Форум » Вторая мировая война » ТКА ВМС Румынии в 1944 » Ответить

ТКА ВМС Румынии в 1944

Сакс: Здравствуйте, подскажите пожалуйста о судьбе румынскмх ТКА захваченных СССР в 1944, а также по возможности добавить информацию к имеющейся: Торпедные катера (Vedete Torpiloare) тип «British Power Boat» 1. № 4 «Vedenia» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M-11 заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. 2. № 5 «Vântul» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M 11) заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. 3. № 6 «Vijelia» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M 11) заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. 4. № 7 «Viforul» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M 11) заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. 5. № 8 «Vârtejul» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M 11) заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. 6. № 9 «Vulcanul» Нидерландский торпедный катер тип TM 63-TM 70 (стр. № M 4-M 11) заказан «Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders» в Схиедаме в марте 1940, в мае 1940 материалы для строительства захвачены Германией, зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) тип S 203-S 210, в декабре 1940 снят со строительства, в 1941 материалы для строительства проданы Румынии, где заложен «Santierul Naval Galati» в Галаце, спущен, введен в ВМС Румынии в 1942, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце.

Ответов - 29

Scharnhorst: «Viforul», «Vijelia» и «Viscolul» - катера совершенно другого типа. Это британские «Восперы» 72-футового типа МТВ-20, 21 и 23, проданные Румынии в 1940 году. Два первых погибли в Варне 10 октября 1941 г. в результате взрыва на венгерском пароходе “Ungvar”, служившем их плавбазой. Четыре остальных, по моим сведениям, достраивались в Голландии и передавались Румынии в готовом виде или совсем близком к готовому.

Scharnhorst: Sorry, сначала не заметил, что и общее число в Вашем списке не сходится. Четыре экс-голландские: «Vantul», «Vartejul», «Vedenia», «Vulcanul»

Сакс: Не согласен, Первое - Румынии было передано 6 катеров Второе - «Восперы»: 1. № 1 «Viforul» погиб в 1941 2. № 2 «Vijelia» погиб в 1941 3. № 3 «Viscolul» 20 августа 1944 поврежден советской авиацией и 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце. № 6 и № 7 названы в честь погибших катеров. Кстати, откуда даные про 10 октября 1941? Румыны считают, что они погибли на минах 9 ноября 1941 Источник: http://www.geocities.com/dangrecu/VaseArm.html

Scharnhorst: Сакс Сейчас проверил: действительно, 10 октября - ошибка. Дата 9 ноября везде совпадает. Ровер и Стрельбицкий приводят минную версию - подрыв у Одессы; у Майстера фигурирует взрыв на «Унгваре», эту же версию встречал где-то в подробностях, сейчас не могу вспомнить источник. Но голландских катеров было передано именно четыре. Это утверждают, в частности, Конвей и Грёнер.

Сакс: Гренер пишет следующее: S 201 x TM 52 (. . 40) A 20.8.40, 12.9.40 zur Erprobung an 2. S-Fl; & 20.1.41, an Bulgarien verkauft; Nr. 4, 9.44 sowj. Beute: TKA 961, 2.4.45 re: Nr. 4, 1960& S 202 x TM 53 (. . 40) 17.9.40, zur Erprobung an 2. S-Fl; & 20.1.41, an Bulgarien verkauft; Nr. 5, 9.44 sowj. Beute: TKA 962, 2.4.45 re: Nr. 5, 1960& S 203-210 x TM 63-70 12.40 Bau wegen fehlender Tr und Wendegetriebe gestoppt. fertiges Baumaterial (evtl. auch Fertigbauten?) Mitte 1941 bis Ende 1942 an Rumanien und Bulgarien verkauft: bulg. F 6-7, 9.44 sowj. Beute: TKA 964-965, 2.4.45 re: F 6-7, 1960 br. Это если дословно из Erich Groner Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 2 Torpedoboote, Zerstorer, Schnellboote, Minensuchboote, Minenraumboote, Bonn 1999 По моему речь все-таки идет о всем количестве катеров, т.е. 10, 4 Болгарии, остальные Румынии, к тому же в Румынии все-таки было 6 катеров тип «Btitish Power Boat»

Scharnhorst: Можеть быть, и не имеет смысла спорить с румынским сайтом. Но вот в Конвее голландских катеров именно четыре - сообщается, что они входили в состав ВМФ СССР как ТК-951-954, а номер ТК-955 носил «Висколул».

Hai Chi: Scharnhorst пишет: цитатаРовер и Стрельбицкий приводят минную версию - подрыв у Одессы; у Майстера фигурирует взрыв на «Унгваре», Ungvar, следуя с грузом боеприпасов и бензина в эскорте ТКА Viforul и Vijelia из Сулины в Одессу, подорвался на мине. После того как судно погрузилось, на нем произошел взрыв боеприпасов и оба катера, занимавшихся подбором людей, также погибли. Бывших голландских катеров было действительно шесть штук у румын.

Сакс: Scharnhorst подскажите, а в Конвее случайно нет румынских наименований ТКА-951-954. С уважением.

Scharnhorst: Сакс пишет: цитатаScharnhorst подскажите, а в Конвее случайно нет румынских наименований ТКА-951-954 У меня Конвея нету-у-у... Это я делал выписки у Мирослава Морозова

Hai Chi: «Конвей» никак номера не соотносит. Да и вообще смешной это вопрос, ибо достоверность западного справочника 1979 года относительно всего, что касается советского флота - в общем, ниже плинтуса. Несмотря на то, что разделы по восточноевропейским странам там писали Твардовский вместе с Лемачко. Но это же 1979 год!!!

Сакс: А еще вопрос - где-то видел информацию, что немцы 20 августа 1943 передали Румынии бывшие итальянские катера 1. MAS 566 заложен «Cantieri Baglietto» в Варацце, спущен 20 июня 1941, вступил 8 августа 1941, 20 мая 1943 на Черном море передан Германии, где введен как торпедный катер (Schnellboot) S 501, 20 августа 1943 передан Румынии, где введен как торпедный катер (Vedeta torpiloare) № 10, исключен из ВМС Германии 10 октября 1943, 25 августа 1944 затоплен экипажем в Констанце из-за угрозы захвата СССР. 2. MAS 567 заложен «Cantieri Baglietto» в Варацце, спущен 20 июля 1941, вступил 14 августа 1941, 20 мая 1943 на Черном море передан Германии, где введен как торпедный катер (Schnellboot) S 502, 20 августа 1943 передан Румынии, где введен как торпедный катер (Vedeta torpiloare) № 11, 25 августа 1944 затоплен экипажем в Констанце из-за угрозы захвата СССР. 3. MAS 568 заложен «Cantieri Baglietto» в Варацце, спущен 11 августа 1941, вступил 25 августа 1941, 20 мая 1943 на Черном море передан Германии, где введен как торпедный катер (Schnellboot) S 503, 20 августа 1943 передан Румынии, где введен как торпедный катер (Vedeta torpiloare) № 12, 25 августа 1944 затоплен экипажем в Констанце из-за угрозы захвата СССР. 4. MAS 569 заложен «Cantieri Baglietto» в Варацце, спущен 8 сентября 1941, вступил 25 сентября 1941, 20 мая 1943 на Черном море передан Германии, где введен как торпедный катер (Schnellboot) S 504, 20 августа 1943 передан Румынии, где введен как торпедный катер (Vedeta torpiloare) № 14, 25 августа 1944 затоплен экипажем в Констанце из-за угрозы захвата СССР. 5. MAS 570 заложен «Cantieri Baglietto» в Варацце, спущен 20 сентября 1941, вступил 15 октября 1941, 20 мая 1943 на Черном море передан Германии, где введен как торпедный катер (Schnellboot) S 505, 20 августа 1943 передан Румынии, где введен как торпедный катер (Vedeta torpiloare) № 13, в 1943 потоплен в Черном море. Подскажите так-ли это, либо я ошибся.

Hai Chi: Румынам итальянские ТКА не передавались. Во всяком случае, в книге «Marina Romana in al Doilea Razboi Mondial» ни о чем подобном не говорится, и в диспозиции румынского флота на 23.08.1944 они не фигурируют. По наиболее правдоподобной версии, уцелевшие бывшие итальянские катера, использовавшиеся немцами на Черном море до октября 1943 г в составе 11-й флотилии «шнельботов», были в августе-сентябре 1944 г отведены вверх по Дунаю и в конце 1944 г разоружены и переданы на хранение в Линце. Кстати, с датой потопления S 505 ака MAS 570 вообще темное дело - так, по справочнику Богатырева, Ларинцева и Овчаренко, он будто бы был потоплен штурмовиками Ил-2 из состава 8-го шап в Феодосии еще 03.05.1943, то есть за 17 дней до формальной передачи под германский флаг.

Сакс: Уважаемый Hai Chi, а что эти катера делали в период с 1943 по август 1944? Итальянцы пишут, что они передали катера Германии, а затем ВМС Румынии, источник - http://faso1.supereva.it/navitutte.pdf

Hai Chi: Для Сакс: Понятное дело, что итальянцы просто переписывают общепринятую версию. Насчет того, что эти катера делали - да, скорее всего, находились на приколе где-нибудь в Румынии. Как я понимаю, к октябрю 1943 г на них просто окончательно моторесурс выбили, вот и ликвидировали 11-ю флотилию.

VLAD: Привет из Одессы, вчера только закончилась экспедиция в ходе которой ныряли на обсуждаемые тута английские торпедные катера. Один обследовали достаточно серьёзно, обе торпеды на месте, одна лежит в районах кормы, вторая в торпедном аппарате, в кормовой части привязаны четыре глубинных бомбы, в 20-ти метрах позади траверза правого борта находится оторванный счетверённый пулемёт. Второй катер находится вверх килем, доступ заблокирован. У кого имеются подробные чертежи, описание этих объектов будем рады сотрудничеству. Также как и по другим объектам. www.divingwreck.com

VLAD: У кого имеются подробные чертежи английских торпедных катеров погибших при взрыве Ungvar, будем рады сотрудничеству. Мы недавно ныряли на этих объектах. www.divingwreck.com

Scharnhorst: VLAD Чертежей нет - есть фото. Вообще, это стандартные 70-футовые "восперы", чертежи по которым найти не проблема. MTB-20, 21, 23 на верфи "Воспер" незадолго до передачи Румынии спуск на воду МТВ-22 (отличался только вооружением: 1х2 12,7-мм пулемет вместо 2х4 7,69-мм)

VLAD: Большое спасибо за ответ. За это время нашли второй счетверенный пулемёт. Первый пулемёт сейчас находится на процедурах консервации и подготовки в качестве музейного экспоната. Могу фотки выслать какой они вид сейчас имеют, спустя почти 70 лет на глубине 20 метров. То есть вооружение у всех торпедников поставленных Румынии было идентично. Жаль нельзя использовать отличие в вооружении как способ идентификации этих объектов. Интересно имели-ли они (VIGELIA и VIFORUL) какие нибуть внешние отличия уже во время службы в ВМС Румынии, есть-ли документальные подтверждения тому или нам для их точной идентификации придётся весь грунт убирать, в поисках документов?. Кстати, версия гибели этих объектов от мощного общего взрыва (Ungvar) похоже на правду. Разве то, что расположение на грунте, первого торпедника практически точно по курсу на Одессу, в какой-то степени может опровергнуть то что до детонации генерального груза на транспорте, катера сопровождения занимались спасением экипажа UNGVAR. Чегось мне кажется что всё было значительно быстрее, или имеется официальная, документальная информация по этим событиям? Второй торпедник находится чуть за ним и ближе к берегу примерно в 2 кбт., расположен вверх килем (все три винта и валолинии на месте, два пера руля также). Судя по его разрушениям он находился ближе к источнику взрыва, что и логично. Чтобы прояснить всю картину, нужно понять что из обилия металлолома есть UNGVAR. Сейчас этим занимаемся. Будем рады любой информация касательно этого конвоя и его состава. Потому как на небольшом рассстоянии от этих объектов найденны останки несамоходной баржи и т.п. Которые точно не могут иметь отношения к UNGVAR. Немного ближе к берегу в 5-6 кбт. от торпедников находятся останки крупнотонажного судна буквально завязаны на узел, явно от мощного взрывного воздействия. В тоже время там-же находится кормовая часть точно эсминца, которую наши военные историки (и это подтверждено гидрографией) идентифицировано как "Карло Альберто Раккия", которую разбирал ЭПРОН ... Или два объекта рядом. Будем очень признательны за помощь в работе по идентификации и изучения объектов с этого конвоя. Если есть ещё фотки.

VLAD: Хоть это не важно для нашей работы, но МТВ 22 имел две одинарные установки пулемётные установки Викерс. Есть фотка MTB 22 в книге "British Motor Torpedo Boat 1939-45" Так дополнительной информации по нашему вопросу больше никто не имеет?

Scharnhorst: VLAD пишет: МТВ 22 имел две одинарные установки пулемётные установки Викерс Полагаю, это ошибка. Что-то я не помню одинарных пулеметных установок от "Викерса" - только если 7,69-мм на шкворнях. Это во-первых. Во-вторых, на представленной выше фотографии на данном катере видны две турели - ИМХО, как раз счетверенные 7,69-мм. Уж во всяком случае, это точно не одинарные пулеметы.

VLAD: Две одинарных, на отдельных тумбах, только калибра 12,7 Счетверённая это 7,69, я просто сразу не нашёл её у Викерса. Хотя и сейчас полной инфы по этой установке с чертёжиками не нашёл. Вот кстати, если интересно, тута я фотку выкладывал, поднятой нами одной из пулемётных установок (вместе с рамойhttp: //ww2.ru/forum/index.php?showtopic=71719). На ваших фотках (три торпедника для Румынии), только рамы установлены, но именно эти по счетверёнку. Очень интересно.

Вованыч_1977: Согласен с уважаемым Scharnhorstом. Кстати, вот вроде ещё кто-то из румын

Scharnhorst: VLAD пишет: Две одинарных, на отдельных тумбах, только калибра 12,7 Счетверённая это 7,69, я просто сразу не нашёл её у Викерса. Хотя и сейчас полной инфы по этой установке с чертёжиками не нашёл. Если найдете - очень хотелось бы взглянуть. Повторюсь, что никогда ничего подобного не встречал. Все полудюймовые "Викерсы" у англов из мне известных - либо в спарках, либо знаменитый четырехствол

Вованыч_1977: Scharnhorst пишет: Все полудюймовые "Викерсы" у англов из мне известных - либо в спарках, либо знаменитый четырехствол Согласен. Либо либо

EAA: Вроде еще была спарка Mark IV, палубная

Scharnhorst: Вованыч_1977 пишет: Кстати, вот вроде ещё кто-то из румын Да, известный труд "Allied coastal forces..." трактует его как один из катеров, переданных Румынии EAA пишет: Вроде еще была спарка Mark IV, палубная Была. В том же труде она упоминается (без картинок), но пишется, что ставилась только на "фермайловские" катера и вооруженные траулеры. Т.е., видимо, считалась не подходящей для вооружения быстроходных катеров. В любом случае, этот спор к румынским катерам не имеет никакого отношения...

Botik Petra Velikogo: Касательно конвоя. Майстер описывает гибель "Унгвара" так: Вследствие плохой погоды следующий конвой смог выйти лишь 9 ноября. Он состоял из венгерских торговых судов «Унгвар» и «Тисса», четырех немецких речных катеров-тральщиков и двух румынских торпедных катеров. В то время, когда речные катера-тральщики в районе Бугаза проделывали проход в минном заграждении, «Унгвар» своей носовой частью наскочил на мину, из-за чего у него вывалился якорь, который нельзя было ни поднять, ни тащить. Несмотря на то, что корабль дал винтами задний ход, юго-западным ветром его повернуло поперек к заграждению. Часть экипажа спаслась, пересев на спасательную шлюпку, а румынские торпедные катера хотели снять оставшийся экипажа. Но в это время взорвалась мина около трюма, и весь корабль вместе с оставшимися на нем людьми, боеприпасами и грузом этилированного бензина взлетел на воздух. Погиб находившийся в это время на корабле командир Дунайской флотилии капитан 3 ранга Петцель, при этом погибли еще 5 офицеров и 28 матросов. Румынские торпедные катера «Вифорул» и «Виелия», а также спасательная шлюпка в результате взрыва получили тяжелые повреждения и затонули. После спасения большинства тяжело раненых, из-за усиливающегося ветра конвой не смог больше следовать дальше, речные катера-тральщики зашли в Бугаз, а «Тисса» вернулась в Сулину (по КТВ Морского коменданта Украины - в Бугаз). К этому могу добавить, что грузом, перевозившимся на "Унгваре" было 141 т бензина в бочках и 916 т авиабомб.

VLAD: Вчера завершился ещё один этап по изучению места гибели тр-а Ungvar вместе с катерами сопровождения Vigelia Viforul. Прояснить ситуацию помогло использование современных гидроаккустических средств. В общем Ungvar, вернее всё что от него осталось мы обнаружили. Мощность взрыва была такова, что на дне до сих пор имеется воронка, заполненная мелкодисперстным жидким илом, скрывающая большую часть обломков. Средний диаметр воронки около 180 метров. Несколько крупных частей тр-а (10-15 метров) лежат по краям воронки и немного за её пределами. Более мелкие части корпуса весом до 100 кг, а также бочки сдавленные взрывом находятся на удалении от 15 до 100 и более метров от края воронки, разлёт мелких деталей сфокусирован больше в сторону одного из торпедных катеров (который перевёрнут вверх килем). Ближе всего к краю воронки, в 50 метрах, находится катер перевёрнутый вверх килем. Самое интересное, что у этого катера полностью вытравлена якорная цепь, якорь (системы "плуг" на ощуп) находится в грунте в держащем положении, что говорит о нахождении его на момент взрыва на якоре. Второй торпедник находится на ровном киле, надстройки отсутствуют, на расстоянии 140 метров от ближайшего края воронки. Расстояние между этим катером и перевёрнутым 370 метров. Также, найдено в эпиценте взрыва несколько целых авиабомб. В районе несколько минных якорей и одна мина (рогатая) на минрепе. Глядя на результаты этого мощнейшего взрыва, на экране ГБО, трудно поверить что кто-то смог остаться в живых. Спасибо за помощь, буду рад любой дополнительной информации по этому вопросу.

Botik Petra Velikogo: Влад, спасибо за классное описание.



полная версия страницы