоносная оборона удаленного от баз района, в котором обеспечиваемые корабли находятся временно, организуется с использованием в основном лишь кораблей и авиации. 310. В общую схему построения ПКО входит организация наблюдения за водной поверхностью на подходах к обороняемому району и в самом районе, задержка и уничтожение атакующих сил, защита кораблей от торпед и ликвидация последствий атак.

АВЩ: 2. Противокатерная и противоминоносная оборона базового района 311. ПКО базового района является одной из задач ОВР базы. Эту задачу командир ОВР осуществляет, используя свои силы: корабли ближних дозоров, специальные противокатерные батареи, локационные станции для обнаружения кораблей, посты СНиС и приданные для этой цели самолеты. Эти силы поддерживаются специально выделенными батареями береговой артиллерии и расположенными на берегу зенитными батареями с прожекторными постами и базовой авиацией. 312. Наблюдение в целях ПКО организуется, как правило, разведывательными самолетами, береговыми ростами наблюдения и кораблями ближних дозоров, а также локационными станциями, взаимо-действующими ночью с прожекторными постами. Для ослепления нападающих и облегчения ведения по кораблям противника огня в услоВИЯХ темного времени на подходах в бонам должны быть организованы световые завесы из прожекторов (завесчиков, искателей и сопроводителей) , а также осветительных ракет и авиационных осветительных бомб. 313. С целью задержки и уничтожения катеров и миноносцев противника должны быть созданы огневые рубежи: — огонь ближних дозоров, — огонь береговых батарей среднего калибра, обеспечиваемый ночью прожекторами-сопроводителями и другими средствами, — огонь противокатерных батарей и пулеметов непосредственно перед бонами, также обеспечиваемый ночью прожекторами. Выходы на рейд должны быть защищены не менее чем двумя рядами противокатерных бонов и противоторпедными сетями. Кроме того, должны быть предусмотрены внутренняя охрана рейдов и индивидуальная защита кораблей от торпед, могущих быть выпущенными торпедными катерами или миноносцами и самолетами-торпедоносцами (низкими), прорвавшимися к месту стоянки кораблей. Взаимодействие всех сил и средств обороны должно быть организовано так, чтобы обеспечить непрерывное поражение атакующих катеров и миноносцев и гарантировать недопущение их за линию бонов. 314. Для выполнения контратак снаружи бонов должны находиться в боевой готовности катера (преимущественно бронекатера), а для преследования катеров противника — на аэродромах самолеты-штурмовики, натренированные в ночных действиях.

АВЩ: 3. Противокатерная и противоминоносная оборона удаленного от баз района 315. ПКО удаленного от баз прибрежного района моря, временно используемого соединением кораблей, осуществляется силами, выделенными распоряжением командующего МОР (сторожевые корабли, бронекатера, самолеты-штурмовики и др.), при содействии сил дозора и ПКО самих охраняемых кораблей. Командование силами, выделенными для ПКО района, возлагается на старшего из командиров этих сил. 316. План ПКО района разрабатывается штабом соединения ПКО одновременно и в общем комплексе с другими видами необходимой при этом обороны, с учетом продолжительности нахождения кораблей охраняемого соединения в районе и возможного напряжения сил охранения. 317. Наблюдение за водной поверхностью в районе побережья должно быть организовано как на берегу (посты наблюдения и прожектора), так и в открытом море (с кораблей и самолетов дозора), а также с самих охраняемых кораблей. Штабом соединения ПКО должна быть разработана организация наблюдения с помощью корабельных технических средств ночью и в тумане, а также организация использования кораблями их осветительных средств. 318. Отражение атак катеров и миноносцев требует организации огневых рубежей: — огонь кораблей дозора, — огонь береговых батарей (при наличии таковых), — огонь охраняемых кораблей. Всем кораблям должны быть даны указания, в пределах каких секторов им разрешается вести огонь. Должны быть организованы контратаки и преследование противника. 319. Диспозиция кораблей, находящихся в районе и обеспечиваемых в отношении ПКО, должна быть согласована с командиром, организующим ПКО района и ответственным за нее, с целью обеспечения мм в наибольшей возможной степени безопасности стоянки и выполнения боевых задач.

АВЩ: Е. ПРОТИВОМИННАЯ ОБОРОНА РАЙОНА МОРЯ 1. Основы противоминной обороны района 320. Противоминная оборона (ПМО) района моря имеет своим назначением обеспечить безопасность плавания от мин в районе кораблей и транспортов. В ее задачи входят: — систематическое и контрольное траление фарватеров и маневренных районов; — очищение от мин отдельных участков моря, в которых они были обнаружены; — проводка кораблей через опасные районы за тралами; — наблюдение за кораблями, катерами и подводными лодками противника и за постановкой мин неприятельскими самолетами; — наблюдение за плавающими минами и уничтожение их; — оповещение об обнаруженных в районе минах; — обеспечение навигационными средствами безопасности плавания от мин; — контроль за магнитным состоянием кораблей, выходящих в море. 321. ПМО в зависимости от условий ее выполнения подразделяется на следующие разновидности: — противоминная оборона базового района, являющаяся постоянной и непрерывной задачей ВМБ и выполняемая под прикрытием сил и средств базы; — противоминная оборона удаленного от баз района, организуемая как для обеспечения безопасности повседневного плавания кораблей и транспортов в районе, так и для обеспечения проводимых в районе боевых действий кораблей и соединений; — прорыв минного заграждения с целью обеспечения возможности прохода кораблям и транспортам через минное заграждение, имеющее характер позиционного заграждения.

АВЩ: 322. Основной формой ПМО в районе моря является систематическое повседневное траление с целью поддержания безопасности плавания от мин по определенной системе фарватеров. В отдельных случаях, при отсутствии времени и средств на подготовку фарватеров, ПМО осуществляется в форме проводки кораблей за тралами. 323. Основным соединением, выполняющим тральные работы на театре (в пределах МОР), является бригада траления, состоящая из тральщиков различных типов, вооруженных тралами для траления всех существующих образцов мин.



полная версия страницы